РЕШЕНИЕ 24 марта 2011 года р.п. Сурское Судья Карсунского районного суда Ульяновской области Корастелев В.А., при секретаре Сазановой Т.В., с участием законного представителя юридического лица, в отношение которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Корячко С.С., защитника по доверенности юридического лица Кошинского П.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу исполняющей обязанности директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Языковская детская школа искусств» Корячко Светланы Станиславовны на постановление мирового судьи судебного участка №2 Карсунского района Ульяновской области от 15 февраля 2011 года о назначении административного наказания, в соответствии с которым Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Языковская детская школа искусств» привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.6 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, УСТАНОВИЛ: Исполняющая обязанности директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Языковская детская школа искусств» Корячко С.С. обратилась в вышестоящий суд с жалобой на данное постановление, указывая, что не согласна с ним и просит его отменить. Заседание суда состоялось в отсутствие законного представителя МОУ ДОД «Языковская детская школа искусств». По делу назначен большой размер штрафа. В судебном заседании вышестоящего суда Корячко С.С. поддержала доводы жалобы, дополнив, что часть нарушений, выявленных в начале проверки, была устранена к моменту её окончания. Не отрицала, что она, как руководитель организации действительно не прошла подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Проходил ли такую подготовку предыдущий руководитель не знает. С сотрудниками организации действительно не проводились занятия по действиям в чрезвычайных ситуациях, по крайней мере, с 2007 года. На момент начала проверки в организации действительно отсутствовала инструкция и планы по мероприятиям в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций, однако на момент составления акта проверки и протокола об административном правонарушении данный недостаток был устранен. Считает, что на организацию наложен чрезмерный штраф, который с учетом административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей, также наложенного на организацию постановлением об административном правонарушении по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, ставит учреждение в тяжелое финансовое положение. Телефонограммой она была извещена о времени и месте рассмотрения дела у мирового судьи, но присутствовать на заседании не смогла по причине занятости в учебном процессе. Защитник юридического лица, в отношение которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Кошинский П.Н. в судебном заседании просил изменить обжалуемое постановление, признав правонарушение малозначительным, ограничиться по делу устным замечанием, поскольку организация частично устранила нарушения, работает над устранением оставшейся части выявленных нарушений. Существенного вреда содеянное никому не причинило, по делу отсутствуют отягчающие обстоятельства. Заслушав объяснения законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. Статья 20.6 ч.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Согласно ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. По правилам ст.14 этого же Федерального закона организации, независимо от их организационно-правовой формы, обязаны планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На основании ст.20 данного закона порядок подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций определяется Правительством Российской Федерации. Руководители и другие работники проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы. Как следует из норм Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят, наряду с прочими перечисленными, и лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающее население), а также руководители организаций. Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках; для руководителей организаций предусмотрено повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет, проведение самостоятельной работы, а также участие в сборах, учениях и тренировках. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации является обязательной также в течение первого года работы. Материалами дела установлено, что по результатам плановой проверки, проведенной в период с 11 по 24 января 2011 года в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Языковская детская школа искусств» были выявлены нарушения предусмотренных законодательством обязанностей, возложенных действующим законодательством на данную организацию, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Данные обстоятельства подтверждаются административным протоколом, составленным уполномоченным законом лицом - государственным инспектором по надзорной деятельности отделения надзорной деятельности по Карсунскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Ульяновской области, актом проверки, объяснениями в судебном заседании суда первой инстанции должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении. Так, в организации не планировались мероприятия и не осуществлялись меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, с сотрудниками организации не проводились занятия по действиям в чрезвычайных ситуациях. Данные факты подтверждаются вышеуказанными доказательствами. Их наличие не отрицается по существу в судебном заседании вышестоящего суда и исполняющей обязанности директора МОУ ДОД «Языковская детская школа искусств» Корячко С.С. Тот факт, что ко времени окончания проверки и составления акта от 24 января 2011 года и протокола об административном правонарушении в организации были разработаны журнал учета информации о возможных чрезвычайных ситуациях, доводимых до рабочих и служащих, а также функциональные обязанности председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям, был издан приказ об итогах подготовки «Языковской детской школы искусств» по вопросам ГО и ЧС в 2010 году и постановке задач на 2011 год, принят примерный план работы по пропаганде в области ГО и защиты от ЧС с работниками МОУ ДОД «Языковская детская школа искусств» на 2011 учебный год, копии которых представлены в судебном заседании вышестоящего суда, не опровергает правильности выводов мирового судьи о том, что на момент проведения проверки, её начала, в Муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Языковская детская школа искусств» не планировались мероприятия и не осуществлялись меры в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что полностью подтверждается материалами дела. Лишь после начала проверки организацией были предприняты меры по устранению нарушений требований вышеуказанной ст.14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чего ранее не делалось. К составу правонарушения, таким образом, правомерно отнесено содеянное в части отсутствия в организации планирования мероприятий и осуществления мер в области защиты работников от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Вместе с тем подлежит исключению из состава правонарушения, вмененного «Языковской детской школе искусств», содеянное в части не прохождения руководителем организации подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, поскольку действующий руководитель организации - исполняющая обязанности директора Корячко С.С., как следует из имеющейся в деле копи приказа №5 от 13 сентября 2010 года, назначена на данную должность 13 сентября 2010 года. Для лиц, впервые назначенных на должность, связанную с выполнением обязанностей в области защиты от чрезвычайных ситуаций, переподготовка или повышение квалификации является обязательной в течение первого года работы (п.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04 сентября 2003 года №547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»). Таким образом, действующий руководитель «Языковской детской школы искусств» Корячко С.С. обязана пройти подготовку до 12 сентября 2011 года и этот срок не истек на момент вменения организации в качестве правонарушения факта не прохождения руководителем подготовки. Доказательств тому, что бывший руководитель МОУ ДОД «Языковская детская школа искусств» также не проходил подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в материалах дела не имеется. Доводы жалобы о том, что заседание суда первой инстанции состоялось в отсутствие законного представителя МОУ ДОД «Языковская детская школа искусств», не являются основанием для отмены принятого по делу постановления, поскольку, руководитель организации Корячко С.С. была извещена телефонограммой о месте и времени рассмотрения дела, что она подтвердила в судебном заседании вышестоящего суда. Право на участи в судебном заседании при рассмотрении дела законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, либо представителя, который мог бы быть приглашен при невозможности личного участия в судебно заседании Корячко С.С., судом первой инстанции было тем самым обеспечено. Вышестоящий суд считает необоснованными доводы защитника Кошинского П.Н. о том, что правонарушение может быть признано малозначительным в силу отсутствия серьезных вредных последствий. Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но этим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Правовое регулирование в сфере общественных отношений по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и соответствующая административная ответственность за несоблюдение обязанностей, возложенных на субъекты этих правоотношений, носит превентивный (упреждающий) характер, и направлены на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. На объекте с массовым пребыванием людей, в том числе детей, каковым является МОУ ДОД «Языковская детская школа искусств», несоблюдение предписанных в данной сфере норм закона, не может по убеждению суда квалифицироваться при таких обстоятельствах как малозначительное административное правонарушение. Вышестоящий суд считает, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, избранное мировым судьей в отношении МОУ ДОД «Языковская детская школа искусств», определено в полном соответствии с требованиями ст.ст. 3.5, 4.1 КоАП РФ. Назначенное административное наказание в постановлении достаточным образом мотивировано и соответствует характеру совершенного административного правонарушения, обстоятельствам, установленным по делу. Штраф в отношении юридического лица применен в размере, минимально возможном по санкции статьи. Доводы о том, что в отношении МОУ ДОД «Языковская детская школа искусств» также назначен административный штраф в размере 10 000 рубелей по постановлению от 25 января 2011 года по ч.1 ст.4.1 КоАП РФ), а при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ч.1 ст.4.4. КоАП РФ). Избранное судом первой инстанции наказание в полной мере соответствует задачам законодательства об административных правонарушениях и целям административного наказания, указанным в ст.ст. 1.2 и 3.1 КоАП РФ, в том числе охране от административных правонарушений прав и свобод человека и гражданина, здоровья граждан, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждению совершения административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. В связи с этим вышестоящей суд не может признать доводы жалобы на постановление о назначении административного наказания обоснованными, существенными и подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, суд РЕШИЛ: Постановление мирового судьи судебного участка №2 Карсунского района Ульяновской области от 15 февраля 2011 года оставить без изменения, а жалобу исполняющей обязанности директора муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Языковская детская школа искусств» Корячко Светланы Станиславовны - без удовлетворения. Исключить из исключить из описательно-мотивировочной части постановления суда указание на то, что руководитель организации не прошел подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций. Судья В.А. Корастелев