об обязании устранить нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности



Дело № 2-1045/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы РБ 30 ноября 2010 года

Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,

при секретаре Гизатуллиной Э.Ф.,

с участием помощника прокурора Кармаскалинского района РБ Изотова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ИП Шугаевой А.Ф. об обязании устранить нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов,

установил:

Прокурор Кармаскалинского района РБ обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов индивидуальным предпринимателем Шугаевой А.Ф. выявлены следующие нарушения: выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на автозаправочной станции индивидуального предпринимателя Шугаевой А.Ф. производятся при отсутствии разрешения, выдаваемого уполномоченным органом; отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником свидетельствует о незаконности производимых на АЗС индивидуального предпринимателя Шугаевой А.Ф. выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об отсутствии производственного контроля за предельным объемом производимых выбросов; план работы по осуществлению производственного контроля на АЗС ИП Шугаевой А.Ф. не разработан; комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности не проведены. Просит обязать ответчика получить разрешение уполномоченного органа на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником индивидуального предпринимателя Шугаеву А.Ф.; разработать план работы по осуществлению производственного контроля индивидуальным предпринимателем Шугаеву А.Ф.; провести комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности индивидуальным предпринимателем Шугаеву А.Ф.; на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест разработать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности индивидуальным предпринимателем Шугаеву А.Ф..

В судебном заседании прокурор поддержал иск и, уточняя свои требования, просил для устранения указанных в исковом заявлении нарушений установить один месяц со дня принятия настоящего решения.

Индивидуальный предприниматель Шугаева А.Ф. о месте и времени судебного заседания извещена, просит рассмотреть дело в её отсутствие.

Выслушав объяснения прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как установлено в судебном заседании, изложенные в исковом заявлении нарушения индивидуальным предпринимателем Шугаевой А.Ф. законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов подтверждаются актом проведенной помощником прокурора Кармаскалинского района РБ Изотовым И.С. совместно государственным инспектором Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ и при участии мастера АЗС ИП Шугаевой А.Ф. – Баймухаметова С.А. проверки, письменными объяснениями Шугаевой А.Ф., письменными объяснениями мастера АЗС ИП Шугаевой А.Ф. – Баймухаметова С.А.. Опровергающие эти обстоятельства доказательства ответчиком не представлены.

Между тем, в соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.

На основании абзаца 1 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Руководствуясь абзацем 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов (ст. 1 указанного Федерального закона).

Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов.

В соответствии с п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 разработка предельно допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

На основании положений главы 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санпин 2.1.6.1032-01), утвержденных Главным санитарным врачом РФ 17.05.2001 года, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха на основании предоставляемого юридическим лицом проекта нормативов предельно допустимых выбросов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.

Частью 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Правилами об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года № 263, установлены следующие требования: производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля (п.7); работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации; ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест; проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах (п.п. б-г п. 11).

Исходя из изложенных выше правовых норм, суд находит убедительными доводы прокурора о том, что несанкционированное воздействие вредных (загрязняющих) веществ на атмосферный воздух, являющийся, жизненно важным компонентом окружающей среды, неисполнение требований промышленной безопасности по обеспечению производственного контроля на опасном производственном объекте значительно ухудшает экологическую обстановку в сельском поселении Кармаскалинский сельсовет, наносит вред окружающей среде и жителям поселения, создает угрозу возникновения аварий, угрожает безопасности населения в целом, что может повлечь тяжкие последствия и считает необходимым предъявленный им иск удовлетворить.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из объема работы, необходимой индивидуальному предпринимателю Шугаевой А.Ф. для устранения нарушений законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, суд предложенный прокурором срок их устранения находит обоснованным.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Шугаевой А.Ф. удовлетворить - обязать индивидуального предпринимателя Шугаеву А.Ф. в течение одного месяца со дня принятия настоящего решения устранить нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: получить разрешение уполномоченного органа на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником индивидуального предпринимателя Шугаеву А.Ф.; разработать план работы по осуществлению производственного контроля индивидуальным предпринимателем Шугаеву А.Ф.; провести комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности индивидуальным предпринимателем Шугаеву А.Ф.; на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест разработать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности индивидуальным предпринимателем Шугаеву А.Ф..

Взыскать с индивидуального предпринимателя Шугаеву А.Ф. в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 суток.

Председательствующий: