Дело № 2-1046/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кармаскалы РБ 30 ноября 2010 года
Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,
при секретаре Гизатуллиной Э.Ф.,
с участием помощника прокурора Кармаскалинского района РБ Изотова И.С., генерального директора ООО «Кармаскалинский элеватор» Хатипова Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Кармаскалинский элеватор» об обязании устранить нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов,
установил:
Прокурор Кармаскалинского района РБ обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя тем, что в ходе проведенной проверки исполнения законодательства в сфере промышленной и экологической безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов в ООО «Кармаскалинский элеватор» выявлены следующие нарушения: выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Обществом с ограниченной ответственностью «Кармаскалинский элеватор» производятся при отсутствии разрешения, выдаваемого уполномоченным органом; проект нормативов ПДВ предприятием не разработан; отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, а также утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, свидетельствует о незаконности производимых Обществом с ограниченной ответственностью «Кармаскалинский элеватор» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об отсутствии производственного контроля за предельным объемом производимых выбросов; план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях и план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности в ООО «Кармаскалинский элеватор» не разработаны; комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности не проведены. Просит обязать ответчика разработать предельно допустимые выбросы для стационарного источника ООО «Кармаскалинский элеватор»; получить разрешение уполномоченного органа на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником ООО «Кармаскалинский элеватор»; разработать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях ООО «Кармаскалинский элеватор»; провести комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности ООО «Кармаскалинский элеватор»; на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест разработать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности ООО «Кармаскалинский элеватор».
В судебном заседании прокурор поддержал иск и, уточняя свои требования, просил для устранения указанных в исковом заявлении нарушений установить три месяца со дня принятия настоящего решения.
Представитель Общества с ограниченной ответственностью ООО «Кармаскалинский элеватор» Хатипов Б.К. предъявленный прокурором иск признал и пояснил, что указанные в исковом заявлении нарушения устраняются, но для этого необходимо время.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу требований ч. 2 п. 4 ст. 198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд находит признание представителем ответчика иска правомерным, не нарушающим прав и интересов других лиц и считает возможным его принять, поскольку изложенные в исковом заявлении нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных подтверждаются объяснениями представителя ответчика в судебном заседании, актом проведенной помощником прокурора Кармаскалинского района РБ Изотовым И.С. совместно государственным инспектором Приуфимского территориального управления Министерства природопользования и экологии РБ и при участии представителя ООО «Кармаскалинский элеватор» проверки, письменными объяснениями должностных лиц ООО «Кармаскалинский элеватор», копиями представленных представителем ответчика договоров. Опровергающих такие обстоятельства доказательств в материалах дела не имеется.
Между тем, в соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
На основании абзаца 1 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Руководствуясь абзацем 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов (ст. 1 указанного Федерального закона).
Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов.
В соответствии с п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 года № 183 разработка предельно допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании положений главы 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санпин 2.1.6.1032-01), утвержденных Главным санитарным врачом РФ 17.05.2001 года, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха на основании предоставляемого юридическим лицом проекта нормативов предельно допустимых выбросов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
Частью 1 ст. 11 указанного Федерального закона предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
Правилами об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 года № 263, установлены следующие требования: производственный контроль в эксплуатирующей организации осуществляют назначенный решением руководителя организации работник или служба производственного контроля (п.7); работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации; ежегодно разрабатывать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест; проводить комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности, выявлять опасные факторы на рабочих местах (п.п. б-г п. 11).
Исходя из изложенных выше правовых норм, суд находит убедительными доводы прокурора о том, что несанкционированное воздействие вредных (загрязняющих) веществ на атмосферный воздух, являющийся, жизненно важным компонентом окружающей среды, неисполнение требований промышленной безопасности по обеспечению производственного контроля на опасном производственном объекте значительно ухудшает экологическую обстановку в сельском поселении Кармаскалинский сельсовет, наносит вред окружающей среде и жителям поселения, создает угрозу возникновения аварий, угрожает безопасности населения в целом, что может повлечь тяжкие последствия и считает необходимым предъявленный им иск удовлетворить.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Исходя из объема работы, необходимого ООО «Кармаскалинский элеватор» для устранения нарушений законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, суд предложенный прокурором срок их устранения находит обоснованным.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты>) рублей.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Кармаскалинский элеватор» удовлетворить – обязать Общество с ограниченной ответственностью «Кармаскалинский элеватор» в течение трех месяцев со дня принятия настоящего решения устранить нарушения законодательства в сфере экологической и промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов: разработать предельно допустимые выбросы для стационарного источника ООО «Кармаскалинский элеватор»; получить разрешение уполномоченного органа на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником ООО «Кармаскалинский элеватор»; разработать план работы по осуществлению производственного контроля в ООО «Кармаскалинский элеватор»; провести комплексные и целевые проверки состояния промышленной безопасности ООО «Кармаскалинский элеватор»; на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест разработать план мероприятий по обеспечению промышленной безопасности ООО «Кармаскалинский элеватор».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Кармаскалинский элеватор» в местный бюджет государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 суток.
Председательствующий:
Председательствующий: