Дело № 2-1014/2010
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кармаскалы РБ 23 декабря 2010 года
Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,
при секретаре Макаровой О.В.,
с участием помощника прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан Изотова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Башкиравтодор» о приостановлении выбросов в атмосферный воздух и об обязании устранить нарушения природоохранного законодательства, допускаемые Кармаскалинским ДРСУ – филиалом ОАО «Башкиравтодор»,
установил:
Прокурор Кармаскалинского района РБ обратился в суд с указанным выше иском и в обоснование своих требование привел следующие обстоятельства. Срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения, выданного Приуфимским территориальным управлением Министерства природных ресурсов РБ Кармаскалинскому ДРСУ ГУП «Башкиравтодор», истек 26.02.2009 года, новое разрешение в период с 27.02.2009 года по 20.10.2010 года уполномоченным органом не выдавалось, следовательно выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух Кармаскалинским ДРСУ – филиалом ОАО «Башкиравтодор» производятся при отсутствии разрешения, выдаваемого уполномоченным органом. Проект нормативов ПДВ Кармаскалинским ДРСУ – филиалом ОАО «Башкиравтодор» с уполномоченным органом не согласован. 22.01.2010 года заместителем Руководителя Приуральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (исх. № 07-16/999) Кармаскалинскому ДРСУ ГУП «Башкиравтодор» в установлении нормативов ПДВ отказано, направлены замечания к проекту нормативов ПДВ. Однако по состоянию на 20.10.2010 года данные замечания не устранены, в нарушение вышеуказанных норм нормативы предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух для Кармаскалинского ДРСУ – филиала ОАО «Башкиравтодор» не утверждены. Отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником, а также утвержденных нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух, свидетельствует о незаконности производимых Кармаскалинским ДРСУ – филиалом ОАО «Башкиравтодор» выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, об отсутствии производственного контроля за предельным объемом производимых выбросов. Несанкционированное воздействие вредных (загрязняющих) веществ на атмосферный воздух, являющийся, жизненно важным компонентом окружающей среды, значительно ухудшает экологическую обстановку в сельском поселении Кармаскалинский сельсовет, наносит вред окружающей среде и жителям поселения, угрожает безопасности населения в целом, что может повлечь тяжкие последствия.
В судебном заседании прокурор свои требования поддержал.
ОАО «Башкиравтодор», его филиал - Кармаскалинское ДРСУ о месте и времени судебного заседания извещены, своих представителей для участия в судебном разбирательстве не направили, об уважительных причинах неявки в судебное заседание не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили, в связи с чем, суд с учетом обстоятельств дела рассмотрел дело в порядке заочного производства.
Суд, выслушав прокурора и изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как усматривается из приложенных к исковому заявлению акта проверки, объяснений начальника Кармаскалинского ДРСУ Исхакова Ф.Ф., инженера-лаборанта Кармаскалинского ДРСУ Зиганшиной О.А., изложенные выше факты, свидетельствующие о нарушениях природоохранного законодательства, действительно имеют место и ответчиком опровергающие указанные обстоятельства доказательства не представлены.
Между тем, в соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
На основании абзаца 1 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 2 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. Предельно допустимый выброс - норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы, других экологических нормативов (ст. 1 указанного Федерального закона).
Частью 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрена обязанность юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивать разработку предельно допустимых выбросов.
В соответствии с п. 8 Положения о нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействиях на него, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 183 разработка предельно допустимых выбросов обеспечивается юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
На основании положений главы 4.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (Санпин 2.1.6.1032-01), утвержденных Главным санитарным врачом РФ 17.05.2001, предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха на основании предоставляемого юридическим лицом проекта нормативов предельно допустимых выбросов.
На основании ч. 2 ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» при отсутствии разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух могут быть ограничены, приостановлены или прекращены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Положения об ограничении, приостановлении или прекращении вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух, утвержденного Постановлением Правительства от 28.11.2002 года №847, при отсутствии разрешений на выбросы лицам, имеющим стационарные источники выбросов и вредных физических воздействий, выдаются предписания о приостановлении выбросов.
В силу приведенных выше правовых норм, поскольку суд находит установленным нарушение Кармаскалинским ДРСУ – филиалом ОАО «Башкиравтодор» природоохранного законодательства, требования прокурора следует признать обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Исходя из требований п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей.
Руководствуясь ст. ст. 198, 235 ГПК РФ, суд
решил:
Иск прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Башкиравтодор» удовлетворить – обязать ОАО «Башкиравтодор» до получения разрешения приостановить выброс его филиалом Кармаскалинским ДРСУ вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух; разработать предельно допустимые выбросы для стационарного источника Кармаскалинского ДРСУ – филиала ОАО «Башкиравтодор»; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником Кармаскалинского ДРСУ – филиала ОАО «Башкиравтодор», выдаваемое Приуральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Взыскать с ОАО «Башкиравтодор» в местный бюджет государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Ответчик в течение семи дней со дня вручения ему копии настоящего решения суда вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об его отмене.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение 10 дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: