дело №2-94/2011 решение о включении отделдьных периодов работы в специальный стаж для назначения пенсии



Дело № 2-94/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы РБ 17 февраля 2011 года

Кармасакалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,

при секретаре Макаровой О.В.,

с участием истицы Гирфановой Ф.Р., представителя ответчика - специалиста ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ Гирфановой Р.М., по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ об отмене решения в части отказа включить в специальный стаж для назначения пенсии по старости периодов учебы в высшем учебном заведении и о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в пенсионный орган,

установил:

Решением ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Гирфановой Ф.Р., обратившейся ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Как следует из решения пенсионного органа, в стаж педагогической деятельности не зачтены периоды нахождения в учебных отпусках с отрывом от производства с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Мотивируя тем, что в зачете в стаж педагогической деятельности упомянутых выше периодов, а также в назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ей отказано незаконно, Гирфанова Ф.Р. обратилась в суд с указанным выше иском.

В судебном заседании истица Гирфанова Ф.Р. уточнила свои требования и просит отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа зачесть в её специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды её учебы в Башкирском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости; просит обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан зачесть в стаж педагогической деятельности указанные выше периоды и назначить ей с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшей педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Из её объяснений следует, что в Башкирском государственном педагогическом институте она обучалась заочно в 1997-2000 годы, когда работала учителем физкультуры в Шарипкуловской средней школе Кармаскалинского района РБ. В связи с учебой ей предоставлялись учебные отпуска и в эти периоды за ней сохранялись место работы и заработная плата, следовательно выплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, поэтому считает отказ в зачете этих периодов в специальный стаж и отказ в назначении пенсии незаконным.

Представитель ответчика - Гирфанова Р.М. иск не признала и просит отказать в удовлетворении требований Гирфановой Ф.Р. за отсутствием законных оснований для этого.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд находит требования ФИО1 подлежащими частичному удовлетворению.

Так, в силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 настоящего Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

При исчислении специального трудового стажа в настоящее время применяются Список должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, и Правила исчисления периодов указанной работы, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 и от 11.07.2002 года № 516.

В то же время действовавшими до этого правовыми актами не устанавливались ограничения в части включения в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках.

Так, при регулировании трудовых отношений, в частности при установлении дополнительных гарантий (преимуществ) для одной из сторон в трудовом договоре, законодатель - в силу требований ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 8, ч. 3 ст. 17, ч. 1, 2 ст. 19, ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ - должен обеспечивать баланс соответствующих конституционных прав и свобод, являющийся необходимым условием гармонизации трудовых отношений в РФ как социальном правовом государстве, что составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей как сторон в трудовом договоре. Закрепляя в Трудовом кодексе РФ гарантии и компенсации для работников, совмещающих работу с обучением в высших учебных заведениях, законодатель возложил на работодателей обязанности по их обеспечению, включая обязанность сохранять за периоды освобождения от работы в связи с обучением среднюю заработную плату, производить иные выплаты. В качестве льгот для работников, совмещающих учебу с обучением на основании ст. 198 КЗоТ РСФСР, действовавшей в рассматриваемый период (1997-2000), лицам, успешно обучающимся в заочных высших и средних специальных учебных заведениях, на период выполнения лабораторных работ, сдачи зачетов и экзаменов ежегодно предоставлялся отпуск с сохранением заработной платы. Как следует из «Положения о льготах для рабочих и служащих, совмещающих работу с обучением в учебных заведениях» утвержденным Постановлением СМ СССР от 24 декабря 1982 года № 1116 рабочим и служащим, обучающимся по вечерней и заочной формам обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, предоставлялись дополнительные отпуска с сохранением средней заработной платы.

На среднюю заработную плату, сохраняемую за работниками на период профессионального обучения, работодатель производит отчисления в фонды социального страхования, в том числе Пенсионный фонд РФ.

По смыслу Рекомендаций Международной организации труда N 418 от 24.06.1974 г. "Об оплачиваемых учебных отпусках", период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других прав, вытекающих из трудовых отношений. Как предусматривают указанные Рекомендации, термин "оплачиваемый учебный отпуск" означает отпуск, предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий. При учете указанной правовой позиции действующего законодательства не включение в специальный стаж периодов нахождения работников в учебных отпусках влечет необоснованное ограничение их пенсионных прав.

Ответчиком не оспаривается, что Башкирский государственный педагогический институт имеет государственную аккредитацию, что в указанные выше периоды Гирфанова Ф.Р. находилась в учебных отпусках в связи с обучением в нем и ей учебные отпуска предоставлялись с сохранением места работы и заработной платы, и что с этой заработной платы производились отчисления в Пенсионный фонд. Указанные обстоятельства подтверждаются также данными из трудовой книжки Гирфановой Ф.Р., дипломом о получении высшего образования и справкой из МБУ «Централизованная бухгалтерия отдела образования администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ».

При таких обстоятельствах, суд считает, что периоды нахождения в дополнительных (учебных) отпусках подлежат зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Однако, в требовании Гирфановой Ф.Р. о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ необходимо отказать.

Так, согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). В судебном заседании установлено, что Гирфанова Ф.Р. в установленном законом порядке за назначением пенсии обратилась только ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, ранее указанной даты трудовая пенсия по старости ей назначена быть не может.

Поскольку неоспариваемый пенсионным органом специальный стаж Гирфановой Ф.Р. на день обращения за назначением пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ, составил 24 года 07 месяцев 22 дня, с учетом удовлетворения её требований о зачете в специальный стаж периодов её нахождения в учебных отпусках во время учебы в Башкирском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 6 месяцев 14 дней), специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, у Гирфановой Ф.Р. превышает 25 лет. Следовательно, она имеет право на установление досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ в пользу Гирфановой Ф.Р. с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Гирфановой Ф.Р. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ удовлетворить частично.

Отменить решение ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Гирфановой Ф.Р. зачесть в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды её учебы (нахождения в учебных отпусках во время учебы Башкирском государственном педагогическом институте) в Башкирском государственном педагогическом институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в части отказа в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан зачесть в стаж педагогической деятельности ФИО1 периоды её учебы в Башкирском государственном педагогическом институте (нахождения в учебных отпусках во время учебы Башкирском государственном педагогическом институте) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей с ДД.ММ.ГГГГ досрочную трудовую пенсию по старости, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшей педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В остальной части иска Гирфановой Ф.Р. отказать.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан в пользу Гирфановой Ф.Р. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 дней.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2011 года

Председательствующий: