Дело № 2-955/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кармаскалы РБ 13 декабря 2010 года
Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,
при секретаре Губайдуллиной Г.Ф.,
с участием помощника прокурора Кармаскалинского района РБ Изотова И.С., истца Гикрамина М.С., представителя ответчика - Муратовой И.Е. и Давлетшина А.А., специалиста – директора МУП «Геоземинформатика» Шамсубарова Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах Гикрамина М.С. к Никитину Е.Г. об устранении нарушений прав собственника в результате неправомерного занятия земельного участка,
установил:
Прокурор Кармаскалинского района Республики Башкортостан обратился в суд с указанным выше иском, сославшись, что ответчик с нарушением границ на территории земельного участка № в СНТ «Березка», принадлежащего Гикрамину М.С., установил столбы для возведения забора, тем самым неправомерно занял земельный участок истца.
При рассмотрении дела по существу прокурор уточнил предъявленные в интересах Гикрамина М.С. требование и просил обязать Никитина Е.Г. убрать столб, имеющий координаты Х №, освободив тем самым земельный участок Гикрамина М.С. с кадастровым номером № расположенный в СНТ «Берёзка» на территории сельского поселения Подлубовский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан.
Уточнение требования, прокурор пояснил тем, что в результате произведенной сотрудниками МУП «Геоземинформатика» геодезической съемки земельных участков следует, что лишь столб, установленный Никитиным Е.Г. и имеющий указанные выше координаты, располагается на земельном участке Гикрамина М.С. на расстоянии 0,46 м от границ земельных участков. Остальные столбы установлены на границе земельных участков в соответствии с кадастровыми планами и их расположение укладывается в погрешности, допускаемые при проведении межеваний объектов землеустройства. В связи с этим у прокуратуры нет оснований для предъявления к ответчику требования сносить все столбы, установленные между границами земельных участков сторон.
Гикрамин М.С., в чьих интересах предъявлен иск, просит обязать ответчика убрать все столбы, установленные ответчиком, указывая, что они установлены с нарушением границ их земельных участков.
Из его объяснений следует, что земельным участком № с кадастровым номером №, расположенный в СНТ «Берёзка», он пользуется с ДД.ММ.ГГГГ года. Никитины начали пользоваться земельным участком ранее. Где-то в ДД.ММ.ГГГГ году председатель садоводческого товарищества Воробьев уточнил границы его земельного участка, после чего он установил на его границах столбы. То есть, установленные им столбы простояли более 25 лет и никому не мешали. Не было и никаких споров по поводу границ земельных участков. Летом нынешнего года дочь ответчика установила новые столбы на границе земельных участков, и эти столбы установлены с заходом на его земельный участок. Это установлено специалистами, которые произвели замер его земельного участка.
Представители ответчика Муратова И.Е. и Давлетшин А.А. уточненное прокурором требование признали. Требование Гикрамина М.С. убрать все столбы, установленные на границе земельных участков сторон, полагают необоснованным. Утверждают, что новые столбы на границе земельных участков установлены на линии старых, то есть тех столбов, которые ранее были установлены Гикраминым М.С. Лишь в результате того, что старые столбы покосились, кажется, что новые столбы располагаются на земельном участке Гикрамина М.С.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, пояснения специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Как установлено в судебном заседании, первоначальные требования прокурора основаны на заявлении Гикрамина М.С. в прокуратуру Кармаскалинского района Республики Башкортостан об установлении его соседом столбов с нарушением границ, а также объяснениях и.о. главного инженера МУП «Геоземинформатика» Алтынбекова Р.Ф., в которых он сообщал о выезде 14 июля 2010 года на земельный участок Гикрамина М.С. и осуществлении геодезической съемки указанного земельного участка. Из объяснений Алтынбекова Р.Ф. и плана земельного участка, площадь земельного участка Гикрамина М.С. составила <данные изъяты> кв.м., столбы для дальнейшего возведения забора владельцем соседнего земельного участка установлены на территории участка, принадлежащего Гикрамину М.С. с незначительным нарушением границ. При этом площадь земельного участка № укладывается в допустимые нормы погрешности, которая составляет согласно Приказу Минэкономразвития РФ от 24 ноября 2008 года № кв.м.
Согласно представленным сторонами документов, оба они являются собственниками смежных земельных участков. Гикрамину М.С. на праве собственности принадлежит земельный участок № в границах коллективного сада «Березка» с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Никитину Е.Г. на праве собственности принадлежит земельный участок № в границах коллективного сада «Березка» с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту, составленному комиссией в составе председателя правления СНТ «Березка» и двух членов правления СНТ «Березка» ДД.ММ.ГГГГ, поворотные крайние точки на границе участков №, № определены верно, сложились давно в результате землепользования обеих сторон и не нарушают сведений о предоставленных собственниками документах; поворотные точки соединены натянутым в прямую линию шнуром; столбы для дальнейшего возведения установлены строго по линии натяжения шнура и, по мнению комиссии, правильно.
Представителями ответчиков суду представлены фотоснимки столбов, установленных ранее Гикраминым М.С. и новых столбов, по поводу которых возник спор, из которых видно, что установленные Гикраминым столбы покосились.
В результате проведенной специалистом МУП «Геозмеинформатика», привлеченной к участию в деле при рассмотрении дела, повторной геодезической съемки земельных участков установлено, что площадь земельного участка с кадастровым номером № (Никитина Е.Г.) составляет <данные изъяты> кв.м., а земельного участка с кадастровым номером № (Гикрамина М.С.) составляет <данные изъяты> кв.м. По результатам геодезической съемки специалистом МУП «Геозмеинформатика» составлен акт, из которого следует, что удаленность столбов № № (они обозначены точками на План-схеме) от границы вышеуказанных земельных участков, установленной по результатам инвентаризации <данные изъяты> годов, укладывается в допустимые погрешности при измерении: - точка 7 (координаты точки – №) - удаленность от границы – 0,06 м.; - точка 6 (координаты точки – №) – удаленность от границы – 0,08 м.; - точка 5 (координаты точки – №) - удаленность от границы – 0,16 м.; - точка 4 (координаты точки – №) – удаленность от границы – 0,27 м.; - точка 3 (координаты точки – №) - удаленность от границы – 0,35 м. Столб, обозначенный точкой 1 (координаты точки – Х №) расположен на земельном участке с кадастровым номером №, удаленность от границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № – 0,16 м. (допустимая погрешность). Столб, обозначенный точкой 2 (координаты точки – №), расположен на земельном участке с кадастровым номером №, удаленность от границы земельных участков с кадастровыми номерами № составляет 0,46 м (за пределами допустимой погрешности).
Кроме того, как следует из устных пояснений специалиста Шамсубарова Р.Р. в судебном заседании, при проведении геодезических съемок в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № допускается погрешность в сторону уменьшения или увеличения площади земельных участков, что указывается и в кадастровых паспортах земельных участков. Такая погрешность в свою очередь обуславливается допустимыми отклонениями при обмере на каждом межевом знаке. При каждом обмере площадь земельных участков может быть разная. Площадь земельного участка, как Гикрамина М.С., так и Никитина Е.Г. укладывается в допустимые отклонения. Столбы также установлены на границе земельных участков в соответствии с кадастровыми паспортами в пределах допустимых отклонений. В связи с этим утверждать, что Никитиным Е.Г. все столбы, за исключением указанного прокурором, установлены с заходом на земельный участок Гикрамина М.С. нельзя.
Проанализировав изложенные выше доказательства, суд находит установленным, что столб, имеющий координаты № на границе земельных участков ответчиком Никитиным Е.Г. установлен с заходом на территорию земельного участка Гикрамина М.С.
В соответствии с ч. 1 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Согласно ст. 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда на гражданина, нарушившего земельное законодательство, может быть возложена обязанность по сносу незаконно возведенных объектов и освобождению самовольно занятых земельных участков (восстановлению земельных участков в прежних границах).
На основании ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Поскольку суд находит установленным что столб, имеющий координаты № на границе земельных участков ответчиком Никитиным Е.Г. установлен с заходом на территорию земельного участка Гикрамина М.С., в силу приведенных выше правовых норм уточненное требование прокурора подлежит удовлетворению.
Учитывая, что при рассмотрении дела истцом Гикраминым М.С. не представлено бесспорных доказательств, что остальные, кроме упомянутого выше, столбы установлены на его земельном участке и из исследованных в судебном заседании доказательств следует, что остальные столбы располагаются на границе земельных участков спорящих сторон в пределах допустимых отклонений, суд не находит оснований для удовлетворения его требований об их сносе. При таких обстоятельствах для удовлетворения требования Гикрамина М.С. исходя из его доводов о том, что в течение более 25 лет никто претензий по поводу установленных им столбов не предъявлял, а столбы ответчиком установлены в нарушение ранее установленного между ними порядка пользования земельным участком, также оснований не имеется.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
уточненный иск прокурора <адрес> РБ в интересах Гикрамина М.С. к Никитину Е.Г. удовлетворить – обязать Никитина Е.Г. убрать столб, имеющий координаты Х 6024436.911, У 357195.938, освободив тем самым земельный участок Гикрамина М.С. с кадастровым номером № расположенный в СНТ «Берёзка» на территории сельского поселения Подлубовский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан. В остальной части иска к Никитину Е.Г. об устранении нарушений прав собственника в результате неправомерного занятия земельного участка, убрав другие установленные ответчиком между земельными участками за кадастровыми номерами № столбы, Гикрамина М.С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 суток.
Председательствующий: