2-151/2011 решение о понуждении предоставить жилое помещение



Дело № 2-151/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы РБ 18 марта 2011 года

Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,

при секретаре Макаровой О.В.,

с участием помощника прокурора Кармаскалинского района РБ Изотова И.С., истца Санникова Ю.Н., представителей ответчика - администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ Саяпова А.Р. по доверенности и Бахтияровой З.М. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах Санникова ФИО10 к администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ и к Правительству Республики Башкортостан о понуждении предоставить жилое помещение,

установил:

Прокурор Кармаскалинского района РБ в интересах Санникова ФИО11 обратился в суд с указанным выше иском. В обоснование таких требований он указал, что Санников Ю.Н. относится к категории детей-сирот. Санников Ю.Н. закрепленного за ним жилья не имеет, в № году окончил ГОУ НПО ПУ №, однако в нарушение законодательства в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просит обязать администрацию муниципального района Кармаскалинский район РБ предоставить Санникову ФИО13 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, в пределах нормы предоставления жилого помещения для одиноко проживающих детей сирот; обязать Правительство Республики Башкортостан выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению Санникова ФИО14 жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения в пределах нормы предоставления жилого помещения для одиноко проживающих детей-сирот и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.

В судебном заседании прокурор поддержал иск.

Санников Ю.Н. просит предъявленный прокурором в его интересах иск удовлетворить. Из его объяснений следует, что родители его умерли. Как ему известно, имеющееся у них жилое помещение в городе Уфе мать

- 2 -

обменяла на дом в д. <адрес>, однако дом этот не был пригоден для проживания и в настоящее время этого дома нет. Проживает в настоящее время у своих знакомых, так как своего жилья не имеет. В июле месяце № года он окончил ПУ-№ в городе Уфе по специальности каменьщик, в настоящее время не работает, состоит на учете в центре занятости.

Саяпов А.Р. и Бахтиярова З.М., представляющие на основании доверенностей администрацию муниципального района Кармаскалинский район РБ, привлеченной к участию в деле в качестве ответчика, просят отказать прокурору в иске.

Из их объяснений следует, что Санников Ю.Н. состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения. Однако, на сегодняшний день в этом списке есть дети-сироты, которые поставлены на учет ранее Санникова Ю.Н., и в случае удовлетворения требования прокурора, будут нарушены права и интересы указанных лиц. В настоящее время у администрации муниципального района Кармаскалинский район свободного жилья, которое можно было бы предоставить детям-сиротам, в том числе Санникову Ю.Н., нет. Обеспечение жильём Санникова Ю.Н. возможно будет только после выделения средств из бюджета Республики Башкортостан. В 2011 году району выделены средства, но их недостаточно, чтобы обеспечить жильем всех детей-сирот.

Кроме того, как видно из объяснений Саяпова А.Р., Санников Ю.Н. в прокуратуру Кармаскалинского района РБ с заявлением по поводу предоставления жилья не обращался, поэтому прокуратура не имела права обратиться в его интересах с исковым заявлением в суд, что также является основанием для отказа в иске.

Ответчик - Правительство Республики Башкортостан о месте и времени судебного заседания извещено, своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направило. Из письменного отзыва представителя Правительства РБ Калеевой Н.О. на исковое заявление следует, что обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, возложены на администрации муниципальных районов и городских округов, Республикой Башкортостан осуществляется лишь финансирование расходов администраций муниципальных районов и городских округов на приобретение жилья, следовательно в требовании прокурора к Правительству Республики Башкортостан следует отказать.

Министерство образования Республики Башкортостан, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о месте и времени судебного заседания извещено, своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направило.

- 3 -

Выслушав объяснения явившихся на судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

Как установлено в судебном заседании, что не оспаривается и представителями администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ, Санников ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории лиц из числа детей-сирот, ДД.ММ.ГГГГ он окончил ГОУ НПО Профессиональное училище №, получив профессию каменьщика. Мать ФИО1 – Санникова ФИО16 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец Санникова Ю.Н. - Санников Н.Г. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти указанных лиц.

Анализ изложенных выше обстоятельств, а также то, что Санников Ю.Н. не имеет юридического образования, постоянного места работы, позволяет сделать вывод о том, что прокурор обоснованно признал, что они затрудняют Санникову Ю.Н. самостоятельно обратиться в суд, что Санников Ю.Н. является социально не защищенным лицом и обратился в его интересах в суд с настоящим исковым заявлением. При рассмотрении дела Санников Ю.Н. обратился с письменным заявлением об удовлетворении заявленных прокурором в его интересах требований.

Из постановления главы администрации муниципального района РБ от ДД.ММ.ГГГГ № видно, что ФИО1 устроен в Кармаскалинский детский дом, за ним закреплено право на жильё по адресу: Кармаскалинский район, Новокиешкинский сельсовет, д. <адрес>. Однако, как усматривается из справки администрации СП Новокиешкинский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ закрепленного за Санниковым ФИО17 жилого помещения в данном населенном пункте не имеется. Такая же информация содержится в уведомлении об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений из

- 4 -

Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан. Изложенные выше обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что закрепление упомянутым выше постановлением за Санниковым Ю.Н. жилья по адресу: Кармаскалинский район, Новокиешкинский сельсовет, д. Мукай произведено без проверки имелось ли жилое помещение, на которое Санников Ю.Н. имел право, и закрепленного жилья он не имеет. Указанное подтверждается и тем, что постановлением главы администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ № Санников Ю.Н. поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Санников Ю.Н. также включен в заявки администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ на выделение лимита капитальных вложений на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, направленных в Министерство образования РБ в 2010 и 2011 годы.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети- сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, как это предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

- 5 -

родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве.

Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регламентирован Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которым постановлено: предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений (далее - дети-сироты), жилые помещения по договорам социального найма в порядке и на условиях, предусмотренных

- 6 -

законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не более: 33 кв. м - для одиноко проживающих детей-сирот; 42 кв. м - на семью из двух человек, являющихся детьми-сиротами; 18 кв. м - на каждого члена семьи при ее численности три человека и более, являющихся детьми-сиротами.

Этим Постановлением, кроме того, установлено, что финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения; перечисление средств в бюджеты муниципальных образований производится исходя из общей площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящего Постановления, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в муниципальных районах, городских поселениях и городских округах Республики Башкортостан, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан, но не более фактической стоимости предоставляемого жилья.

В силу приведенных выше правовых норм, поскольку суд находит установленным, что Санников Ю.Н. состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и имеет по окончании пребывания в образовательном учреждении право на получение жилого помещения, следует сделать вывод об обоснованности требований прокурора о возложении на Правительство Республики Башкортостан обязанности выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению Санникова ФИО18 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца города <адрес> Республики Башкортостан, жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения в пределах нормы предоставления жилого помещения для одиноко проживающих детей-сирот и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.

Для отказа в удовлетворении требования прокурора к администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ суд также оснований не находит по следующим основаниям.

Так, в силу Постановления Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения. Финансирование расходов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется путем перечисления средств бюджета Республики Башкортостан в доход бюджетов муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан на основании следующих документов: распоряжения Правительства Республики

- 7 -

Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан; заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки; документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. Следовательно, администрация муниципального района Кармаскалинский район РБ обязана за счет средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан, предоставить Санникову ФИО19 вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, в пределах нормы предоставления жилого помещения для одиноко проживающих детей сирот.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах Санникова ФИО20 к Правительству Республики Башкортостан и к администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Башкортостан выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению Санникова ФИО21 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца города <адрес> Республики Башкортостан, жилым помещением исходя из общей площади жилого помещения в пределах нормы предоставления жилого помещения для одиноко проживающих детей-сирот и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан.

Обязать администрацию муниципального района Кармаскалинский район РБ предоставить Санникову ФИО22 за счет средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан, вне очереди по договору социального найма жилое помещение, отвечающее установленным стандартам и техническим требованиям, в пределах нормы предоставления жилого помещения для одиноко проживающих детей сирот.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 суток.

Председательствующий: