о признании права собственности на квартиру



Дело № 2-925/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы РБ 17 ноября 2010 года

Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,

при секретаре Губайдуллиной Г.Ф.,

с участием истцов Давыдовой Н.Н. и Шерышевой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдовой Н.Н. и Шерышевой Т.Н. к администрации СП Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ о признании права собственности на <адрес> д. Урал Кармаскалинского района РБ,

установил:

Давыдова Н.Н. и Шерышева Т.Н. обратились в суд с указанным выше иском, сославшись, что являются наследниками Наумовой Е.И. умершей ДД.ММ.ГГГГ, вступили в права наследования, однако ввиду не оформления матерью права собственности на <адрес> д. Урал Кармаскалинского района РБ и из-за отсутствия правоустанавливающих документов на квартиру оформление наследственных прав на квартиру не представилось возможным.

В судебном заседании истица Давыдова Н.Н. поддержала свое требование и пояснила, что Наумова Е.И. приходилась ей матерью. Квартира по адресу: Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, д. Урал, <адрес> была предоставлена в ДД.ММ.ГГГГ году матери и отцу во время их работы в Карламанском спиртзаводе. Она сама не проживает в этой квартире с ДД.ММ.ГГГГ года. Отец умер в ДД.ММ.ГГГГ году, после чего в квартире остались проживать мать и сестра. После того, как сестра вышла замуж в ДД.ММ.ГГГГ году мать до своей смерти проживала в квартире одна. С заявлением о приватизации этой квартиры мать не обращалась. Ей также не известно, чтобы мать выкупила эту квартиру у Карламанского спиртзавода. Как ей стало известно, до ДД.ММ.ГГГГ года мать платила за проживание в квартире Карламанскому спиртзаводу, а после продажи спиртзавода другим лицам, квартиру передали Каламанскому сельскому Совету. По воле матери, когда она была жива, она начала заниматься оформлением земельного участка, но успели оформить только кадастровый паспорт земельного участка, на котором расположена квартира. В администрацию сельского поселения Карламанский сельсовет по вопросу предоставления им квартиры, где ранее проживала мать, или продажи её, они не обращались. Она проживает в д. Урал в своем доме, а сестра Шерышева проживает в с. Подлубово.

Истица Шерышева Т.Н. свое требование поддержала и полностью подтвердила объяснения истицы Давыдовой Н.Н., которая приходится ей сестрой.

Представитель ответчика - администрации СП Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ о месте и времени судебного заседания извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом. В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам - правопреемникам реорганизованного юридического лица. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Как усматривается из искового заявления и объяснений истцов, Давыдова Н.Н. и Шерышева Т.Н. утверждают, что имеют права на квартиру, где ранее проживала их мать, как наследники Наумовой Е.И.

Лицами, участвующими в деле не оспаривается и подтверждаются свидетельствами о рождении, что Давыдова Н.Н. и Шерышева Т.Н. входят в круг наследников Наумовой Е.И. по закону первой очереди. Однако, после смерти Наумовой Е.И. с заявлением по поводу наследства обратилась только Давыдова Н.Н., которой выдано свидетельство о праве на наследство по закону на недополученную пенсию и денежные сбережения.

Администрацией сельского поселения Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ были представлены противоречивые сведения о принадлежности квартиры по адресу: Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, д. Урал, <адрес>. При рассмотрении дела по существу по запросу суда администрацией сельского поселения Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ эти сведения уточнены и установлено, что эта квартира была предоставлена семье Наумовой Е.И. в ДД.ММ.ГГГГ году во время их работы в Карламанском спиртзаводе. Из объяснений истцов, представленной администрацией сельского поселения Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ справки от ДД.ММ.ГГГГ, а также показаний свидетеля Аминевой Р.Д. усматривается, что квартира по адресу: Республика Башкортостан, Кармаскалинский район, д. Урал, <адрес> была построена Карламанским спиртзаводом; после ликвидации спиртзавода на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ квартира передана МУ «Дирекция единого заказчика», а затем администрации сельского поселения Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ; Наумова Е.И. пользовалась этой квартирой и вносила до 2006 года платежи за проживание в квартире. В то же время, сторонами документы, предусмотренные Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", подтверждающие, что собственником этой квартиры после ликвидации спиртзавода являлось МУ «Дирекция единого заказчика», а затем собственником стала администрация сельского поселения Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ, не представлены.

Истцами не представлено также доказательств, что данная квартира была приватизирована или выкуплена их матерью, или она обращалась с заявлением о приватизации и умерла до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до регистрации такого договора местной администрацией.

Проанализировав изложенные выше обстоятельства, суд не может признать состоятельными доводы истцов о том, что квартира принадлежала Наумовой Е.И., поскольку в соответствии ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят лишь принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.

Исходя из изложенного, поскольку в соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, для удовлетворения требований Давыдовой Н.Н. и Шерышевой Т.Н. о признании за ними права собственности на квартиру № 2 в доме № 2 по улице Садовая д. Урал Кармаскалинского района Республики Башкортостан оснований не имеется.

В своих объяснениях истцы ссылаются также на положения ст. 234 ГК РФ. Однако, их требования о признании права собственности на квартиру в силу приобретательной давности не могут быть удовлетворены, поскольку нормы статьи 234 ГК РФ о приобретательной давности не подлежат применению в случаях, когда владение имуществом в течение длительного времени осуществлялось на основании договорных обязательств, а как следует из объяснений истцов их мать Наумова Е.И. до ДД.ММ.ГГГГ года оплачивала Карламанскому спиртзаводу плату за проживание, что свидетельствует о пользовании ей данным жилым помещением на договорной основе.

При изложенных выше обстоятельствах, поскольку истцами не представлено доказательств, на основании которых у них может возникнуть право собственности на квартиру <адрес> д. Урал Кармаскалинского района Республики Башкортостан, оснований для удовлетворения их требований к администрации СП Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, суд

решил:

Давыдовой Н.Н. и Шерышевой Т.Н. в иске к администрации СП Карламанский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ о признании права собственности на <адрес> д. Урал Кармаскалинского района РБ отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 дней.

Председательствующий: