Дело № 2-222/2011 г. Решение.



Дело № 2-222/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы РБ 12 октября 2011 года

Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А.,

при секретаре Бикметовой З.М.,

с участием истицы Миргалиевой М.Ш., её представителей Гариповой Н.К., Хамзина З.С., представителя ответчика Каюмова В.М. – Ахметова И.Г. по доверенности, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Ханнанова М.М., переводчика Гайфуллиной К.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Миргалиевой М.Ш. к Каюмову М.М. и администрации СП Шаймуратовский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ о признании принявшей наследство после смерти Ханнановой М.М., признании права собственности на земельный участок с домом,

установил:

Миргалиева М.Ш. обратилась в суд с указанным выше иском. В обоснование своих требований она указала следующие обстоятельства. ДД.ММ.ГГГГ умерла её мать – Ханнанова М.М., проживавшая ко дню смерти с ней по адресу: <адрес>. После смерти матери открылось наследство, в состав которого входит: земельный участок, жилой дом, веранда, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>. При рассмотрении дела об установлении факта принятия наследства после смерти матери, ей стало известно, что ДД.ММ.ГГГГ между СПК им. Шаймуратова и Каюмовым В.М. заключен договор купли-продажи упомянутого выше дома и Каюмовым В.М. предъявлен иск о признании права собственности на этот жилой дом. Просит признать её принявшей наследство, оставшееся после смерти матери Ханнановой М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, в виде дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>; признать право собственности на земельный участок с домом по адресу: <адрес> порядке наследования.

В судебном заседании Миргалиева М.Ш. и её представител Хамзин З.С., Гарипова Н.К. поддержали иск. Из объяснений Миргалиевой М.Ш. следует, что мать до того, как сама себя не могла обслуживать, проживала одна в своем доме по адресу: <адрес>. Дом, по поводу которого возник спор, то есть дом по адресу: <адрес> был перенесен Ханнановым Р. в <данные изъяты> годы на место старого дома родителей, который пришел в ветхое состояние. Родители проживали по этому адресу еще с <данные изъяты> годов. Отец не вернулся с Великой Отечественной войны. В <данные изъяты> году она забрала мать к себе в деревню <адрес>. Когда уезжали, забрали постельные принадлежности матери, посуду, дверь дома закрыли на замок и заколотили досками. Потом им стало известно, что в дом председатель колхоза вселил посторонних людей. Они не стали препятствовать этому, так как дом стоял свободным. Кроме того им было выгодно, что за домом присматривают. В <данные изъяты> году мать умерла. В то время мать проживала с ней и все, что принадлежало матери, то есть постельные принадлежности, посуда, которую привезли из <адрес>, осталось ей. Квартирантов из дома матери они не стали выселять, так как те работали, и их им было жалко. По поводу оформления наследства к нотариусу не обращались, так как не знали законов. Других наследников, кроме неё, у матери нет. Споров между ней и её родственниками по поводу дома в <адрес> нет. Раньше деревня <данные изъяты> имела название <данные изъяты>

Ахметов И.Г., представляющий интересы ответчика Каюмова В.М. по доверенности, иск не признал. Считает, что Каюмов В.М. является добросовестным приобретателем дома по адресу: <адрес>. Дом ранее принадлежал СПК им. Шаймуратово, мать Миргалиевой М.Ш. и сама Миргалиева М.Ш. не имеют никакого отношения к дому.

Ответчик – администрация СП Шаймуратовский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ о месте и времени судебного заседания извещен. От главы сельского поселения имеется заявление о рассмотрении дела без участия представителя администрации сельского поселения.

Ханнанов Р.В., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, пояснил, что его отец и муж Ханнановой М.М. были родными братьями. Его дядя и Ханнанова М.М. проживали недалеко от них в своем доме. Муж Ханнановой М.М. не вернулся с войны. В <данные изъяты> году он построил себе новый дом и старый дом отдал Ханнановой М.М. Дом перетащили трактором на земельный участок Ханнанновой М.М. по адресу: <адрес>. Потом он помог перекрыть Ханнановой М. крышу дома, поставил в доме печь, и она после этого жила еще там около двадцати лет. Когда Ханнанова М. заболела, её забрала к себе Миргалиева М.Ш. в д. <данные изъяты>. Этот дом никогда колхозным не был. Может, колхоз помогал Ханнановой М., как вдове участника войны. Он знает, что после того, как Ханнанову увезла дочь, в её дом председатель колхоза пустил квартирантов. Кто это разрешил, он не может сказать. В настоящее время в доме никто не проживает, так как квартиранты умерли. Раньше деревня <данные изъяты> имела название <данные изъяты>.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, в том числе гражданского дела2-290/2010, суд приходит к следующим выводам.

В силу требований ст. ст. 12 и 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон и каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Как видно, из решения Кармаскалинского районного суда РБ от 11 января 2011 года, судом установлено, что Миргалиева М.Ш., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью Ханнановой М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки администрации СП Шаймуратовский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ от ДД.ММ.ГГГГ видно, что Ханнанова М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершая ДД.ММ.ГГГГ, проживала и была зарегистрирована по адресу: <адрес> На день смерти совместно с ней проживала дочь Миргалиева М.Ш..

Свидетельством о смерти также подтверждается, что Ханнанова М.М. умерла ДД.ММ.ГГГГ.

После смерти Ханнановой М.М. наследственное дело не заведено, о чем имеется сообщение нотариуса Габитовой И.М.

Из архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ видно, что согласно записям в похозяйственной книге д. <данные изъяты> Биштякинского сельсовета за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы значится проживающей по адресу: <адрес> Ханнанова М.М., <данные изъяты> года рождения, в хозяйстве имела жилой <адрес> года возведения, <данные изъяты> га земли в личном пользовании; согласно записям в похозяйственных книгах с. <данные изъяты> Шаймуратовского сельсовета за <данные изъяты>-<данные изъяты> г.г. значится проживающей по адресу: <адрес> Ханнанова М.М., <данные изъяты> года рождения, в хозяйстве имела жилой <адрес> года возведения, и <данные изъяты> га земли в личном пользовании; в <данные изъяты>-<данные изъяты> значится проживающей по адресу: <адрес> Ханнанова М.М., <данные изъяты> года рождения, и следующий состав семьи: внук Миргалиев Я.К., сноха Миргалиева Р.Ф., внук Миргалеев Ф.Я., внучка Миргалеева Р.Я., в хозяйстве имела жилой дом <данные изъяты> года возведения и <данные изъяты> га земли в личном пользовании, имеется отметка о том, что семья Миргалиевых выписана в <данные изъяты> году.

Согласно справке из Кармаскалинского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан», в архиве данного предприятия имеется технический паспорт на домовладение по адресу: <адрес>. Домовладение по техническому состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеет состав объектов: лит «А» - жилой дом <данные изъяты> года постройки в том числе.

Земельному участку по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м. присвоен кадастровый номер , что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

Согласно уведомлениям из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, сведения о правах на земельный участок и на жилой дом по адресу: <адрес> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.

В материалах гражданского дела 2-920/2010 имеются: сообщение из Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Кармаскалинскому району, согласно которому в реестре Комитета сведения о домовладении и земельном участке по адресу: <адрес> отсутствуют.

Согласно выписке из похозяйственной книге за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы в доме по адресу: <адрес> проживали Эйнингерис В.А., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ, Иванов Л.М., выписался ДД.ММ.ГГГГ.

По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ СПК им. Шаймуратова продал Каюмову В.М. жилой дом по адресу: <адрес> за <данные изъяты> рублей. Однако решением Кармаскалинского районного суда Республики Башкортостан от 30 ноября 2010 года, вступившим в законную силу, Каюмову В.М. в иске о признании права собственности на этот дом отказано. Из решения видно, что у СПК имени Шаймуратова на момент продажи дома отсутствовали правоустанавливающие документы.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц СПК имени Шаймуратова ликвидирован вследствие признания его несостоятельным.

Свидетель Хабибуллина Ф.Г. в судебном заседании показала, что знала Ханнанову М.М.. Муж Ханнановой М. не вернулся с войны. Ханннаова М. проживала в своем доме в д. <данные изъяты>. Дом принадлежал Ханнановой М. самой, в этом доме до войны она жила с мужем. Дом колхозу не принадлежал. Ей известно, что в <данные изъяты> или в <данные изъяты> годы Хананнов Р. отдал Ханнановой М. свой дом, который перетащили и поставили вместо старого дома Ханнановой. Когда Ханнанову М. к себе увезла дочь Миргалиева М., в доме проживали посторонние люди. Этих людей в доме уже нет, они умерли. Точную дату не помнит, женщина, которая проживала в доме Ханнановой, жаловалась ей, что бухгалтер Валиева предлагала выкупить дом.

Свидетель Хисматуллина Н.Г. показала, что Ханнанову М. знала еще со времен Великой Отечественной войны. Ханнанова М. проживала в своем доме, затем Ханнанову увезла к себе дочь Миргалиева в д. <данные изъяты>. Дом, где проживала Ханнанова М. М., никогда колхозным не был. Когда Ханнанову М. увезла к себе дочь. В этом доме проживали квартиранты. Эти люди ничего там не строили, в настоящее время этих людей в живых нет.

Поскольку наследство после смерти Ханнановой М.М. открылось до введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (до 1 марта 2002 года) при разрешении данного спора в соответствии с требованиями ст. ст. 1,5,7,8 Федерального закона «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РСФСР.

Согласно ст. 527 ГК РСФСР наследование осуществляется по закону и по завещанию. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием.

В соответствии со ст. 529 ГК РФ местом открытия наследства признается последнее постоянное место жительства наследодателя, а если оно неизвестно - место нахождения имущества или его основной части.

На основании ст. 532 ГК РСФСР при наследовании по закону наследниками в равных долях являются: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти. Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из их родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

Оценив изложенные выше доказательства, суд находит установленным, что Миргалиева М.Ш. является наследником Ханнановой М.М. по закону первой очереди.

Данных о том, что Хананнова М.М. составляла завещание, при рассмотрении дела не установлено.

Для приобретения наследства, как это предусмотрено ст. 546 ГК РСФСР, наследник должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием или с оговорками. Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или, когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства. Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства. Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства. По общему правилу принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.

Анализ изложенных выше доказательств, поскольку на момент смерти Хананновой М.М. Миргалиева М.Ш. проживала с ней и осталась проживать в том же доме, оставила себе постельные принадлежности, посуду матери, позволяет сделать вывод о том, что Миргалиева М.Ш., фактически вступила во владение частью наследственного имущества и, поскольку принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось, позволяет признать её принявшим наследство после смерти матери.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что жилой дом по адресу: <адрес> принадлежал Ханнановой М.М. на праве собственности. Опровергающие данное обстоятельство, доказательства, а также доказательства, подтверждающие, что дом принадлежал колхозу имени Шаймуратова, СПК имени Шаймуратова или находился в муниципальной собственности, ответчиками не представлены. Не установлено также в судебном заседании, что Ханнанова М.М., а затем и Миргалиева М.Ш. отказались от этого имущества в установленном законом порядке, что другие лица приобрели на это имущество право установленном законом порядке.

Исходя из изложенного, а также, поскольку установлено принятие Миргалиевой М.Ш. части наследственного имущества, суд, несмотря на то, что она после смерти матери в <данные изъяты> году не пользовалась жилым домом и земельным участком по адресу: <адрес>, оснований отказать Миргалиевой М.Ш. о признании её принявшей наследство виде указанного выше земельного участка с домом не находит.

В архивной справке имеется указание, что согласно выписке из похозяйственной книги за <данные изъяты>-<данные изъяты> годы Ханнанова М.М. в хозяйстве имела жилой (колхозный) дом <данные изъяты> года возведения. В техническом паспорте дома и в справке из Кармаскалинского межрайонного филиала ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан» имеются сведения, что <адрес> по адресу: <адрес>, <данные изъяты> года постройки. В архивной справке, кроме того, указано, что Ханнанова М.М. <данные изъяты> года рождения, а в свидетельстве о рождении годом её рождения указан <данные изъяты> год. Однако, оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что дом колхозным не являлся, дом был возведен в <данные изъяты> году, принадлежал Хананновой М.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а некоторые данные в этих документах могли быть отражены ошибочно.

Согласно п. 9.1 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" граждане, к которым перешли в порядке наследования или по иным основаниям права собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, указанных в настоящем пункте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, вправе зарегистрировать права собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность. Государственная регистрация прав собственности на указанные в настоящем пункте земельные участки осуществляется в соответствии со статьей 25.2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Принятие решений о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан не требуется.

В соответствии с ч. 7 ст. 25.2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в пункте 1 настоящей статьи земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение; один из документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.

Исходя из приведенных выше правовых норм, поскольку суд находит установленным принятие Миргалиевой М.Ш. наследства после смерти матери Ханнановой М.Ш., в том числе жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>, отказать Миргалиевой М.Ш. в иске о признании права собственности на эти объекты недвижимости оснований не имеется.

В соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ с Каюмова В.М. в пользу Миргалиевой М.Ш. подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Миргалиевой М.Ш. к Каюмову В.М. и администрации СП Шаймуратовский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район РБ удовлетворить. Признать Миргалиеву М.Ш. принявшей наследство, оставшееся после смерти матери Ханнановой М.М., умершей ДД.ММ.ГГГГ, и признать право собственности Миргалиевой М.Ш. на жилой дом и земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.

Взыскать с Каюмова В.М. в пользу Миргалиевой М.Ш. расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через Кармаскалинский районный суд РБ в течение 10 суток со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированное решение составлено 17 октября 2011 года.

Председательствующий: