ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации



№ 12-42/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Р.п.Карсун                    08 сентября 2011 года

Судья Карсунского районного суда Ульяновской области             Асанидзе Э.Г.,

с участием представителя лица, в отношении которого вынесено

постановление по делу об административном правонарушении,        Айзятуллова Р.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Главы администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» Иванова Евгения Александровича на постановление Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Миначева Ш.С. по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области от 29.07.2011 Иванов Е.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 тыс. руб.

Будучи не согласным с данным постановлением, Иванов Е.А. обратился в Карсунский районный суд Ульяновской области с заявлением о восстановлении срока пропущенного срока подачи жалобы, в котором указывает, что обжалуемое постановление ему вручено 10 августа 2011 года.

Поскольку в материалах дела, отсутствуют какие-либо сведения о вручении Главе администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области Иванову Е.А. постановления Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области от 29.07.2011, суд считает возможным восстановить срок подачи жалобы на данное постановление указанным лицом.

В своей жалобе Иванов Е.А.просит названное постановление отменить, а производство по делу прекратить. По мнению заявителя, не обеспечение администрацией (соответственно, и Главой администрации) удаления бытовых отходов из мест их образования и транспортировки последних для их накопления в установленных (санкционированных) местах не является событием административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель заявителя Айзятуллов Р.К. поддержал доводы жалобы, дополнительно пояснил, что отсутствует объективная сторона и субъект правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, было нарушено право Иванова Е.А. на защиту, поскольку он не был извещен о дне рассмотрения административного материала; несанкционированные свалки расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности иным лицам, которые и должны отвечать за содержание земли; контроль за использованием земель, расположенных на территории муниципальное образование «Языковское городское поселение» передан администрации муниципального образования «Карсунский район».

Выслушав доводы представителя, показания свидетеля Н**С*Н*, изучив материалы административного производства, суд находит постановление от 29.07.2011 Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Миначева Ш.С. по делу об административном правонарушении в отношении Главы администрации МО «Языковское городское поселение» Иванова Е.А. обоснованным и законным, а жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Должностное лицо Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области с учетом имеющихся в материалах административного производства доказательств, обоснованно пришло к выводу о наличии в деянии Главы администрации МО «Языковское городское поселение» Иванова Е.А. состава административного правонарушения и правильно квалифицировало его по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вопреки утверждениям заявителя выводы должностного лица соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на доказательствах, исследованных всесторонне, полно и объективно.

Так, статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливает ответственность граждан, должностных лиц, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. То есть объективную сторону данного правонарушения составляют действия или бездействие, в том числе должностных лиц, по не выполнению обязанностей, возложенных на них соответствующими правовыми нормами, по соблюдению экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами на любой стадии обращения с отходами или иными опасными веществами.

Частью 2 статьи 21 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2). Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (часть 3). В силу части 1 статьи 8 указанного Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Пунктом 18 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения.

Следовательно, публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования, независимо от принадлежности земельного участка, если иное прямо не предусмотрено законом.

Согласно статье 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» также предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Санитарными правилами содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 установлено, что организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (пункт 1.1.). Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта (пункт 1.2). Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха (пункт 2.1.1). Ввиду повышенного эпидемического риска и опасности для здоровья населения специфическими объектами очистки следует считать: медицинские учреждения, особенно инфекционные, кожно-венерологические, туберкулезные больницы и отделения, ветеринарные объекты, пляжи (пункт 2.1.2.). На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (пункт 1. 2.1.3). При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы (пункт 2.2.1). Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункт 2.2.2).

Из административного материала усматривается, что в результате проверки 12.07.2011 в муниципальном образовании «Языковское городское поселение» по исполнению природоохранного законодательства, установлено, что администрацией муниципального образования «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области не организован надлежащий сбор и вывоз отходов на территории муниципального образования, в результате чего на территории поселения образовались три несанкционированные свалки, расположенные: в южной части <адрес>, в 50 метрах от федеральной трассы в овраге; в северной части <адрес>, на расстоянии 500метров от улиц <адрес> и <адрес>; в северной части <адрес>, в направлении по дороге в <адрес>, вдоль леса. Данные обстоятельства подтверждаются постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 12.07.2011, актом от 11.07.2011 фиксации признаков нарушения в сфере природопользования и охраны окружающей среды, фотоматериалами, показаниями свидетеля Н**А*Н*, который суду пояснил, что присутствовал во время проведения проверки помощником Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора, в ходе которой были выявлены несанкционированные свалки, состоящие из опилок, бытовых отходов, старой телетехники и сантехники.

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В соответствии с пунктом 3 части 6.1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

Решением Совета Депутатов Муниципального образования Языковское городское поселение Карсунского района Ульяновской области от 27 ноября 2009 Иванов Е.А. назначен на муниципальную должность Главы администрации муниципального образования Языковское городское поселение, с последующим заключением контракта.

Таким образом, Иванов Е.А., как глава администрации муниципального образования в силу должностных обязанностей должен обеспечивать мероприятия по своевременному вывозу бытовых отходов в специализированные места их хранения, требовать выполнение условий договора по вывозу отходов и мусора от подрядных организаций. Следовательно, должностное лицо Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области с учетом имеющихся в материалах административного производства доказательств правильно установило фактические обстоятельства дела и пришло к обоснованному выводу о виновном совершении Ивановым Е.А. вмененного ему правонарушения.

Доводы о ненадлежащем извещении Иванова Е.А. и нарушении его права на защиту несостоятельны, поскольку из постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 12 июля 2011 усматривается, что положение статьи 51 Конституции РФ, статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Главе администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области Иванову Е.А. разъяснялись, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес Иванова Е.А. направлялось. В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случаях, когда имеются данные о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и если от этого лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения, то дело об административном правонарушении может быть рассмотрено в отсутствии данного лица. При этом КоАП РФ не содержит конкретных требований о способе извещения указанного лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, и предоставляет данному лицу реализацию своих прав через представителя или защитника. Иванов Е.А. зная о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении и буду надлежащим образом извещенным о его рассмотрении путем направления определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, полученным в приемной администрации МО «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области, не явился на рассмотрение дела. Поскольку ходатайство об отложении рассмотрения дела Ивановым Е.А. заявлено не было, должностным лицом правомерно было рассмотрено дело в отсутствие неявившегося лица, что согласуется с требованиями ч.2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации.

Также несостоятельны доводы о том, что несанкционированные свалки расположены на земельных участках, принадлежащих на праве собственности иным лицам, а контроль за использованием земель, расположенных на территории муниципальное образование «Языковское городское поселение» передан администрации муниципального образования «Карсунский район», поскольку Глава администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области Иванов Е.А. привлечен к административной ответственности за ненадлежащую организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования.

Наказание Иванову Е.А. назначено с учетом характера совершенного административного правонарушения, в пределах санкции статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении, влекущих отмену или изменение судебного решения, суд, таким образом, не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.2-30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление от 29.07.2011 Государственного инспектора Ульяновской области по охране природы Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Миначева Ш.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации, в отношении Главы администрации муниципального образования «Языковское городское поселение» Карсунского района Ульяновской области Иванова Е.А. оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня его оглашения.

Судья                               Э.Г. Асанидзе