Дело №2-238/2010 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8 октября 2010 года. р.п. Карсун Карсунский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Мещаниновой И.П., с участием ст. помощника прокурора Карсунского района Каргина Н.Н., при секретаре Шибановой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карсунского района в интересах Пищулиной Анны Матвеевны к администрации МО «Карсунское городское поселение» о признании решения жилищной комиссии при администрации МО «Карсунское городское поселение» о снятии с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Карсунского района в интересах Пищулиной А.М. обратился в суд с иском к администрации МО «Карсунское городское поселение» о признании решения жилищной комиссии при администрации МО «Карсунское городское поселение» о снятии с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным. В обоснование своих требований истец указал, что в соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п.11 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Частью 7 статьи 52 ЖК РФ также установлено, что порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации. В настоящее время на территории Ульяновской области вышеназванные правоотношения регулируются законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон), а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений» (далее – Порядок). В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области. Постановлением администрации МО «Карсунское городское поселение» от 08.02.2010 года № 20, изданным на основании решения жилищной комиссии при администрации указанного поселения от 12.01.2010 года № 15, Пищулина А.М., являющаяся вдовой умершего участника ВОВ, была поставлена на очередь в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии при администрации МО «Карсунское городское поселение» от 24.03.2010 года № 18 Пищулина А.М. снята с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст.53, п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ ввиду того, что она, продав 25.09.2008 года принадлежащий ей жилой дом, преднамеренно ухудшила свои жилищные условия и не истек пятилетний срок с момента отчуждения жилого помещения. Однако отказ в постановке на учет Пищулиной A.M. как нуждающейся в улучшении жилищных условий по вышеуказанному основанию нельзя признать законным. Так, в соответствии со ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Пунктом 6 Федерального закона от 21.12.2009 года № 327 «О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»» (далее - Закон) определено внести следующие изменения в названный Закон: в подпункте 4 пункта 1 статьи 21 слова «и вставших на учет до 1 марта 2005 года» исключить, слова «Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 марта 2005 года, и члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации» заменить словами «Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Таким образом, в соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального Закона «О ветеранах» (в редакции от 21.12.2009 года) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 данного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Как установлено проведенной проверкой, Пищулина A.M. совершила действия по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения 25.09.2008 года, то есть задолго до внесения вышеуказанных изменений в Федеральный закон «О ветеранах», и в отсутствие намерения приобретения права состоять на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, что свидетельствует об отсутствии в ее действиях умысла на преднамеренное ухудшение жилищных условий, а также неправомерности снятия администрацией МО «Карсунское городское поселение» Пищулиной A.M. с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании ст.54 ЖК РФ. На основании изложенного, прокурор просит суд признать решение жилищной комиссии при администрации МО «Карсунское городское поселение» о снятии Пищулиной А.М. с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, оформленное протоколом данной комиссии от 24.03.2010 года № 18, незаконным. В судебном заседании помощник прокурора Каргин Н.Н. исковые требования поддержал, в обоснование их привел вышеизложенные доводы. При этом суду дополнил, что после продажи жилого помещения Пищулина А.М. на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий не вставала, вследствие чего, преднамеренности в ухудшении своих жилищных условий в действиях Пищулиной А.М. не усматривается. Как на момент постановки на учет, так по состоянию на дату снятия ее с учета, Пищулина А.М. нуждалась в улучшении жилищных условий, исходя из действующей ранее и на сегодняшний день учетной нормы площади жилого помещения, которая составляет у Пищулиной А.М. менее 12 кв.м.. Пищулина А.М., в интересах которой предъявлено исковое заявление, требования прокурора поддержала. При этом суду пояснила, что свой дом она продала внуку ввиду его ветхости, а средств на его ремонт у нее нет. В доме воды, канализации не было, газ был привозной. В данном доме она живет до сих пор вместе с внуком и его семьей, всего в доме проживают 4 человека. В марте-апреле текущего года она узнала от дочери, что снята с очереди на улучшение жилищных условий. Лишь после того, как администрацией поселка ее дочери Игониной Т.