Дело № 2-1054/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
с. Кармаскалы РБ 30 ноября 2010 года
Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,
при секретаре Гизатуллиной Э.Ф.,
с участием помощника прокурора Кармаскалинского района РБ Изотова И.С., представителей ответчика - ООО «Карламанский сахар» Кульшарипова Г.Ф. и Насыровой Ф.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Карламанский сахар» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов,
установил:
Прокурор Кармаскалинского района РБ обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в ООО «Карламанский сахар» выявлены следующие нарушения: выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Обществом с ограниченной ответственностью «Карламанский сахар» производятся при отсутствии разрешения, выдаваемого уполномоченным органом; отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником свидетельствует о незаконности производимых Обществом с ограниченной ответственностью «Карламанский сахар» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об отсутствии производственного контроля за предельным объемом производимых выбросов; предприятием эксплуатируется автозаправочная станция, однако план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов не разработан; деятельность по эксплуатации автозаправочной станции предприятием осуществляется без лицензии. Просит обязать ответчика получить разрешение уполномоченного органа на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником ООО «Карламанский сахар»; разработать и согласовать в установленном законом порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «Карламанский сахар»; получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
В судебном заседании прокурор поддержал иск и, уточняя свои требования, просил для устранения указанных в исковом заявлении нарушений установить три месяца со дня принятия настоящего решения.
Представители Общества с ограниченной ответственностью «Карламанский сахар» Кульшарипов Г.Ф. и Насырова Ф.И. предъявленный прокурором иск признали и пояснили, что указанные в исковом заявлении нарушения устраняются, но для этого необходимо время.
Из их объяснений, кроме того, следует, что автозаправочная станция предприятием будет эксплуатироваться, в связи с чем необходимость получения лицензии ими не оспаривается.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу требований ч. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд находит признание представителями ответчика иска правомерным, не нарушающим прав и интересов других лиц и считает возможным его принять, поскольку изложенные в исковом заявлении нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных подтверждаются объяснениями представителей ответчика в судебном заседании, актом проведенной помощником прокурора Кармаскалинского района РБ Изотовым И.С. совместно государственным инспектором Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ и при участии представителя ООО «Карламанский сахар» проверки, письменными объяснениями должностных лиц ООО «Карламанский сахар», копиями представленных представителями ответчика документов, свидетельствующих о принятии мер по разработке проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, по устранению нарушений требований правил технической эксплуатации АЗС. Опровергающих такие обстоятельства доказательств в материалах дела не имеется.
Между тем, в соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
На основании абзаца 1 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно абзаца 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения (абз. 2 ст. 1 указанного Федерального закона). Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов (абз. 3 ст. 1 указанного Федерального закона).
На основании ст. ст. 7, 14 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» организации обязаны заблаговременно планировать и осуществлять необходимые меры в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Руководствуясь п. п. 1, 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2002 года № 240, в организациях, осуществляющих хранение нефти и нефтепродуктов и имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Согласно п. 28 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов подлежит лицензированию.
В соответствии с п. 2 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.08.2008 года № 599 эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению.
Пунктом 4 Перечня работ и услуг, выполняемых при эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (Приложение к указанному Положению) к таким работам (услугам) относит хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, хранения муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Исходя из изложенных выше правовых норм, суд находит убедительными доводы прокурора о том, что несанкционированное воздействие вредных (загрязняющих) веществ на атмосферный воздух, являющийся, жизненно важным компонентом окружающей среды, неисполнение требований промышленной безопасности по обеспечению производственного контроля на опасном производственном объекте значительно ухудшает экологическую обстановку в сельском поселении Кармаскалинский сельсовет, наносит вред окружающей среде и жителям поселения, создает угрозу возникновения аварий, угрожает безопасности населения в целом, что может повлечь тяжкие последствия и считает необходимым удовлетворить предъявленным им иск.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из объема работы, необходимого ООО «Карламанский сахар» для устранения нарушений законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, суд предложенный прокурором срок их устранения находит обоснованным.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>) рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Карламанский сахар» удовлетворить - обязать Общество с ограниченной ответственностью «Карламанский сахар» в течение трех месяцев со дня принятия настоящего решения устранить нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: получить разрешение уполномоченного органа на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником ООО «Карламанский сахар»; разработать и согласовать в установленном законом порядке план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «Карламанский сахар»; получить лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Карламанский сахар» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 суток.
Председательствующий: