Дело 2-707/2011 г. Решение.



Дело № 2-707 /2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы РБ 16 сентября 2011 года

Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,

при секретаре Макаровой О.В.,

с участием старшего помощника прокурора Кармаскалинского района РБ Изотова И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ к администрации СП Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ о признании бездействия незаконным и обязании ликвидировать несанкционированные свалки,

установил:

Прокурор Кармаскалинского района РБ обратился в суд с указанным выше иском, мотивируя тем, что администрацией сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ не принимаются меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора – на территории сельского поселения расположены несанкционированные свалки: в двухстах метрах от д. Муксиново ниже по течению реки Белой, площадью около 1500 кв.м.; в двухстах метрах от северной части д. Кулушево, площадью около 300 кв.м.

В судебном заседании прокурор поддержал иск и, уточняя предъявленное требование, просит обязать ответчика устранить выявленное нарушение в течение двух месяцев со дня принятия решения по делу.

Администрация СП Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ о месте и времени судебного заседания извещения, своего представителя для участия в судебном разбирательстве не направила, о причинах неявки на судебное заседание не сообщила.

Выслушав объяснения прокурора и изучив материалы дела, суд находит требование прокурора подлежащим удовлетворению, поскольку изложенные в исковом заявлении прокурора обстоятельства подтверждаются актом проверки, согласно которым в ходе проведенной прокурорской проверки с привлечением специалиста-ведущего специалиста-эксперта Приуфимского территориального управления Минэкологии РБ Камалова А.Ф. на территории сельского поселения Савалеевский сельсовет выявлены две несанкционированные свалки: 1) в двухстах метрах от д.Муксиново ниже по течению реки Белой, площадью около 1500 кв.м.; 2) в двухстах метрах от северной части д. Кулушево, площадью около 300 кв.м. и установлено, что органом местного самоуправления мер по устранению свалок и надлежащей организации сбора отходов не принято.

Между тем, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

На основании ст. 13 Федерального закона от 24.06.1996 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Требования к содержанию территорий населенных мест изложены в Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 05 августа 1988 года N 4690-88.

Указанные правила предписывают, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.

Исходя из изложенных выше правовых норм следует согласиться с доводами прокурора, что неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора нарушает конституционные права граждан на благоприятную природную среду, что выявленные нарушения значительно ухудшают экологическую обстановку в муниципальном районе Кармаскалинский район, наносят вред окружающей среде и человеку, что может повлечь за собой наступление тяжких последствий.

В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение к исполнению обязанности в натуре.

При указанных обстоятельствах, суд находит требования прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан основанными на нормах действующего законодательства и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах неопределенного круга лиц к администрации СП Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в части непринятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора незаконным и обязать администрацию сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан в течение двух месяцев со дня принятия настоящего решения устранить нарушения природоохранного законодательства – ликвидировать несанкционированные свалки бытовых отходов и мусора: в двухстах метрах от д. Муксиново ниже по течению реки Белой; в двухстах метрах от северной части д. Кулушево.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: