РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Карпинский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Черемисина А.В., с участием истца Амелина С.Н., представителя ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> Карловой С.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Ревва Ю.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Российской Федерации в лице Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> о возложении обязанности установления и выплаты денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, УСТАНОВИЛ: Амелин С.Н. обратился в <адрес> городской суд с иском Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> – Управлению социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> по городу <адрес> о возложении обязанности установления и выплаты денежной компенсации в возмещение вреда здоровью. Истец в заявлении указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он был призван на специальные военные сборы и принимал участие в ликвидации последствий аварии в тридцатикилометровой зоне Чернобыльской АЭС. В связи с заболеванием, полученным при исполнении иных обязанностей военной службы и связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС, ему ДД.ММ.ГГГГ была установлена 3-я группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности 50%. Решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ на ответчика была возложена обязанность по установлению и выплате истцу за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Размер выплаты был определен судом с учетом степени утраты его профессиональной трудоспособности 50%. В связи с ухудшением состояния здоровья Амелин С.Н. был направлен на досрочное переосвидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы. ДД.ММ.ГГГГ ФГУ МСЭ филиал № истцу была установлена 2-я группа инвалидности с утратой профессиональной трудоспособности 80% бессрочно, что подтверждается справками сер. № и сер. № от ДД.ММ.ГГГГ. Истец просит в возложить на ответчика обязанность установить и выплачивать ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Истец Амелин С.Н. в судебном заседании поддержал заявленное требование, подтвердил содержание искового заявления. Представитель ответчика – Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> ФИО3 в судебном заседании пояснила, что не согласна с иском, поскольку в настоящее время ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачивается в соответствии с решением <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ и с учетом индексаций составляет <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. Вместе с тем, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об индексации в 2010 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС инвалидам 2-ой группы установлена в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Суд, заслушав истца, представителя ответчика, рассмотрев материалы гражданского дела, считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки. При этом указанный Закон направлен на защиту прав и интересов, а также определяет государственную политику в области социальной поддержки граждан Российской Федерации, оказавшихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавших участие в ликвидации последствий этой катастрофы (статья 1). В соответствии с действующей статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции Федерального закона от 28 апреля 2009 года № 72-ФЗ гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе инвалидам II группы в размере 2 500 рублей. Однако в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ, действовавшей до 15 февраля 2001 г., гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, гарантируется возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в размере утраченного заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Согласно статье 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", гражданам, получившим до вступления в силу настоящего Федерального закона возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие Чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, по их выбору выплачивается либо ежемесячная денежная компенсация, предусмотренная пунктом 25 (в настоящее время пункт 15) части первой ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", либо ранее установленная ежемесячная денежная сумма, определенная в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П, предметом рассмотрения которого являлись нормы о возмещении вреда, причиненного здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с переходом на новое правовое регулирование, предполагающее в качестве основного критерия определения размера возмещения вреда степени утраты здоровья (инвалидности), а не утраченный заработок, и, соответственно, установление твердых денежных сумм, а также их индексацию без применения минимального размера оплаты установлено, что при определении порядка возмещения вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, федеральный законодатель может избирать различные способы возмещения вреда: единовременную денежную компенсацию, ежемесячные и иные компенсационные выплаты, но не вправе при этом снижать признанный государством уровень возмещения вреда. Возмещение вреда здоровью граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может отождествляться с какими-либо обязательными социальными выплатами, включая выплаты по обязательному страхованию, поскольку особенности такого возмещения обусловлены конституционно-правовой природой соответствующих отношений, включая их длящийся характер, чем предопределяется правовой статус указанных граждан. Принимая на себя ответственность по возмещению вреда, государство обязано руководствоваться вытекающими из статей 2, 19, 42 Конституции Российской Федерации требованиями, в основе которых лежит признание в качестве конституционной ценности жизни и здоровья, имеющих равное, одинаковое значение для всех граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы. При определении порядка и условий возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, недопустимо уменьшение ранее назначенного объема возмещения вреда. Следовательно, при переходе к новому способу определения размеров возмещения вреда не должен снижаться его объем для тех инвалидов-чернобыльцев, а в случае их смерти - нетрудоспособных членов семьи, находящихся на их иждивении, которым оно было назначено ранее, учитывая при этом, что речь идет о суммах денежных компенсаций за реально причиненный вред здоровью. Судом установлено, что Амелину С.Н. как инвалиду-чернобыльцу ранее была начислена ежемесячная денежная компенсация вреда здоровью, исходя из размера условного месячного заработка за период работы на ЧАЭС, размер которой с учетом примененных коэффициентов инфляции, согласно решению Карпинского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, составил <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Таким образом, судом был определен размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, поскольку суд по желанию истца исходил из условного заработка с учетом степени утраты им профессиональной трудоспособности и с применением индексации. Данное решение имеет преюдициальное значение. В настоящее время размер ежемесячной денежной компенсации вреда здоровью с учетом индексации составляет <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Судом установлено, что по результатам досрочного переосвидетельствования Амелину С.Н. ДД.ММ.ГГГГ было установлено увеличение степени утраты трудоспособности до 80%. В связи с тем, что Амелин Н.С. ранее получал суммы возмещения вреда здоровью, рассчитанные в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей, то при увеличении степени утраты профессиональной трудоспособности в соответствии со ст. ст. 12, 13 Федерального закона № 125-ФЗ от 24 июля 1998 года «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» сумма возмещения вреда должна соответственно увеличиваться. Так как указанная выплата гарантировала возмещение вреда, причиненного здоровью, выплатой денежных сумм в размере утраченного заработка или соответственно части его в зависимости от степени утраты трудоспособности (с установлением инвалидности), определяемой в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для случаев возмещения вреда, связанного с исполнением трудовых обязанностей, то, исходя из порядка исчисления сумм возмещения вреда, причитающихся истцу, их размер зависит от степени утраты трудоспособности и должен быть пересчитан при изменении этих обстоятельств. Таким образом, размер ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, подлежащей выплате Амелину Н.С. с ДД.ММ.ГГГГ с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности 80%, составляет: <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек х <данные изъяты> = <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования Амелина ФИО6 к Российской Федерации в лице Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> о возложении обязанности установления и выплаты денежной компенсации в возмещение вреда здоровью удовлетворить. Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти <адрес> - Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> за счет средств федерального бюджета установить и выплачивать в пользу Амелина ФИО7 с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячно денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме в Свердловский областной суд через <адрес> городской суд. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Черемисин А.В.