РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Кармаскалы РБ 04 июля 2011 года Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А., при секретаре Губайдуллиной Г.Ф., с участием истца Ахметова Г.А., представителя ответчика - специалиста-эксперта ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ Валеевой А.А. по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ахметова Г.А. к ГУ- Управление Пенсионного Фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ об отмене решения об отказе в установлении ему досрочной трудовой пенсии по старости, о включении в специальный стаж периода службы в Советской Армии в льготном исчислении, периода работы учителем пения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и о назначении ему досрочной трудовой пенсии, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей более 25 лет, с ДД.ММ.ГГГГ, установил: Решением ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ № от ДД.ММ.ГГГГ Ахметова Г.А., обратившемуся ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в установлении такой пенсии отказано в связи с отсутствием требуемого 25-летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Не согласившись с этим решением, Ахметов Г.А. обратился в суд с указанным выше иском. Указывает, что в зачете в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии, в назначении досрочной трудовой пенсии отказано незаконно, полагает период службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежащим зачету в специальный стаж в соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в льготном исчислении – один день военной службы за два дня работы. В судебном заседании Ахметов Г.А. дополнил свои требования требованием о зачете в специальный стаж периода работы учителем пения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Поддерживая заявленные требования, он пояснил, что период работы учителем пения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ независимо от выполнения педагогической нагрузки подлежит зачету в специальный стаж, так как он работал в сельской местности. До призыва на военную службу он работал в районном отделе культуры аккомпаниатором, режиссером, а после армии там же заведующим автоклубом. После этого он стал работать в образовательных учреждениях учителем пения и музыки. В настоящее время в школе он ведет всего 6 часов уроков музыки. При включении в специальный стаж периода службы в рядах Советской Армии в льготном исчислении и периода работы учителем пения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ его стаж педагогической деятельности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет более 25 лет. Представитель ответчика - Валеева А.А. иск не признала. Как следует из её объяснений и отзыва на исковое заявление за подписью начальника ГУ – Управления Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ, просят отказать Ахметову Г.А. в иске за отсутствием законных оснований для этого. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ахметовым Г.А. предъявлено требование о признании права на пенсию, как лицу, осуществлявшему педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста. Согласно п. 2 данной статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. При исчислении специального трудового стажа в настоящее время применяются Список должностей и учреждений, работа в которых подлежит зачету в специальный стаж педагогической деятельности для определения права на досрочное назначение трудовой пенсии, и Правила исчисления периодов указанной работы, утвержденные Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781 и от 11.07.2002 года № 516. Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П, кроме того, следует, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Одним из таких нормативно-правовых актов является Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которое действовало до 01 октября 1993 года, то есть в период срочной военной службы Ахметова Г.А. в рядах Советской Армии (в составе Вооруженных сил СССР). Согласно подпункту «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного данным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. Время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 Положения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Как установлено в судебном заседании, Ахметов Г.А. военную службу в рядах Советской Армии, то есть в составе Вооруженных Сил СССР, проходил в период, когда действовало указанное выше Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397. Указанное обстоятельство подтверждается данными из военного билета, трудовой книжки Ахметова Г.А. На момент обращения за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, как видно из решения пенсионного органа, представленных сторонами документов, не оспариваемый стаж педагогической деятельности Ахметова Г.А. в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию, составляет 20 лет 10 месяцев 11 дней, то есть более 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии. Доводы ответчика о том, что период службы в рядах Советской Армии мог быть засчитан в специальный лишь при условии, если на 01 января 1993 года Ахметовым Г.А. было отработано 16 лет 08 месяцев и, если службе в Вооруженных Силах предшествовала и за службой последовала педагогическая деятельность, суд находит не состоятельными, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в его Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения на это права. Кроме того, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и утвержденное этим Постановлением Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, необходимость осуществления педагогической деятельности непосредственно до службы в Вооруженных Силах СССР и после службы, как обязательное условие для включения этого периода в специальный стаж, не предусматривают. При таких обстоятельствах, суд исходя из изложенных выше правовых норм, период службы Ахметова Г.А. в рядах Советской Армии с 20 октября 1983 года по 15 ноября 1985 года находит подлежащим зачету в специальный стаж. Однако, суд не может признать основанным на законе требование истца о включении периода службы в рядах Советской Армии в специальный стаж в льготном исчислении. Так, Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» и утвержденное этим Постановлением Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которые действовали в период службы Ахметова Г.А. в рядах Советской Армии, предусматривали включение периода службы в Вооруженных Силах СССР в специальный стаж в календарном исчислении. Федеральный закон от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на который приводится ссылка Ахметовым Г.А., в период его службы не действовал. Кроме того, суд исходит из того, что абзац 1 п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих" не регулирует вопросы включения периодов военной службы в специальный стаж. Следовательно, период службы Ахметова Г.А. в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит зачету в специальный стаж только в календарном исчислении. Что касается требования Ахметова Г.А. о включении в специальный стаж периода работы учителем пения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то суд исходит из следующего. Согласно п. 1 «Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067 (ред. от 01.02.2001, с изменениями от 07.06.2001) работа в должностях (в том числе без занятия штатной должности), предусмотренных Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 (далее именуется Список), включается в выслугу при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Работа в качестве учителей начальных классов общеобразовательных учреждений (пункт 1 раздела "Наименование учреждений" Списка), учителей расположенных в сельской местности начальных общеобразовательных школ, основных общеобразовательных школ и средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, включается в выслугу независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. В силу приведенных выше правовых норм, поскольку ответчиком не оспаривается, что Кармаскалинская СПОШ № 1 расположена в сельской местности, период работы Ахметова Г.А. учителем пения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в данной общеобразовательной школе, независимо от объема выполняемой учебной нагрузки подлежит зачету в специальный стаж. В судебном заседании установлено, что не оспариваемый ответчиком период педагогической деятельности, засчитываемый в специальный стаж, необходимый для назначения Ахметову Г.А. трудовой пенсии по старости, на день обращения за назначением пенсии, то есть на ДД.ММ.ГГГГ составляет 20 лет 10 месяцев 11 дней. С учетом зачтенных периодов службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> дней) и работы учителем пения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), специальный стаж истца на день обращения в пенсионный орган составляет <данные изъяты> дней. Следовательно, исходя из положений п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ требования Ахметова Г.А. о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с ДД.ММ.ГГГГ не могут быть удовлетворены. В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ в пользу Ахметова Г.А. с ответчика подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: иск Ахметова Г.А. к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Кармаскалинском районе РБ удовлетворить частично - решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> РБ № от ДД.ММ.ГГГГ в части установления продолжительности специального стажа, необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью отменить; обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан зачесть в специальный стаж Ахметова Г.А., необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью период службы Ахметова Г.А. в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении, период работы учителем пения в Кармаскалинской средней ПОШ № с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в календарном исчислении. В остальной части иска Ахметову Г.А. отказать. Взыскать с ГУ - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кармаскалинском районе Республики Башкортостан в пользу Ахметова Г.А. расходы по уплате государственной пошлины в размере 100 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 дней. Председательствующий: