Дело № 2-610/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кармаскалы РБ 01 октября 2010 года
Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,
при секретаре Сулеймановой Г.В.,
с участием заместителя Стерлитамакского транспортного прокурора Шарафутдинова И.Р., истца Шарафутдинова Р.Р., представителя ответчика ОАО «Российские железные дороги» Михайлова В.Г. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стерлитамакского транспортного прокурора в интересах Шарафутдинова Р.Р. к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Дата обезличена года около 18 часов 12 минут московского времени пассажирским поездом Номер обезличен сообщением «Оренбург-Учалы», тепловоз Номер обезличен под управлением К.А.С. на 1 главном пути между входными стрелками и входным светофором станции Тазларова травмирован Шарафутдинов Р.Р. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы Номер обезличен у Шарафутдинова Р.Р. имелись телесные повреждения в виде травматической ампутации левой верхней конечности, кровоподтека на правой верхней конечности, закрытого перелома нижней трети левой большеберцовой кости, ушибленной раны левой голени, расценивающиеся как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни человека.
Мотивируя тем, что в результате полученной травмы, Шарафутдинов Р.Р. пережил моральные нравственные страдания, боль и мучения, признан инвалидом 3 группы, нуждающимся в постоянном лечении, у него отсутствуют средства для получения квалифицированной юридической помощи, место его проживания находится на значительном удалении от районного центра, Стерлитамакский транспортный прокурор обратился в интересах Шарафутдинова Р.Р. с указанным выше иском в суд. Просит взыскать с ОАО «Российские железные дороги» в пользу Шарафутдинова Р.Р. компенсацию морального вреда в размере Номер обезличен тысяч) рублей.
До рассмотрения дела по существу Шарафутдинов Р.Р. размер компенсации морального вреда увеличил до Номер обезличен тысяч) рублей, который просил взыскать с учетом причиненного ему материального вреда в результате травмирования его поездом. Однако, при рассмотрении дела по существу он пояснил, что доказательств, обосновывающих размер причиненного ему материального ущерба, представить не может, и компенсацию морального вреда просил взыскать в размере Номер обезличен тысяч) рублей.
Из его объяснений следует, что Дата обезличена года он ехал на поезде со станции Уфа до 62 километра. Пропустив бабушек, сойти на этой станции он не успел. Вышел на станции Тазларово и пешком по железнодорожным путям пошел в сторону 62 километра. По полю он не мог идти, так как были сугробы. В тот день был сильный мороз, он замерз и, поскользнувшись, упал на шпалы. Приближение поезда он не слышал. Очнулся только в больнице. В тот день у него было день рождение и не отрицает, что употреблял спиртное. Раньше он работал на кирпичном заводе, в настоящее время признан инвалидом и на работу его не берут. От полученной травмы постоянно мучают боли.
Заместитель Стерлитамакского транспортного прокурора иск поддержал и просит взыскать с ответчика в пользу Шарафутдинова Р.Р. компенсацию морального вреда в размере Номер обезличен тысяч) рублей.
Представитель ответчика ОАО «Российские железные дороги» Михайлов В.Г. иск не признал. Указывая, что причиной травмирования Шарафутдинова Р.Р. стало нарушение самим потерпевшим правил безопасности граждан на железнодорожном транспорте, выразившееся в нахождении на объекте повышенной опасности в неустановленном месте в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, то есть со стороны потерпевшего имеется грубая неосторожность, просит в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, в том числе проверочный материал Номер обезличен по факту травмирования Шарафутдинова Р.Р., суд приходит к следующим выводам.
В силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из данных, содержащихся в материалах проверки по факту травмирования Шарафутдинова Р.Р., следует, что пассажирский поезд Номер обезличен сообщением Оренбург-Учалы под управлением тепловоза <данные изъяты> Номер обезличен, управляемого машинистом К.А.С. отправился из станции Стерлитамак Дата обезличена года в 16 часов 40 минут. Станцию Тазларово поезд проследовал со скоростью 40 км/час. Около 18 часов 12 минут московского времени машинист К.А.С. и помощник машиниста Ш.В.А. увидели следы человека, петляющие в колее и вдоль левой нитки пути. Проехав примерно 200 метров, они на расстоянии 100 метров увидели человека, который лежал ногами в колее, туловищем на левой нитке, лицом к поезду. Машинист применил экстренное торможение, машинистом и его помощником поданы сигналы, но человек на них не реагировал. Несмотря на экстренное торможение, предотвратить наезд не удалось, человека протащило около 15-20 метров, потом отбросило на сторону. После остановки поезда мужчину, который оказался Шарафутдиновым Р.Р., на поезде довезли до станции Карламан, где он передан работникам «Скорой помощи» Кармаскалинский ЦРБ.
Согласно заключению эксперта Номер обезличен обнаруженные у Шарафутдинова Р.Р. телесные повреждения могли быть получены при воздействии выступающих частей тепловоза.
Согласно справке на расшифровку скоростемерной ленты с тепловоза Номер обезличен под управлением К.А.С. от Дата обезличена года, при следовании с поездом Номер обезличен по участку Стерлитамак-Уфа по станции Тазларово по зеленому сигналу светофора при скорости 35 км/час применено экстренное торможение. Тормозной путь с момента торможения до полной остановки поезда составил 170 метров.
Из акта служебного расследования несчастного случая от Дата обезличена года видно, что случай с Шарафутдиновым Р.Р. произошел в темное время суток, при низкой температуре. Сигнальные фонари пассажирского поезда, посадочные пути платформы пути были освещены. Локомотивной бригадой подавались звуковые сигналы, было применено экстренное торможение. Причинами несчастного случая названы: хождение по железнодорожным путям в неустановленном месте, по словам очевидцев потерпевший на перроне распивал спиртные напитки.
Из объяснений Шарафутдиновой Л.Н., приобщенных к материалам проверки Номер обезличен, усматривается, что Дата обезличена года она вместе с Шарафутдиновым Р.Р. ехала на пригородном поезде Стерлитамак-Уфа. По пути на железнодорожный вокзал г. Уфы Шарафутдинов Р.Р. распивал спиртное и быстро опьянел. На поезд он зашел с трудом. При подъезде к ст. Карламан Шарафутдинов Р.Р. уснул. При подъезде к 62 км она стала будить его, но не смогла. Поэтому она вышла, а он уехал в сторону ст. Тазларово.
Объяснения Шарафутдиновой Л.Н. о том, что Шарафутдинов Р.Р. находился в состоянии алкогольного опьянения, она не смогла его разбудить на 62 км, и тот уехал дальше, подтверждаются письменными объяснениями Шарафутдинова Р.Г. и Шарафутдиновой Г.С.
Из письменных объяснений Ахметзянова Ф.Ш. видно, что Дата обезличена года он видел Шарафутдинова Р.Р., как тот сошел с пригородного поезда Уфа-Стерлитамак, брал водку в магазине, после чего пошел на железнодорожную линию.
Как следует из письменных объяснений К.А.С. и Ш.В.А., при обнаружении на железнодорожных путях, Шарафутдинов Р.Р. был в сильном алкогольном опьянении.
Сам Шарафутдинов Р.Р. при получении у него объяснений при проведении проверки по факту травмирования его поездом, пояснял, что Дата обезличена года он употреблял спиртное. Дата обезличена года перед тем как идти на железнодорожный вокзал, он употребил пиво 1,5 л. и опьянел. Как с племянницей дошел до поезда Стерлитамак-Уфа, он помнит плохо, так как был сильно пьян. На данном пригородном поезде, доехав до ст. Карламан, он уснул. В одно время его стала будить племянница Шарафутдинова Лилия, но он не смог проснуться. Когда он проснулся, он понял, что племянница сошла на 62 км., а он поехал дальше в сторону ст. Тазларово, где по прибытию вышел из поезда. Больше он ничего не помнит, помнит только, как переходил железнодорожные пути, чтобы пойти домой пешком на прямую.
В возбуждении уголовного дела в отношении машиниста поезда К.А.С. и его помощника Ш.В.А. отказано за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ст. 263 УК РФ, о чем следователем Стерлитамакской транспортной прокуратуры Дата обезличена года вынесено соответствующее постановление.
Проанализировав изложенные выше доказательства, суд находит установленным причинение вреда здоровью Шарафутдинова Р.Р. источником повышенной опасности, однако вины его владельца в этом не усматривает. Следует признать установленным и причинение Шарафутдинову Р.Р. нравственных страданий в результате получения им телесных повреждений, расценивающихся как тяжкий вред здоровью, признания его инвалидом, потере работы. В судебном заседании не установлено, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего, однако, суд приходит к выводу, что возникновению вреда содействовала грубая неосторожность самого Шарафутдинова Р.Р., поскольку им доказательства, опровергающие то, что до случившегося он находился в состоянии алкогольного опьянения, не опровергнуты. Не опровергнуто им и то, что он находился на железнодорожных путях в неустановленном месте; что он в момент травмирования лежал на железнодорожных путях; что локомотивной бригадой принимались меры по экстренному торможению и подавались звуковые сигналы в целях предотвращения наезда; что локомотивной бригадой ему оказана помощь. Ответчиком то обстоятельство, что ОАО «Российские железные дороги» является владельцем источника повышенной опасности, не оспаривается.
На основании ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В соответствии со ст. ст. 1099, 1100 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 настоящего Кодекса. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда также в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности. Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, как это предусмотрено ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Согласно п. 2 ст. 1083 ГК РФ, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.
Следовательно, в силу приведенных выше правовых норм, требования прокурора и Шарафутдинова Р.Р. о взыскании с владельца источника повышенной опасности компенсации морального вреда следует признать обоснованными. В то же время, предъявленный прокурором и Шарафутдиновым Р.Р. размер компенсации морального вреда суд находит завышенным и, принимая во внимание характер причиненных Шарафутдинову Р.Р. нравственных страданий в связи с причинением вреда его здоровью, признанием его инвалидом, невозможностью продолжить активную жизнь, оцененных с учетом фактических обстоятельств дорожно-транспортного происшествия, в том числе грубой неосторожности самого Шарафутдинова Р.Р., требований разумности и справедливости, размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в его пользу с ОАО «Российские железные дороги», определяет в размере Номер обезличен тысяч) рублей. В силу приведенных выше правовых норм оснований полностью отказать в иске о взыскании в пользу Шарафутдинова Р.Р. компенсации морального вреда не имеется.
Шарафутдиновым Р.Р. при рассмотрении настоящего дела в подтверждение причиненного ему материального вреда доказательства не представлены, в связи с чем в иске о взыскании с ответчика материального вреда ему необходимо отказать.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ОАО «Российские железные дороги» в федеральный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, суд
решил:
Иск Стерлитамакского транспортного прокурора в интересах Шарафутдинова Ришата Ринатовича удовлетворить частично – взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в пользу Шарафутдинова Ришата Ринатовича в счет компенсации морального вреда Номер обезличен тысяч) рублей. Шарафутдинову Р.Р. в иске о взыскании с ОАО «Российские железные дороги» материального вреда отказать.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 дней.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено Дата обезличена года.
Решение не вступило в законную силу