Дело № 2-722/2011 г. Решение.



Дело № 2-722/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2011г. с.Кармаскалы

Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Хисамовой Р.И., при секретаре Бикметовой З.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Давтян Е.Д., представляющей также интересы Зайченко В.О., к Кармаскалинскому РО Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан о признании действий судебного пристава-исполнителя Нуралиева А.А.по совершению исполнительных действий ДД.ММ.ГГГГ. и демонтажу газопровода незаконными, обязании Кармаскалинского РО Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан и о восстановлении газопровода в прежнем состоянии,

установил:

Курочкина Р.Н. и Зайченко В.О. имеют в долевой собственности жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> <адрес>, при этом, Курочкина имеет <данные изъяты> доли, а Зайченко <данные изъяты> доли, приобретенные согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключенного ими с Грузиновым В.Н.

По решению Кармаскалинского районного суда от 22.04.2009г., рассмотревшего их взаимные встречные исковые требования об определении порядка пользования земельным участком в соответствии с их долями, Курочкиной был выделен земельный участок по варианту размерами <данные изъяты> кв.м. и за вычетом участка, примыкающего к дому, площадью <данные изъяты> кв.м., остающегося в собственности Зайченко, всего выделено <данные изъяты> кв.м. А Зайченко В.О. был выделен земельный участок за кв.м. (также по варианту ) общей площадью <данные изъяты> кв.м. При этом, Зайченко В.О. была обязана «осуществить перенос теплицы литера (11) и газового оборудования, расположенных на земельном участке Курочкиной на свой земельный участок. После вступления данного решения в силу Зайченко В.О. во исполнение данного решения суда демонтировала газовые горелки, срезала трубы, находящиеся или проходящие через земельный участок Курочкиной Р.Н., т.е. фактически исполнила решение суда о переносе газового оборудования.

После произведенного раздела в натуре земельный участок Зайченко В.О. стал граничить с северной стороны с земельным участком Батаева В.К., проживающим по адресу: <адрес>, Макарова В.Н., проживающего по адресу: <адрес>, Кирилловой В.В. с восточной стороны, а с южной стороны- с участком Курочкиной Р.Н. и частично с земельными участками, принадлежащими Давтян Е.Д., расположенными по адресу: <адрес>, и Кармаскалинскому райпо (магазин). При этом земельный участок, выделенный Курочкиной Е.Д., полностью находился между участками Зайченко и Давтян.

Судебный пристав-исполнитель Нуралиев А.А. по исполнительному листу от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения Кармаскалинского районного суда от 22.04.2009г. во время совершения исполнительных действий ДД.ММ.ГГГГ явно вышел за пределы своих полномочий и вместо исполнения решения суда совместно со специалистом МУП «Геоземинформатики» Латыповым Р.Р., выполняя указания адвоката Курочкиной Р.Н. –Игнатьевой О.Б., отмерял ширину участка в сторону участка Давтян Е.Д., вследствие чего установил несоответствие границ кадастровому плану, в частности, «обнаружил» нахождение газопровода, принадлежащего Давтян Е.Д., на земельном участке Курочкиной в 1м от границы.

Фактически, газопровод находится на земельном участке Давтян Е.Д., рядом с общей границей, что подтверждается картой границ, исполненной специалистом Кармаскалинского межрайонного филиала ГУП БТИ РБ Акбашевым М.Р.

ДД.ММ.ГГГГ тот же судебный пристав исполнитель Нуралиев А.А. около 12 часов приехал к ним во двор, и не допустив Давтян Е.Д. к совершению исполнительных действий, основываясь на неграмотном обмере от ДД.ММ.ГГГГ, отрезал и демонтировал, принадлежащий Давтян Е.Д. газопровод, полностью находящийся на её земельном участке.

В ходе судебного разбирательства заявитель Давтян Е.Д. и её представитель Ахметов И.Г. свои требования поддержали, и просили удовлетворить их по тем же основаниям, дополнив, что Давтян Е.Д. по требованию адвоката Игнатьевой О.Б., якобы, из-за отсутствия у неё доверенности от Зайченко В.О., не была допущена к обмеру земельных участков ДД.ММ.ГГГГ, хотя просила судебного пристава Нуралиева А.А. допустить к участию в обмере и представляла для обозрения Акт согласования границ, кадастровый паспорт, свидетельство о государственной регистрации права на свой земельный участок, однако он на это никак не отреагировал. Впоследствии, этот акт об обмере ей дали только для ознакомления, о чем она и подписалась. Давтян Е.Д. в ходе судебного разбирательства представила суду Акт согласования границ земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый паспорт на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающие её право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, граничащий с земельным участком Курочкиной.

Судебный пристав - исполнитель Нуралиев требования Давтян Е.Д. в суде не признал, пояснив, что он обратился в Кармаскалинский районный суд для разъяснения решения суда от 22 апреля 2011г., в котором ему было отказано, поэтому, он, не обладая специальными познаниями в области землеустройства, пригласил для участия в обмере ДД.ММ.ГГГГ специалиста МУП «Геоземинформатики» Латыпова Р.Р. и ДД.ММ.ГГГГ, полностью основываясь на результатах обмера, совершил исполнительские действия по переносу газового оборудования, т.е. снес газопровод, т.к. считал, что газопровод находится на земельном участке Курочкиной Е.Д., о том, что этот газопровод может находиться на соседнем земельном участке и принадлежит Давтян Е.Д., не знал.

Курочкина Р.Н. и ее представитель Игнатьева О.Б. требования Давтян признали необоснованными и просили отказать в ее заявленных требованиях. Пояснили, что проект газопровода не принадлежит Давтян, поскольку в нем указан другой адрес, что судебный пристав действоал законно.

Выслушав всех участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения жалобы по следующим основаниям:

Согласно ст.4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 21.04.2011) "Об исполнительном производстве") исполнительное производство осуществляется на принципах:

1) законности;

2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

3) уважения чести и достоинства гражданина;

4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи;

5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

По статье 48 этого же ФЗ лицами, участвующими в исполнительном производстве, являются:

1) взыскатель и должник (далее также - стороны исполнительного производства);

2) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

3) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и другие).

По ст. 50 данного ФЗ стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.

Статья 53 этого же ФЗ регламентирует участие в исполнительном производстве представителей сторон исполнительного производства, а именно, что гражданин участвует в исполнительном производстве лично или через представителей. Личное участие гражданина в исполнительном производстве не лишает его права иметь представителя. Если по исполнительному документу на должника возложены обязанности, которые он может исполнить только лично, то должник не вправе действовать через представителя.

Полномочия представителя, являющегося соучастником в исполнительном производстве, могут быть определены в заявлении, поданном представляемым лицом судебному приставу-исполнителю (ст.54 ФЗ)

Отдельной статьей 61 этого же ФЗ установлены основания привлечения в исполнительное производство специалиста

1.В качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.

2. Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава-исполнителя, отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь.

3. Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.

4. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, установленных настоящей статьей, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.

В соответствии со статьей 13 ФЗ от 21.07.1997г. «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

Согласно ФЗ от 18.06.2001г № 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008г) «О землеустройстве» землеустройство, т.е. «описание местоположения и (или) установление на местности границ объектов землеустройства проводится в обязательном порядке в случаях:

изменения границ объектов землеустройства (ст.3); а основаниями проведения землеустройства являются:

решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства;

договоры о проведении землеустройства;

судебные решения (ст.4)

Согласно Постановления Правительства РФ от 20.08.2009г. №688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства» установление на местности границ объектов землеустройства осуществляется на основании сведений государственного кадастра недвижимости о соответствующих объектах землеустройства.

Установление на местности границ объекта землеустройства (вынос границ на местность) выполняется по координатам характерных точек таких границ (точек изменения описания границ объекта землеустройства и деления их на части), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (п.2,3 Правил).

Согласно Методических рекомендаций по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденного руководителем ФС земельного кадастра России от 17.02.2003г. (в ред. письма Росземкадастра от 18.04.2003) межевание объектов землеустройства представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и определению их координат.

Межевание объектов землеустройства проводится:

как технический этап реализации утвержденных проектных решений о местоположении границ объектов землеустройства при образовании новых или упорядочении существующих объектов землеустройства (далее - установление на местности проектных границ объекта землеустройства);

как мероприятие по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности (далее - упорядочение на местности границ объекта землеустройства);

как мероприятие по восстановлению на местности границ объектов землеустройства при наличии в государственном земельном кадастре сведений, позволяющих определить положение границ на местности с точностью межевания объектов землеустройства (далее - восстановление на местности границ объекта землеустройства).

Межевание объектов землеустройства проводится в соответствии с заданием на выполнение работ Задание подготавливается заказчиком или по его поручению подрядчиком на основе проекта территориального землеустройства или сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках), предоставляемых в виде выписок в форме кадастровой карты (плана) земельного участка (территории). Задание утверждается заказчиком.

Межевание объекта землеустройства включает в себя следующие работы:

подготовительные работы;

составление технического проекта;

уведомление лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания;

определение границ объекта землеустройства на местности, их согласование и закрепление межевыми знаками;

определение координат межевых знаков;

определение площади объекта землеустройства;

составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства;

формирование землеустроительного дела;

утверждение землеустроительного дела в установленном порядке.

При восстановлении на местности границ объекта землеустройства из состава работ исключаются:

1) согласование границ объекта землеустройства на местности;

2) определение координат межевых знаков;

3) определение площади объекта землеустройства;

4) составление карты (плана) объекта землеустройства или карты (плана) границ объекта землеустройства.

При проведении подготовительных работ рекомендуется принимать во внимание, что:

Подготовительные работы включают сбор и (или) изучение:

1) сведений государственного земельного кадастра о земельном участке (участках);

2) документов, удостоверяющих права на землю (при их отсутствии - правоустанавливающих документов);

3) каталогов (списков) координат пунктов опорной межевой сети (ОМС) и иных исходных геодезических пунктов;

4) адресов лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания.

Лица, права которых могут быть затронуты при проведении межевания (собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков, соответствующие органы государственной власти и (или) органы местного самоуправления), не позднее чем за 7 календарных дней до начала работ извещаются о времени и месте проведения межевания.

При составлении карты (плана) объекта землеустройства исполнителем работ дополнительно направляются письменные запросы о наличии на территории объекта землеустройства принадлежащих иным лицам инженерных коммуникаций и (или) их охранных, санитарно-защитных и иных зон с особыми условиями использования земель.

Извещение передается заинтересованным лицам под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (например, регистрируемое почтовое отправление с отметкой "Вручить лично", с заказными уведомлениями о вручении непосредственно адресатам).

Извещения и расписки составляют в двух экземплярах, один из которых приобщают к землеустроительному делу.

При определении границ объекта землеустройства на местности, их согласовании и закреплении межевыми знаками рекомендуется принимать во внимание, что:

Определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование проводятся в присутствии лиц, права которых могут быть затронуты при проведении межевания, или уполномоченных ими лиц (представителей) при наличии надлежащим образом оформленных доверенностей.

Перед процедурой согласования границ объекта землеустройства они предварительно обозначаются на местности в соответствии с имеющимися сведениями государственного земельного кадастра, землеустроительной, градостроительной документацией и (или) иными сведениями.

При неявке на процедуру согласования границ кого-либо из вышеуказанных лиц или отказе от участия в процедуре согласования границ (непредставление мотивированного отказа в согласовании границы) в акте согласования границ фиксируется их отсутствие или отказ от участия в процедуре согласования границ, а по границе объекта землеустройства проводится предварительное межевание.

В течение тридцати календарных дней этим лицам направляются повторные уведомления с указанием срока явки для согласования или предоставления мотивированного отказа в согласовании границ по результатам предварительного межевания. В случае неявки в течение указанного срока или непредставления мотивированного отказа в согласовании границы, границы объекта землеустройства считаются установленными.

Споры, возникшие при согласовании границ, рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Результаты согласования границ оформляются актом (актами) согласования границ объекта землеустройства, который подписывается всеми участниками процедуры согласования границ, включая исполнителя работ.

Процедура согласования границ (границы) не проводится при наличии в государственном земельном кадастре сведений (координат поворотных точек границ), позволяющих определить их положение на местности с точностью, которая соответствует техническим условиям и требованиям, установленным Росземкадастром.

Согласованные границы объекта землеустройства закрепляются межевыми знаками, фиксирующими на местности местоположение поворотных точек границ объекта землеустройства.

Допускается закрепление границы межевыми знаками в виде естественных или искусственных предметов, обеспечивающих закрепление поворотной точки границы на период проведения работ (временный межевой знак), или в виде искусственного предмета, закрепленного в земле или твердом покрытии и обеспечивающего постоянство местоположения на местности поворотной точки границы объекта землеустройства после проведения землеустройства (долговременный межевой знак).

Таким образом, судебный пристав-исполнитель Нуралиев А.А. при совершении исполнительских действий, как ДД.ММ.ГГГГ, так и ДД.ММ.ГГГГ грубо нарушая ст.50-53 ФЗ «Об исполнительских действиях», которая гласит, что стороны исполнительного производства вправе… представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, не допустил Давтян Е.Д. как собственника соседнего земельного участка и как представителя Зайченко В.О. к участию в исполнительном производстве, лишив возможности принести возражения, представить дополнительные доказательства, чем нарушил их права. Согласно этой же статьи настоящего ФЗ до окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке, однако такая возможность им предоставлена не была. Он же, отказав в участии Давтян в исполнительном производстве, не добился участия в нем Зайченко, хотя по закону был обязан это сделать.

Судебный пристав-исполнитель Нуралиев А.А., будучи обязанным в силу ФЗ от 18.06.2001г № 78-ФЗ (ред. от 23.07.2008г) «О землеустройстве» добиться сначала производства землеустроительных работ, т.е. межевания (мероприятия по уточнению местоположения на местности границ объектов землеустройства при отсутствии достоверных сведений об их местоположении путем согласования границ на местности, т.к. границы между участками, принадлежащими Зайченко В.О, Курочкиной Р.Н. и Давтян Е.Д.. т.к. после решения суда от 22.04.2009г. границы участков были определены ими самостоятельно без участия землеустроителей, приступил к определению местоположения газопровода, принадлежащего Давтян Е.Д. При этом, у него отсутствовали землеустроительные дела, кадастровые паспорта и планы, свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимость по всем граничащим земельным участкам. Более того, Нуралиев А.А., самоуправно взяв на себя функции землеустроителя, приступил к межеванию, не известив всех заинтересованных лиц.

Согласно Акта оценки местоположения границ земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ, произведенного комиссией на основании определения Кармаскалинского районного суда от 29.08.2011г., установлено, что фактическое землепользование Курочкиной Р.Н., Зайченко В.О. не соответствует ни решению суда от 22.04.2009г., ни принятому судом Варианту № 6, ни техническому паспорту совместного домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, и общая площадь обеих земельных участков составляет <данные изъяты> кв.м., тогда как до раздела она составляла <данные изъяты> кв.м.

При этом, площадь фактически занимаемого земельного участка Курочкиной Р.Н. составляет <данные изъяты> кв.м., вместо <данные изъяты> кв.м. (<данные изъяты> кв.м. до вычета <данные изъяты> кв.м., остающихся в собственности Зайченко), разница составляет <данные изъяты> кв.м.

По представленному заявителем проекту тепличного хозяйства в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ., исполненного по заказу её мужа – Давтян В.А., демонтированный судебным приставом газопровод находился на земельном участке Давтян Е.Д. и не мог находиться в пределах земельного участка Курочкиной Р.Н.

Демонтированный судебным приставом газопровод, принадлежащий Давтян Е.Д., согласно этого же Акта полностью находится в границах земельного участка Давтян Е.Д., что исключает нахождение этого газопровода на участке Курочкиной Р.Н. по акту обмера, произведенного судебным приставом-исполнителем Нуралиевым А.А. ДД.ММ.ГГГГ

Расширительное толкование судебным приставом-исполнителем словосочетания «перенос газового оборудования», изложенного в решении Кармаскалинского суда от 22.4 2009г. которое исполнял Нуралиев А.А., где нет слов о переносе, демонтаже газопровода, привело к демонтажу газопровода, принадлежащего Давтян Е.Д., находящегося на её же участке.

Доводы судебного пристава-исполнителя Нуралиева А.А. о том, что он обеспечил при обмере ДД.ММ.ГГГГ участие специалиста МУП «Геоземинформатика» Латыпова Р.Р., в связи, с чем его действия являются законными, суд считает несостоятельными, т.к. участие специалиста в совершении исполнительных действий не освобождает его от обязанности соблюдения закона в силу ст.4 ФЗ «Об исполнительном производстве», т.е. от обеспечения в исполнительном производстве всех сторон и неукоснительного соблюдения их прав.

Руководствуясь ст.197,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу Давтян Е.Д. на действия судебного пристава исполнителя удовлетворить.

Признать действия судебного пристава-исполнителя Нуралиева А.А.по совершению исполнительных действий ДД.ММ.ГГГГ. и демонтажу газопровода незаконными.

Обязать Кармаскалинский РО Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Башкортостан восстановить газопровод, принадлежащий Давтян Е.Д., в прежнем состоянии.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в десятидневный срок с момента получения решения суда в окончательной форме.

Судья Р.И. Хисамова