Дело № 2-98/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации с. Кармаскалы РБ 06 февраля 2012 года Кармаскалинский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Нафикова И.А., при секретаре Аглетдиновой Э.М., с участием старшего помощника прокурора Кармаскалинского района РБ Изотова И.С., истца Яковлева О.В., представителя ответчика - администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ Иштугановой А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах Яковлева О.В. к администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан и к Правительству Республики Башкортостан об обязании предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди, установил: Прокурор Кармаскалинского района РБ в интересах Яковлева О.В. обратился в суд с указанным выше иском, сославшись, что Яковлев О.В. относится к категории детей-сирот, закрепленного за ним жилья не имеет, однако в нарушение законодательства в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ему до настоящего времени жилое помещение не предоставлено. Просит обязать администрацию муниципального района Кармаскалинский район РБ предоставить Яковлеву О.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. в черте Кармаскалинского района Республики Башкортостан; обязать Правительство Республики Башкортостан выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению Яковлева О.В. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м., но не более 33 кв.м. в черте Кармаскалинского района Республики Башкортостан исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан. В судебном заседании прокурор с учетом изменений, внесенных в законодательство в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требования уточнил: просит обязать администрацию муниципального района Кармаскалинский район РБ предоставить Яковлеву О.В. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. в черте Кармаскалинского района Республики Башкортостан; обязать Правительство Республики Башкортостан выделить денежные средства на финансирование мероприятий по обеспечению Яковлева О.В. жилым помещением площадью не менее 14 кв.м. в черте Кармаскалинского района Республики Башкортостан исходя из средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в муниципальном районе Кармаскалинский район РБ, ежеквартально утверждаемой Министерством строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан. Яковлев О.В. просит предъявленный прокурором в его интересах иск удовлетворить. Из его объяснений следует, что закрепленного за ним жилья он не имеет, в собственности жилое помещение он также не имеет. Иштуганова А.Р., представляющая на основании доверенности ответчика - администрацию муниципального района Кармаскалинский район РБ, не оспаривает, что по закону обязанность обеспечения жильем детей-сирот возлагается на администрации муниципальных районов. Однако, обеспечение жильем Яковлева О.В. возможно только после выделения средств из бюджета Республики Башкортостан. Те обстоятельства, что Яковлев О.В. относится к категории детей-сирот, своего жилья не имеет, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, и имеет право на получение вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения площадью не менее 14 кв.м. в черте Кармаскалинского района Республики Башкортостан, также не оспаривает. Ответчик - Правительство Республики Башкортостан и Министерство финансов Республики Башкортостан, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о месте и времени судебного заседания извещены, своих представителей для участия в судебном разбирательстве не направили. Министерство образования Республики Башкортостан, привлеченное участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, просит рассмотреть гражданское дело без участия его представителя. Выслушав объяснения явившихся на судебное заседание лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Как установлено в судебном заседании, родители Яковлева О.В. умерли (свидетельства о смерти от 23 января 2007 года, от 24 февраля 2003 года). Постановлением главы администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан от 18 апреля 2011 года № 527 Яковлев О.В. признан нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно уведомлению Кармаскалинского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, запрашиваемых сведений о недвижимом имуществе на Яковлева О.В. не имеется. В соответствии со справкой МУ «Отдел образования муниципального района Кармаскалинский район РБ» от 19 декабря 2011 года № 1136 Яковлев О.В. закрепленное за ним жилое помещение не имеет. 22 июня 2010 года Яковлев О.В. окончил ГОУ НПО Профессиональное училище № 13, что подтверждается дипломом № 1956. 14 июля 2011 года администрацией муниципального района Кармаскалинский район» в Министерство образования Республики Башкортостан направлена заявка за № 991 на выделение лимита капитальных вложений администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленных жилых помещений и состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан на 2011 год, в которую также включен Яковлев О.В. Между тем, Яковлеву О.В. жилое помещение по настоящее время не предоставлено. Иск прокурором Кармаскалинского района Республики Башкортостан предъявлен по результатам проведенной по письменному обращению Яковлева О.В. о защите нарушенных социальных прав в сфере обеспечения права на жилище в муниципальном жилищном фонде проверки. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. В силу ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации. Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети- сироты это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, как это предусмотрено ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Названные положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" конкретизируются в жилищном законодательстве. Согласно ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. На основании ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 27.10.1998 года № 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-з (ред. от 06.12.2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления муниципальных образований, перечисленных в статье 2 настоящего Закона, наделяются также государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). Государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-з (ред. от 06.12.2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан", как предусмотрено статьей 2 данного закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан. На основании п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-з (ред. от 06.12.2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" органы местного самоуправления вправе требовать своевременной и в предусмотренном объеме передачи им необходимых для осуществления государственных полномочий материальных и финансовых средств. Согласно ст. 8 Закона Республики Башкортостан от 28.12.2005 года N 260-з (ред. от 06.12.2011 года) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год. В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан № 200 от 20 июля 2007 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения по договорам социального найма детям-сиротам предоставляются в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством, площадью не ниже установленной в соответствующем муниципальном образовании нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Финансирование расходов по предоставлению администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан жилых помещений детям-сиротам осуществляется за счет средств, выделяемых из бюджета Республики Башкортостан на капитальные вложения на основании распоряжения Правительства Республики Башкортостан о распределении лимитов капитальных вложений, предусмотренных на указанные цели, между администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, заявки Министерства образования Республики Башкортостан, сформированной по соответствующим заявкам администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, на выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование указанных расходов с указанием детей-сирот - получателей государственной поддержки, документов, подтверждающих стоимость жилья, предоставляемого детям-сиротам. Ответственность за своевременное представление заявок на выделение лимитов капитальных вложений и средств на финансирование расходов по обеспечению жильем детей-сирот, а также за достоверность содержащихся в них данных, документов, подтверждающих стоимость предоставляемых детям-сиротам жилых помещений, сведений об использовании выделенных средств несут администрации муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан. В силу приведенных выше правовых норм, поскольку суд находит установленным, что Яковлев О.В. состоит на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как ребенок, оставшийся без попечения родителей, и имеет по окончании пребывания в образовательном учреждении право на получение жилого помещения, следует сделать вывод об обоснованности требований прокурора о возложении на администрацию муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан предоставить Яковлеву О.В. за счет средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. в черте Кармаскалинского района Республики Башкортостан. Исходя из изложенных выше правовых норм, согласно которым государственными полномочиями Республики Башкортостан по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) наделены администрации муниципальных районов, финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, передаются бюджетам соответствующих муниципальных образований в виде субвенций в объеме, устанавливаемом законом Республики Башкортостан о бюджете Республики Башкортостан на очередной финансовый год, прокурором, а также Яковлевым О.В. доказательства, подтверждающие, что в Правительство Республики Башкортостан предоставлены необходимые документы, на основании которых производится выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на финансирование расходов по приобретению жилья для Яковлева О.В., не представлены, суд в иске прокурора Кармаскалинского района РБ к Правительству Республики Башкортостан считает необходимым отказать. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: иск прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах Яковлева О.В. к администрации муниципального района Кармаскалинский район РБ удовлетворить. Обязать администрацию муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан предоставить Яковлеву О.В. за счет средств, выделенных из бюджета Республики Башкортостан, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение площадью не менее 14 кв.м. в черте Кармаскалинского района Республики Башкортостан. В остальной части иска прокурора Кармаскалинского района РБ в интересах Яковлева О.В. отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ через Кармаскалинский районный суд РБ в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий: