назначение досрочной пенсии



        

Дело №2-263/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 октября 2010 года.        р.п. Карсун

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Мещаниновой И.П.,

при секретаре Ахметшиной А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайретдиновой Зульфии Бургановны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л:

Хайретдинова З.Б. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе о назначении досрочной пенсии по старости. В обоснование своих требований указала, что 27.07.2010 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью. 05.08.2010 года в назначении досрочной трудовой пенсии комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области ей было отказано в связи с отсутствием у нее необходимого специального трудового стажа. При этом в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости ей зачтены только периоды работы:

-с 05.10.1993 года по 20.03.1994 года (0 лет 6 месяцев 28 дней) в должности медсестры поликлиники Карсунской райбольницы;

-с 21.03.1994 года по 02.01.1997 года (3 года 5 месяцев 23 дня) в должности медсестры поликлиники Карсунской райбольницы;

-с 06.10.1997 года по 31.10.1999 года (2 года 7 месяцев 1 день) в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории МУЗ Карснская ЦРБ.

Данный стаж в соответствии с п. 5/а «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденного Постановленеим Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 засчитан в стаж работы как 1 год и 3 месяца за год работы.

В то же время периоды работы:

-с 01.11.1999 года по 22.07.2001 года (1 год 8 месяцев 22 дня) в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Карсунская ЦРБ;

-с 01.11.2002 года по 01.03.2004 года (1 год 4 месяца 1 день) в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Карсунская ЦРБ;

-с 17.03.2004 года по 19.06.2006 года (2 года 3 месяца 2 дня) в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Карсунская ЦРБ;

- с 20.06.2006 года по 26.07.2010 года (4 года 1 месяц 6 дней) в должности медицинского лабораторного техника МУЗ Карсунская ЦРБ исчислены ответчиком в календарном порядке.

Период ее работы в профилактории колхоза «Верный путь» в должности заведующей профилактория с 22.07.1986 года по 04.10.1993 года (9 лет 0 месяцев 0 дней) и период ее работы в Карсунской райбольнице в должности лаборанта -паразитолога с 03.01.1997 года по 02.02.1997 года (0 лет 1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (0 лет 6 месяцев 10 дней) вообще не зачтены ответчиком в льготный медицинский стаж. Данный отказ мотивирован тем, что в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в подп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» в разделах «Наименование учреждений» и «Наименование должностей» данное учреждение и данная должность не предусмотрены. Кроме того, ответчиком не засчитаны в ее специальный трудовой стаж периоды с 03.02.1997 года по 03.05.1997 года (0 лет 3 месяца 0 дней) и 02.03.2004 года по 16.03.2004 года (0 лет 0 месяцев 14 дней), когда она находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства. Считает, что при условии зачета всех неучтенных ответчиком периодов ее специального трудового стажа как лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности, ее медицинский специальный трудовой стаж составляет более 25 лет, т.к. в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» предусмотрено право на назначение досрочной трудовой пенсии по указанным основаниям при наличии специального медицинского трудового стажа не менее 25 лет.

В Списке должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 года, перечислены должности среднего медицинского персонала, в том числе медицинской сестры, заведующей, лаборанта. Кроме того, в указанном постановлении Правительства РФ не содержатся указания на то, что наличие наименования структурного подразделения лечебного учреждения (профилакторий в ее случае) является основанием для отказа в назначении пенсии, т.к. фактически на своем месте она осуществляла именно лечебную деятельность полный рабочий день в соответствии с должностными инструкциями, имела среднее медицинское образование и квалификацию «медицинская сестра», в ее обязанности входила доврачебная медицинская помощь, санитарно-просветительная работа, она занимала указанную должность согласно штатному расписанию в медицинском учреждении - профилактории.

Считает, что отсутствие в Списке должностей и учреждений, утвержденном постановлением Правительства РФ за № 781 от 29.10.2002 года наименование «профилакторий» не является основанием для не включения всего периода с 22.07.1986 года по 04.10.1993 года (9 лет 0 месяцев 0 дней) в стаж работы, дающей право на пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, поскольку она фактически как заведующая профилакторием выполняла лечебную работу на конкретном месте. Наименование должности указывает на ее работу, конкретизируя рабочее место и круг обязанностей, выполняемых ею в лечебном учреждении, каковым и является профилакторий.

Кроме того, не включение ответчиком в ее стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, период ее работы в Карсунской райбольнице в должности лаборанта-паразитолога с 03.01.1997 года по 02.02.1997 года и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (0 лет 6 месяцев 10 дней), также нарушает ее права на назначение досрочной трудовой пенсии, т.к. в Списке должностей и учреждений содержится такое наименование как «больницы всех наименований» и прямо указана должность лаборанта.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 03.06.2004 года № 11-П установлено, что при решении вопроса о наличии стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, должны засчитываться в соответствующий стаж профессиональной деятельности все периоды работы любой лечебной деятельности, а форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, даже и в учреждениях, не являющихся государственными (муниципальными), в ином случае нарушается ее конституционное право на социальное обеспечение, предусмотренное предписаниями ч. 1 и ч. 2 ст. 19 и ч. 2,3 ст. 55 Конституции РФ.

Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата, а значит, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный Фонд.

Из изложенного следует, что периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства в периоды с 03.02.1997 года по 03.05.1997 года (0 лет 3 месяца 0 дней) и со 02.03.2004 года по 16.03.2004 года (0 лет 0 месяцев 14 дней) подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии. Считает, что отказом УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области нарушено ее право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по вышеуказанным основаниям, т.к. право на социальное обеспечение по возрасту гарантировано ст. 39 Конституции РФ.

На основании вышеизложенного, просит отменить решение Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области от 05.08.2010 года об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью ввиду отсутствия у нее специального трудового стажа, обязать Управление ПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный трудовой стаж, дающий ей право на получение досрочной трудовой пенсии по старости:

-период работы с 22.07.1986 года по 04.10.1993 года (9 лет 0 месяцев 0 дней) в должности заведующей профилактория колхоза «Верный путь» как 1 год 3 месяца за 1 год работы;

-периоды работы с 03.01.1997 года по 02.02.1997 года (0 лет 1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (0 лет 6 месяцев 10 дней) в должности лаборанта-паразитолога Карсунской райбольницы как 1 год 3 месяца за 1 год работы;

-периоды нахождения на курах повышения квалификации с отрывом от производства с 03.02.1997 года по 03.05.1997 года (0 лет 7 месяца 0 дней) и 02.03.2004 года по 16.03.2004 года (0лет 0 месяцев 14 дней) в календарном исчислении и назначить ей трудовую пению по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с 27.07.2010 года, т.е. с момента обращения за ней к ответчику.

В судебном заседании истица Хайретдинова З.Б. свои требования поддержала, в обосновании их привела вышеизложенные доводы. При этом дополнительно суду пояснила,что занимаемая ею должность заведующего профилакторием колхоза относилась к среднему медицинскому персоналу, в профилактории она работала одна с санитаркой и фактически исполняла обязанности медицинской сестры: проводила предрейсовые осмотры водителей, все процедуры по назначению врача, участвовала в медосмотрах колхозников, проводила прогревание в физкабинете, делала внутривенные и внутримышечные инъекции, т.е. выполняла все медицинские манипуляции. Неоднократно к ним приезжал зубной врач, с которым она также работала.

Представитель ответчика - УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Камаева Л.К. признала исковые требования в части включения в стаж работы, дающей право на получение досрочной трудовой пенсии периоды работы в должности лаборанта-паразитолога с 03.02.1997 года по 02.02.1997 года (0 лет 1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (0 лет 6 месяцев 10 дней) в должности лаборанта-паразитолога Карсунской райбольницы как 1 год 3 месяца за 1 год работы.

В остальной части иск не признала, поддержав доводы, изложенные в протоколе комиссии №116 от 05.08.2010 года и отзыве на исковое заявление, из которых следует, что истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с тем, что ее специальный стаж на дату обращения, 27 июля 2010 года, составил 16 лет 0 месяцев 26 дней при необходимых 25 годах. Период работы с 22.07.1986 г. по 04.10.1993 года (9 лет 0 месяцев 0 дней) в профилактории колхоза «Верный путь» в должности заведующей засчитать в льготный медицинский стаж не представляется возможным, т.к. в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 в разделе «Наименование учреждений» данное учреждение не предусмотрено.

Согласно льготно-уточняющей справке №32 от 09.07.2010 года, выданной МУЗ «Карсунская ЦРБ», Хайретдинова З.Б. находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства с 03.02.1997 г. по 03.05.1997 г., с 02.03.2004 по 16.03.2004 г.. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 516 п. 5 от 11.07.2002 года данный период нельзя засчитать в льготный медицинский стаж, т.к. обучение проходило с отрывом от производства.

Просила в удовлетворении требований истицы отказать.

Заслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении требований истицы по следующим основаниям.

Право каждого гражданина на социальное обеспечение гарантируется статьей 39 Конституции РФ.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно подп. 20 п. 1 ст. 27 названного закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 указанной статьи закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В соответствии со ст.254, ст. 255 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решение действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения, действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.

Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В судебном заседании установлено, что Хайретдинова З.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в соответствии с трудовой книжкой, выданной на ее имя 23.07.1986 года, льготно-уточняющих справок, приказов осуществляет лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения с 22.07.1986 года в сельской местности.

05 августа 2010 года решением №116 комиссии УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе истице в назначении досрочной пенсии было отказано, по причине отсутствия специального стажа 25 лет, при фактическом стаже - 16 лет 0 месяцев 26 дней.

В льготный медицинский стаж Хайретдиновой З.Б. ответчиком включены следующие периоды работы:

-с 05.10.1993 года по 20.03.1994 года (0 лет 6 месяцев 28 дней) в должности медсестры поликлиники Карсунской райбольницы на 0,5 ставки;

-с 21.03.1994 года по 02.01.1997 года (3 года 5 месяцев 23 дня) в должности медсестры поликлиники Карсунской райбольницы на 0,1 ставки;

- 06.10.1997 года по 31.10.1999 года (2 года 7 месяцев 1 день) в должности лаборанта клинико-диагностической лаборатории МУЗ Карснская ЦРБ.

Данный стаж в соответствии с п. 5/а «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 засчитан в стаж работы как 1 год и 3 месяца за год работы.

В то же время периоды работы:

-с 01.11.1999 года по 22.07.2001 года (1 год 8 месяцев 22 дня) в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Карсунская ЦРБ;

-с 01.11.2002 года по 01.03.2004 года (1 год 4 месяца 1 день) в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Карсунская ЦРБ;

-с 17.03.2004 года по 19.06.2006 года (2 года 3 месяца 2 дня) в должности лаборанта в клинико-диагностической лаборатории МУЗ Карсунская ЦРБ;

- с 20.06.2006 года по 26.07.2010 года (4 года 1 месяц 6 дней) в должности медицинского лабораторного техника МУЗ Карсунская ЦРБ исчислены ответчиком в календарном порядке.

При этом в специальный стаж не включены периоды:

- с 22.07.1986 года по 04.10.1993 года (9 лет 0 месяцев 0 дней) ее работы в профилактории колхоза «Верный путь» в должности заведующей профилактория;

- с 03.01.1997 года по 02.02.1997 года (0 лет 1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (0 лет 6 месяцев 10 дней) в должности лаборанта-паразитолога Карсунской ЦРБ;

- с 03.02.1997 года по 03.05.1997 года (0 лет 3 месяца 0 дней) и 02.03.2004 года по 16.03.2004 года (0 лет 0 месяцев 14 дней), когда она находилась на курсах повышения квалификации с отрывом от производства.

Однако в своем отзыве ответчик указал, что в связи с тем, что должность лаборанта-паразитолога относится к среднему медицинскому персоналу, периоды работы истицы в этой должности с 03.01.1997 года по 02.02.1997 года (0 лет 1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (0 лет 6 месяцев 10 дней) не засчитаны ответчиком в медицинский стаж работы Хайретдиновой З.Б. ошибочно. С учетом включения данного периода работы в специальный трудовой стаж Хайретдиновой З.Б. последний будет составлять 16 лет 8 месяцев 14 дней при необходимых 25 лет.

В силу ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Принимая во внимание, что признание иска ответчиком в части включения в специальный стаж периодов работы истицы в льготном исчислении в должности лаборанта-паразитолага признаны, суд, принимая во внимание, что признание иска ответчиком в этой части не противоречит закону, отвечает интересам обеих сторон, принимает признание иска ответчиком в этой части.

Статьи 6, 15, 17, 18, 19 и 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года), действовавшего до 1.10.1993 года, утверждены Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, а также Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения. Указанным нормативным актом (перечнем) включена работа медицинской сестры больничных учреждений всех типов, амбулаторно-поликлинические учреждения всех типов и наименований, медицинские лаборатории и другие.

Работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности в учреждениях или организаций.

Если часть работы врачей и других работников здравоохранения протекала в сельской местности и поселках городского типа, а часть в городах, то пенсию назначать при стаже работы не менее 30 лет. При этом, месяц работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1,2 месяца.

Судом установлено, что истица с 22.07.1986 года по 04.10.1993 года (9 лет 0 месяцев 0 дней) работала в должности заведующей профилактория колхоза «Верный путь», который не входил в структуру МУЗ «Карсунская ЦРБ», и главному врачу Карсунской ЦРБ Хайретдинова З.Б. не подчинялась.

Вместе с тем, судом установлено, что истица осуществляла лечебную деятельность в профилактории колхоза, который суд относит к иным лечебно-профилактическим учреждениям. Как заведующая профилакторием истица выполняла лечебную работу на конкретном месте, осуществляла лечебную деятельность полный рабочий день в соответствии с должностными инструкциями, имела среднее медицинское образование и квалификацию «медицинская сестра», в ее обязанности входила доврачебная медицинская помощь, санитарно-просветительная работа, она занимала указанную должность согласно штатному расписанию в медицинском учреждении - профилактории.

Данные обстоятельства были подтверждены показаниями свидетелей И**В*Я*, М**К*М*, не доверять которым у суда оснований не имеется, они не заинтересованы в исходе дела. На основании изложенного, суд считает необходимым засчитать указанный период работы в льготный стаж истицы в льготном исчислении, поскольку истица смешанного стажа не имеет. Вместе с тем, суд считает возможным засчитать данный период не полностью, а частично, то есть с 22.07.1986 года по 1.10.1993 года (8 лет 11 месяцев 26 дней), поскольку вышеназванное постановление Совмина действовало до 1.10.1993 года.

В силу п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

В соответствии с указанной нормой Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную деятельность по охране здоровья в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Согласно п.п.4,5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 г., засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей. В случае, когда работа осуществлялась в нескольких указанных в списке должностях (учреждениях) в течение неполного рабочего времени, период ее выполнения засчитывается в стаж работы, если в результате суммирования занятости (объема работы) в этих должностях (учреждениях) выработана нормальная или сокращенная продолжительность рабочего времени в объеме полной ставки по одной из должностей. Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Данное положение содержится в п.11 Постановления Пленума ВС РФ №25 от 20.12.2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», из которого следует, что при определении права на пенсию медицинским работникам судам необходимо учитывать, что в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона 173-ФЗ лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

При этом в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

Судом установлено, что весь период работы в учреждениях здравоохранения осуществлялся Хайретдиновой З.Б. в сельской местности в период до 1 ноября 1999 года, в связи с чем, должен исчисляться в льготном порядке.

Исковые требования Хайретдиновой З.Б. о включении в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации суд разрешает исходя из нижеследующего.

Материалами дела подтверждается факт нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 03.02.1997 года по 03.05.1997 года (0 лет 3 месяца 0 дней) и 02.03.2004 года по 16.03.2004 года (0 лет 0 месяцев 14 дней). В данный период средний заработок за истицей сохранялся, отчисления в Пенсионный Фонд производились, что подтверждается справками МУЗ «Карсунская ЦРБ» №852 от 21.09.2010 года, копиями приказов о направлении на специализацию Хайретдиновой З.Б..

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса РФ в периоды нахождения в командировке и курсах повышения квалификации за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата и из заработка работодатель производит соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный. Повышение квалификации является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан).

Трудовые отношения с истцом в периоды нахождения на курсах повышения квалификации не прерывались, ей выплачивалась заработная плата, из которой производились все установленные законодательством отчисления.

В связи с этим периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении (по заявленным требованиям), дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Таким образом, с учетом удовлетворения требований истицы частично, и учитывая, что на момент обращения к ответчику с вопросом о назначении досрочной трудовой пенсии, истица обладала необходимым 25 летним стажем, признать решение УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе № 116 от 5.08.2010 года законным нельзя, и оно подлежит отмене.

На основании изложенного, и в соответствии с ч.1 ст.258 ГПК РФ допущенное нарушение прав и свобод истицы должно быть устранено в полном объеме.

Хайретдинова З.Б. обратилась в Управление Пенсионного Фонда РФ в Карсунском районе с заявлением о назначении пенсии 27 июля 2010 года, следовательно, суд считает необходимым назначить ей пенсию с указанной даты, т.е. с момента наступления у нее такого права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12,56, 194-199 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Хайретдиновой Зульфии Бургановны к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственному Учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной пенсии по старости удовлетворить частично.

Решение Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственного Учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области №116 от 05.08.2010 года отменить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный стаж Хайретдиновой Зульфии Бургановны период работы заведующей профилактория колхоза «Верный путь» с 22.07.1986 по 01.10.1993 года (8 лет 11 месяцев 26 дней) в льготном исчислении, период работы с 03.01.1997 года по 02.02.1997 года (0 лет 1 месяц 8 дней) и с 04.05.1997 года по 05.10.1997 года (0 лет 6 месяцев 10 дней) в должности лаборанта-паразитолога Карсунской ЦРБ в льготном исчислении, период нахождения на курсах повышения квалификации с 03.02.1997 года по 03.05.1997 года (0 лет 3 месяца 0 дней) и 02.03.2004 года по 16.03.2004 года (0 лет 0 месяцев 14 дней) в календарном исчислении, и назначить трудовую пенсию с 27 июля 2010 года.

В удовлетворении остальной части требований Хайретдиновой Зульфие Бургановне отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд в течение 10 дней.

Судья:       И.П. Мещанинова