Н. было предложено подать документы на улучшение жилищных условий, она написала заявление о постановке на очередь на основании Указа Президента РФ. До этого, она когда-либо на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий, не стояла, и не была намерена этого делать. В последующие судебные заседания Пищулина А.М. не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования прокурора поддержала. Представитель Пищулиной А.М. Игонина Т.Н. исковые требования прокурора поддержала, суду пояснив, что дом Пищулиной А.М., который та продала ее сыну, нуждался в ремонте. В дальнейшем дом частично отремонтировал сын – отремонтировал крышу, провел газ и воду, канализацию. Все необходимые документы она передала заместителю Главы МО «Карсунское городское поселение» 28.01.2010 года, в дальнейшем решением жилищной комиссии ее мать была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий, но потом ее с очереди сняли. Общая площадь дома составляет 31,96 кв.м., а жилая - 19,78 кв.м. После проведенного ее сыном ремонта площадь дома не увеличилась. На момент подачи документов о постановке на очередь она не скрывала, что мать продала дом, передав должностным лицам документы об этом. На момент постановки матери на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий, в спорном доме та проживала одна, зарегистрированные в доме матери Г**С*Н*, Г**Н*А* своего жилья не имеют, С**Н*Н* проживает в собственном доме по <адрес>, Ш**М*А* и Ш**Д*А* – имеют собственное жилье по <адрес>. Ее сын Г**А*И* по договору социального найма имеет квартиру в <адрес>, где проживает она с супругом З**Е*И*. Представитель ответчика Алеветдинова И.А. исковые требования не признала, суду пояснив, что основанием для снятия Пищулиной А.М. с учета явились ее действия по отчуждению имущества. При решении вопроса о постановке на учет Пищулиной А.М. как нуждающейся в улучшении жилищных условий, наличие или отсутствие учетной нормы на одного члена семьи, зарегистрированных в спорном доме Пищулиной А.М., не проверялось. Решение комиссии считают законным и обоснованным. Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции ФЗ от 21.12.2009 года нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны, ветерана боевых действий, состоявшие на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации имеют право на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. В соответствии с п.11 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Для решения вопроса о необходимости обеспечения истицы жильем в соответствии с вышеприведенным законодательством необходимо признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Судом установлено, что Пищулина А.М. является нетрудоспособным членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны, а также инвалида Великой Отечественной войны. Данное обстоятельство подтверждается справкой серии МСЭ-013 № 902472 от 09.02.2002 года, справкой №141 от 25.10.2004 года, и сторонами не оспаривается. Законом Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (далее – Закон), а также постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и Порядке предоставления им жилых помещений» (далее – Порядок) предусмотрено регулирование вышеназванных правоотношений. В соответствии со статьей 2 Закона ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области. Судом установлено, что Пищулина А.М. имела в собственности жилой дом <адрес>, общей площадью 31,96 кв.м., жилой площадью 19,78 кв.м., что подтверждается актом жилищных условий заявителя от 12.01.2010 года и технической документацией на жилое помещение. В данном доме, помимо Пищулиной А.М., на момент постановки последней на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, были зарегистрированы еще 5 граждан как члены семьи Пищулиной А.М.: Г**С*Г* с 30.06.2003 года, Г**Н*А* с 30.06.2003 года, С**Н*Н* с 16.01.2001 года по 25.08.2010, Ш**М*А*, Ш**Д*А* с 16.06.2004 года по 14.07.2010 года. Согласно представленному техническому паспорту по состоянию на 13.09. 2010 года с учетом проведенного ремонта Г**А*И*, общая полезная площадь в данном доме не изменилась. По состоянию на февраль 2010 года Г**А*И*, членом семьи которого в настоящее время является Пищулина А.М., зарегистрирован в <адрес>, не был, а был зарегистрирован по <адрес> р.п. Карсун вплоть до 17.04.2010 года. момент постановки последней на учет в качестве нуждлающейся в улулчшении жилищных условий,, Согласно договору купли-продажи от 25.09.2008 года указанное домовладение Пищулиной А.М. было продано своему внуку Г**А*И*, прекращение права собственности Пищулиной А.М. на домовладение подтверждается отметкой УФРС по Ульяновской области от 03.10.2008 года в свидетельстве о государственной регистрации права. Таким образом, с 03.10.2008 года Пищулина А.М. зарегистрирована и проживает в домовладении не как собственник, а как член семьи собственника. По договору социального найма жилого помещения №50 от 7.04.2009 года между МО «Карсунское городское поселение» и Г**А*И*, последнему была передана квартира общей площадью 18,4 кв.м. по адресу: <адрес>. Вышеназванное жилое помещение было выдано Г**А*И* по ордеру на 3 членов семьи, в которые входят он, его мать Игонина Т.Н., супруг З**Е*И*. Зарегистрированные в доме Пищулиной А.М. – Г**С*Н*, Г**Н*А* какого-либо жилого помещения в собственности на момент регистрации не имели, Ш**М*А*, Ш**Д*А* имеют жилое помещение по адресу: <адрес> (общая полезная площадь -43,40 кв.м.), С**Н*Н* имеет жилое помещение по адресу: <адрес> общей полезной площадью 24,28 кв.м.. В указанных жилых помещениях данные лица проживали и проживают до настоящего времени. Данные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о гос. регистрации права, инвентарными делами, договором купли-продажи, домовыми книгами, показаниями свидетелей Г**А*И*, С**Н*Н*. Поскольку вышеназванные жилые помещения Ш**М*А* и С**Н*Н* были приобретены в браке, их доля будет составлять ? от общей полезной площади. 28.01.2010 года Пищулина А.М. обратилась к Главе администрации МО «Карсунское городское поселение» с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При этом ею в орган местного самоуправления, наряду с другими документами, был представлен и вышеназванный договор купли-продажи, что подтверждается распиской в приеме документов от 28.01.2010 года. Указанные документы были приняты на основании акта проверки жилищных условий от 12.01.2010 года, составленным жилищной комиссией органа местного самоуправления. 08.02.2010 года постановлением Главы администрации МО «Карсунское городское поселение» №20 Пищулина А.М. поставлена на очередь на улучшение жилищных условий как вдова участника ВОВ. В дальнейшем, решением жилищной комиссии при администрации МО «Карсунское городское поселение» от 24.03.2010 года № 18 Пищулина А.М. снята с учета в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст.53, п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ ввиду того, что она, продав 25.09.2008 года принадлежащий ей жилой дом, преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, а также не истек пятилетний срок с момента отчуждения жилого помещения. Данные обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетелей Ж**С*М*, Д**Т*А*, перепиской между истицей и администрациями поселка, района, других служб. В силу п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п.п.4 и 5 ст.50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Постановлением Главы МО «Карсунское городское поселение» от 15.12.2006 года №51-П на территории МО установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади (на момент обращения Пищулиной А.М. с заявлением о постановке в очередь), Решением Совета депутатов МО «Карсунское городское поселение» от 29.03.2010 года №17 таковая норма установлена в размере 17 квадратных метров (действующая на данный момент). Действует решение Совета депутатов с апреля 2010 года. Учитывая, что Пищулина А.М. является членом семьи Г**А*И* суд определяет уровень ее обеспеченности общей площадью жилого помещения исходя из суммарной общей площади всех принадлежащих на праве собственности жилых помещений зарегистрированных лиц на момент постановки Пищулиной А.М. на учет как нуждающейся в улучшении жилищных условий с учетом их долей, а также жилого помещения, занимаемого Г**А*И*, его матерью и отчимом по договору социального найма. 31,96 (общая площадь по <адрес>)+12,14 (1/2 доли С**Н*Н* по <адрес>)+21,7 (1/2 доли Ш**М*А* по <адрес>+18,4 (по договору социального найма)=84,2:9 (зарегистрированных лиц – Пищулина А.М., С**Н*Н*, Ш**М*А*.Шичков Д.А., Г**С*Н*, Г**Н*А*, Г**А*И*, Игонина Т.Н., З**Е*И*) =9,3 кв.м.. В случае не принятия жилого помещения, которым Г**А*И* обладает согласно договору социального найма во внимание, Пищулина А.М. также не будет иметь учетную норму жилой площади, поскольку она будет составлять: 31,96 кв.м.+21,7 кв.м.+12,14 кв.м.=65,8 кв.м. : 6 зарегистрированных лиц=10,9 кв.м.. При таких обстоятельствах, суд признает истицу, нуждающейся в улучшении жилищных условий как на момент ее постановки на учет, так и на момент снятия с учета, поскольку Пищулина имеет общей полезной площади менее 12 кв.м.. Доводы ответчика о том, что истица Пищулина А.М. преднамеренно ухудшила свои жилищные условия, суд считает не состоятельными, поскольку ухудшение жилищных условий не повлияло на то, что она нуждается в улучшении жилищных условий. Она как до отчуждения жилого помещения, так и после нуждалась в улучшении жилищных условий. Учитывая изложенное, суд считает решение жилищной комиссии при администрации МО «Карсунское городское поселение» №18 от 24.03.2010 года о снятии Пищулиной А.М. с учета как нуждающейся в улучшении жилищных условий, не законным, а требования прокурора подлежащими удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Требования прокурора Карсунского района Ульяновской области в интересах Пищулиной Анны Матвеевны к администрации МО «Карсунское городское поселение» о признании решения жилищной комиссии при администрации МО ««Карсунское городское поселение» о снятии с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным удовлетворить. Признать решение жилищной комиссии при администрации муниципального образования «Карсунское городское поселение» №18 от 24.03.2010 года о снятии с очереди в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Пищулиной Анны Матвеевны незаконным. Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение 10 дней. Судья: И.П.Мещанинова