о признании бездействия незаконным и обязании устранить нарушения



Дело № 2-1032/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы РБ 23 ноября 2010 года

Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,

при секретаре Мавлютовой Г.З.,

с участием помощника прокурора Кармаскалинского района РБ Изотова И.С.,

представителя администрации СП Кабаковский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ Макеевой Ф.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации СП Кабаковский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ о признании бездействия, выразившегося в неисполнении требований природоохранного законодательства, незаконным и понуждении устранить эти нарушения,

установил:

Прокурор Кармаскалинского района РБ обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя тем, что администрацией сельского поселения Кабаковский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ в нарушение требований ст.ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 3, 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение муниципального образования Кабаковский сельсовет с 2009 года по настоящее время не разработан, в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на утверждение не представлен и размещение отходов производства и потребления администрацией сельского поселения Кабаковский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ осуществляется при отсутствии указанного проекта.

Указывает, что отсутствие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение свидетельствует об отсутствии контроля за размещением отходов, влечет невозможность выполнения цели государственной политики в области обращения с отходами - уменьшение количества отходов, что ухудшает экологическую обстановку в Кармаскалинском районе, наносит вред окружающей среде и жителям муниципального района, что может повлечь тяжкие последствия.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и, уточняя свои требования, просил обязать ответчика устранить изложенные в исковом заявлении нарушения в течение двух месяцев со дня принятия настоящего решения.

Представитель администрации СП Кабаковский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ Макеева Ф.Н. иск признала и пояснила, что проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение находится на стадии разработки, для представления его на утверждение в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо время.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению.

В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Одним из принципов государственной политики в области обращения с отходами в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» является использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

На основании ст. 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Данная обязанность закреплена также в ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в ч. 3 ст. 6.3 Закона Республики Башкортостан от 30.11.1998 № 195-З «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 4 Правил разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами, на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.

В соответствии с п. 10 Методических указаний по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.11.2007 № 703, срок действия проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение составляет 5 лет.

Из приложенных к исковому заявлению материалов следует, что вопреки изложенным выше правовым нормам проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение муниципального образования Кабаковский сельсовет с 2009 года по настоящее время не разработан, в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на утверждение не представлен и размещение отходов производства и потребления администрацией сельского поселения Кабаковский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район осуществляется при отсутствии указанного проекта, что свидетельствует об обоснованности требований прокурора.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из объема работы по обеспечению разработки проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, и представлению его на утверждение в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, суд предложенный прокурором срок устранения нарушений находит обоснованным.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить – признать бездействие администрации сельского поселения Кабаковский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан по неисполнению требований природоохранного законодательства незаконным и обязать администрацию сельского поселения Кабаковский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в течение двух месяцев со дня принятия настоящего решения обеспечить разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представить его на утверждение в территориальный орган Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 суток.

Председательствующий: