Решение об обязании включении в специальный стаж отдельных периодов работы для назначения досрочной



Дело № 2-732/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы РБ 09 августа 2010 года

Кармасакалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,

при секретаре Губайдуллиной Г.Ф.,

с участием Харисова Н.Х., представляющего интересы истицы Васильевой Л.П. по доверенности, представителя ответчика - специалиста ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ Кучумовой Г.Ф. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Людмилы Петровны к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ о зачете в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, периода нахождения в дородовом, послеродовом отпуске, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, признании за ней права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью, назначении ей такой пенсии и взыскании расходов по уплате государственной пошлины,

установил:

Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ № 2703 от 07 мая 2010 года, Васильевой Людмиле Петровне, обратившейся 29 апреля 2010 года за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в установлении такой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа в сельской местности и поселках городского типа и 30 лет стажа в городах, сельской местности и поселках городского типа (смешанный стаж). Как следует из решения пенсионного органа, неоспариваемый ответчиком специальный стаж Васильевой Л.П. при смешанном стаже составляет 29 лет 10 дней, при этом в специальный стаж не включены в том числе: период нахождения на курсах повышения квалификации с 12 октября 1992 года по 06 ноября 1992 года (24 дня), период нахождения в отпуске по уходу за ребенком после достижения им возраста полутора лет до достижения возраста трех лет (1 год 24 дня). Периоды нахождения в дородовом, послеродовом (декретном) отпуске и в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет с 07 июня 1988 года по 16 января 1990 года (1 год 7 месяцев 7 дней) в специальный стаж засчитаны в календарном исчислении.

Мотивируя тем, что в зачете в специальный стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, в зачете в специальный стаж периода нахождения в дородовом, послеродовом (декретном) отпуске и в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет в льготном исчислении и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья отказано незаконно, Васильева Л.П. обратилась в суд с указанным выше иском.

В судебном заседании представитель истицы - Харисов Н.Х. поддержал требования своего доверителя.

Представитель ответчика Кучумова Г.Ф. иск не признала и просит отказать в удовлетворении требований Васильевой Л.П. за отсутствием законных оснований для этого.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд находит требования Васильевой Л.П. подлежащими удовлетворению.

Так, в силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР, действовавшего во время предоставления Васильевой Л.П. отпуска по уходу за ребенком, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Указанный период не засчитывается в специальный стаж после внесения изменений в КЗоТ РСФСР Законом РФ «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР от 25.09.1992 года № 3543-1, который вступил в силу с 06 октября 1992 года. На основании Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 продолжительность отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы была увеличена с 1 декабря 1989 года до 3-х лет. Согласно этому постановлению, а также Разъяснению Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 указанный отпуск засчитывается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности и ограничения зачесть такого отпуска в специальный стаж при назначении пенсии на льготных условиях этот нормативно-правовой акт не предусматривал. Поскольку нахождение Васильевой Л.П. в отпуске по уходу за ребенком свыше 1,5 лет имело место до 06 октября 1992 года, этот период подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени её обращения за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Что касается требований Васильевой Л.П. о зачете в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации, нахождения в декретном (дородовом и послеродовом) отпуске, в отпуске по уходу за ребенком в льготном исчислении, то суд исходит из следующего.

Как установлено в судебном заседании, на курсах повышения квалификации с 12 октября 1992 года по 06 ноября 1992 года Васильева Л.П. находилась во время работы в должности медицинской постовой сестры терапевтического отделения № 1 Кармаскалинской ЦРБ, то есть во время работы в должности среднего медицинского персонала. Ответчиком не оспаривается, что за эти периоды за ней сохранялось место работы и ей выплачивалась заработная плата, с которой производились отчисления в пенсионный фонд. В период повышения квалификации (усовершенствования) работник пользуется всеми гарантиями и компенсациями, какие предусмотрены трудовым законодательством – за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Выплачивая работнику, направляемому на курсы повышения квалификации, заработную плату, работодатель уплачивает от этой заработной платы страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, предусматривают, что в стаж работы в должностях и учреждениях, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, засчитывается лицам, осуществлявшим не только лечебную, но и иную деятельность по охране здоровья населения. В период нахождения на курсах повышения квалификации медицинские работники хотя и не занимаются лечебной деятельностью, но продолжают осуществлять свою профессиональную деятельность, так как целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач. Следовательно, периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации подлежат зачету в стаж работы по специальности, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). Если работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают права льготного порядка исчисления таких периодов работы.

Между тем, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - Постановление N 1066).

Пунктом 1 Постановления № 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

С учетом вышеприведенных правил, поскольку периоды нахождения Васильевой Л.П. на курсах повышения квалификации, периоды нахождения в декретном (дородовом и послеродовом) отпуске, в отпуске по уходу за ребёнком до 1,5 лет имели место до 01 ноября 1999 года, изложенные выше нормативно-правовые акты не предусматривали запрет на льготное исчисление этих периодов, требования истицы о зачете в специальный стаж этих периодов в льготном исчислении подлежат удовлетворению.

С учетом неоспариваемого пенсионным органом стажа (29 лет 10 дней) и удовлетворения требований истицы о зачете в специальный стаж периода её нахождения на курсах повышения квалификации с 12 октября 1992 года по 06 ноября 1992 года в льготном исчислении - 1 год за 1 год 3 месяца, периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет с 17 января 1990 года по 11 февраля 1991 года (1 год 24 дня) в календарном исчислении, при зачете периодов нахождения в (дородовом, послеродовом) декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17 июня 1988 года по 16 января 1990 года в льготном исчислении из расчета - 1 год за 1 год 3 месяца; специальный стаж, необходимый для назначения Васильевой Л.П. досрочной трудовой пенсии по старости, на день обращения за назначением пенсии, то есть на 29 апреля 2010 года составляет более 30 лет. Следовательно, Васильева Л.П. имеет право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ.

В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ в пользу Васильевой Л.П. с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Васильевой Л.П. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ удовлетворить.

Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан зачесть в специальный стаж Васильевой Людмилы Петровны период нахождения на курсах повышения квалификации с 12 октября 1992 года по 06 ноября 1992 года во время работы в должности медицинской постовой сестры терапевтического отделения № 1 Кармаскалинской ЦРБ в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год и 3 месяца, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет с 17 января 1990 года по 11 февраля 1991 года (1 год 24 дня) в календарном исчислении, период нахождения в дородовом, послеродовом декретном отпуске, отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 17 июня 1988 года по 16 января 1990 года в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 3 месяца; признать за Васильевой Людмилой Петровной право на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью и обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан назначить ей с 29 апреля 2010 года досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу осуществляющей лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан в пользу Васильевой Л.П. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 13 августа 2010 года

Председательствующий: