Дело №5-16/2011 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 07 июня 2011 года. р.п. Карсун Судья Карсунского районного суда Ульяновской области Мещанинова И.П., рассмотрев дело об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.2, 8.21 ч.1 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Большепоселковское сельское поселение» расположенного по адресу: <адрес>, ранее к административной ответственности не привлекавшегося, У С Т А Н О В И Л: В ходе проведения плановой проверки 13.05.2011 года в 09 часов 45 минут по адресу: <адрес> в присутствии Главы Администрации МО «Большепоселковское сельское поселение» Саушкина В.П., при осмотре документов по платежам за негативное воздействие в период с 2008 года по 2010 год выявлены нарушения природоохранного законодательства, предусмотренные ст. 73 ФЗ- №7 от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», ст. ст. 14, 18 ФЗ-№89 от 24.06.1998г «Об отходах производства и потребления». В нарушение выше приведенных норм закона Глава администрации МО «Большепоселковское сельское поселение» Саушкин В.П. не имеет специальную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Также администрация МО «Большепоселковское сельское поселение» не имеет свидетельства и паспорта отходов, которые образуются в ходе деятельности, не ведется журнал первичного учета образования и передачи отходов, не заключен договор с лицензированной организацией на сбор и вывоз отходов ТБО и опасных отходов с территории поселения. Не организован сбор и вывоз отходов ТБО с территории поселения. В нарушение выше приведенных норм закона Администрацией МО «Большепоселковское сельское поселение» не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР). В судебном заседании представитель администрации муниципального образования «Большепоселковское сельское поселение» Саушкин В.П. пояснил суду, что он частично не согласен с протоколом об административном правонарушении по ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку договор на вывоз и утилизацию ТБО был заключен между администрацией и ООО «ЖилКомСервис» 1.04.2011 года. Действительно он не имеет специальную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Также администрация МО «Большепоселковское сельское поселение» не имеет свидетельства и паспорта отходов, которые образуются в ходе деятельности, не ведется журнал первичного учета образования и передачи отходов. В настоящее время найдена организация, осуществляющая разработку экологической документации, изыскиваются средства для ее проведения, которая стоит 40 000 рублей. Бюджет поселения является дотационным, его доходы составляют 150,6 тысяч рублей, расходы более 3 млн. рублей. Представитель Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Выслушав представителя правонарушителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 14 ФЗ- №89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Ст. 18 ФЗ выше названного закона предусмотрено, что в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Согласно ст. 22 ФЗ №- 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: -нормативы допустимых выбросов и сборов веществ и микроорганизмов; -нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях охраны окружающей среды. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством. Пунктом 4 статьи 23 выше указанного закона предусмотрено, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается объяснениями представителя юр. лица, актом проверки от 25.04.2011 года. Вместе с тем, из объема выявленных нарушений суд исключает такие нарушения, как не заключение договора с лицензированной организацией на сбор и вывоз отходов ТБО и опасных отходов с территории поселения, не организован сбор и вывоз отходов ТБО с территории поселения, поскольку таковые не нашли своего подтверждения по материалам дела и опровергаются представленными доказательствами, в частности договором между администрацией и ООО «ЖилКомСервис» на 2011 год, последние имеют соответствующую лицензию. Сбор и вывоз отходов с территории поселения подтверждается актом выполненных работ за апрель 2011 год, а также счетами за вывоз сухого мусора с территории поселения. Считая вину МО «Большепоселковское сельское поселение» доказанной, суд квалифицирует действия юридического лица по ст. 8.2 КоАП РФ - как несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Вместе с тем, принимая во внимание, что правонарушителем сбор и вывоз ТБО с территории поселения организован, остальные нарушения, такие как: Саушкин В.П. не имеет специальную подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, администрация МО «Большепоселковское сельское поселение» не имеет свидетельства и паспорта отходов, которые образуются в ходе деятельности, не ведется журнал первичного учета образования и передачи отходов, не разработан проект нормативов образования отходов и лимиты на их размещение (ПНООЛР), суд полагает, не влекут за собой каких-либо опасных угроз для личности, общества, государства. При таких обстоятельствах, суд считает возможным освободить вышеуказанное юридическое лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием на основании ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, в ходе проверки 13.05.2011года в 10 часов 00 минут, при осмотре документов по платежам за негативное воздействие в период с 2008 г. по 2010г. инспектором М**Ш*С* выявлены нарушения природоохранного законодательства, предусмотренные ст. 22, ч.4 ст. 23 ФЗ № 7 от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды»; ст. ст. 12, 14 ФЗ № 96 от 04.05.1999 г. «Об охране атмосферного воздуха». Как указано в протоколе об административном правонарушении, в нарушение вышеприведенных норм закона администрация МО «Большепоселковское сельское поселение» не имеет проекта предельно допустимых выбросов (ПДВ) и временного разрешения выбросов вредных веществ в атмосферный воздух стационарным источником. При деятельности применяются отопительные печи для отопления здания Администрации, в здании пожарное ДЕПО две печки и в медпункте одна котельная в ходе которых образуются неучтенные выбросы в атмосферный воздух. Действия юридического лица МО «Большепоселковское сельское поселение» квалифицированы по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ, как выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения. В судебном заседании Саушкин В.П. вину по протоколу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ не признал, суду пояснив, что какие-либо замеры по выбросу вредных веществ при топке печей, расположенных в администрации, медпункте, пожарном ДЕПО, никем не производились. При проверке печи не отапливались, т.к. был окончен отопительный сезон. Сами печи топятся дровами. Анализируя представленный протокол об административном правонарушении, суд приход к следующему. Согласно статье 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» «вредное загрязняющее вещество» - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду. Статьей 14 вышеназванного закона также предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительство РФ. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Ст. 12 ФЗ от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются следующие нормативы таких выбросов: технические нормативы выбросов; предельно допустимые выбросы. Технические нормативы выбросов устанавливают федеральный орган исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другой уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды для отдельных видов стационарных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также для являющихся источниками загрязнения атмосферного воздуха транспортных или иных передвижных средств и установок всех видов. Предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды для конкретного стационарного источника выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их совокупности. Исходя из диспозиции части 1 статьи 8.21 КоАП РФ и приведенных выше положений Закона и нормативно-правовых актов суд делает вывод о том, что по данной категории дел обстоятельствами, подлежащими доказыванию, являются отнесение объектов к источникам (видам источников) выбросов вредных (загрязняющих) веществ, определенных Правительством РФ, для которых необходимо устанавливать нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы (п. 7 ст. 12 Федерального закона); отнесение выбросов от таких источников к вредным (загрязняющим) веществам, зарегистрированным в порядке, установленном статьей 13 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», фактическое наличие выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. В соответствии с ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания, либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса. Согласно п.1 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению вследствие отсутствия события административного правонарушения. В протоколе государственного инспектора Ульяновской области по охране природы М**Ш*С* от 13.05.2011 года указано, что при деятельности МУ Администрацией МО «Большепоселковское сельское поселение» применяются три отопительные печи и одна котельная. Вместе с тем, каких-либо сведений о том, относятся ли указанные печи, котельная к источникам выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух и отнесенных к перечню таких источников, определяемому Правительством РФ, в протоколе об административном правонарушении не имеется, доказательств данного обстоятельства в материалах дела не содержится. Также в материалах дела не содержится каких-либо доказательств того, что указанными выше объектами в атмосферный воздух производится выброс вредных веществ, обладающих свойствами, указанными в статье 1 ФЗ от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и зарегистрированных в порядке статьи 13 приведенного выше Федерального закона. Не имеется в деле доказательств, подтверждающих наличие факта выброса вредных веществ в атмосферный воздух указанными объектами, при этом суд учитывает тот факт, что проверка проводилась во время окончания отопительного сезона на территории указанного поселения, каких-либо соответствующих замеров выбросов в атмосферу вредных веществ инспектором не производилось. В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Таким образом, вина администрации муниципального образования «Большепоселковское сельское поселение» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 КоАП РФ, не доказана, факт административного правонарушения материалами дела не подтвержден, вследствие чего по данной статье в отношении вышеуказанного юридического лица производство по делу подлежит прекращению за отсутствием события административного правонарушения. На основании ст.ст. 1.5, 2.9, 24.5 ч.1 п.1 КоАП РФ, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, П О С Т А Н О В И Л: Признать администрацию муниципального образования «Большепоселковское сельское поселение», расположенное по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и освободить от административной ответственности за малозначительностью, ограничившись устным замечанием. Производство по делу в отношении администрации муниципального образования «Большепоселковское сельское поселение» по ст. 8.21 ч.1 КоАП РФ прекратить за отсутствием события правонарушения. Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вынесения, а привлеченному к административной ответственности - в тот же срок с момента получения копии постановления. Судья: И.П.Мещанинова