Решение по делу № 2-293/2012 по иску Якшимбетова Д.М. к МВД РБ ОВД по Кармаскалинскому району РБ, Министерству финансов РФ о возмещении морального вреда



Дело № 2-293/2012

Решение

Именем Российской Федерации

с. Кармаскалы                                                                                       31 мая 2012 года

Кармаскалинский районный суд в составе председательствующего судьи Хисамовой Р.И., при секретаре Макаровой О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Якшимбетова Д.М. к МВД РБ ОВД по Кармаскалинскому району, Министерству финансов РФ по РБ о взыскании морального вреда в связи с ненадлежащим содержанием в ИВС по Кармаскалинскому району в сумме <данные изъяты> рублей,

установил:

     Осужденный по приговору Кармаскалинского районного суда Якшимбетов Д.М. обратился в суд с исковым заявлением о взыскании морального вреда в связи с ненадлежащим содержанием его в ИВС Кармаскалинского района при проведении предварительного следствия в отношении него, указывая, что за весь период его содержания в Кармаскалинском ИВС он находился в невыносимых антисанитарных условиях, чем были нарушены права и свободы подозреваемых и обвиняемых, предусмотренные ст. 3 Европейской конвенции «О защите прав человека», Конституцией РФ, а также уголовно-процессуальным Кодексом РФ, в том числе: ИВС находится в подвальном помещении без окон и дневного света и воздуха, из-за чего в подвале сырость постоянная; в камерах размером 3х5 м одновременно содержатся более 3 человек; в камере 2 и 3 всего две двухъярусные кровати, а в камере № 4 площадь камеры еще меньше, т.е. в камерах очень мало пространства даже для перемещения. В камерах плохая освещенность- на 15 кв.м установлены лампочки в 40 вт. Предметы личной гигиены( туалетная бумага, мыло, зубная щетка и паста не выдаются). Постельные принадлежности желтые, в жирных пятнах, в порванном виде и меняются очень редко. Матрацы также в грязном виде, их применение и использование невозможно. Матрацы никогда не подвергались прожарке. В камерах имеются насекомые: тараканы, вши. В камерах отсутствует туалет. На весь изолятор один туалет, в который сотрудники выводят задержанных строго 2 раза в сутки. После 21 часа в туалет вообще отказывают выводить. В камерах стоят ведра вместо туалета, от которых исходит зловонный запах. В туалетах отсутствует холодная и горячая вода. Унитаз в туалете вмонтирован на высоте 1 метра. Питание также является ужасным. Качество продуктов плохое. Овощи, фрукты и молочные продукты не выдаются, не дают мясо и рыбу. В камерах отсутствует обеденный стол, поэтому приходится питаться и писать документы прямо на полу. В ИВС негде помыться, отсутствует прогулочный дворик- всегда приходится находиться в заточении без свежего воздуха. В камерах установлены видеокамеры, что является также нарушением его прав на личную жизнь. На каждого заключенного приходилось по 1-1, 2 кв.м., что является недопустимым, поскольку часто вместе со здоровыми заключенными находились туберкулезно-больные. Камеры никогда не проветриваются, вентиляция в нерабочем состоянии. Подобные условия содержания значительно подорвали состояние его здоровья. В связи с изложенным просит взыскать с ответчиков по делу в возмещение вреда, причиненного его здоровью, в сумме <данные изъяты> рублей.

       На судебное заседание истец не доставлен. О дне, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем суду представлена его расписка. Факт нахождения его под стражей не дает оснований суду для признания его явки обязательной и этапирования в суд для участия в рассмотрении его иска, поскольку этапирование осужденного по гражданским делам нормами Гражданско-процессуального кодекса РФ не предусмотрено.

       Представитель ответчика Министерства финансов РФ Зайнуллина Л.А. иск не признала, указав, что Министерство финансов Российской Федерации привлечено в качестве ответчика к участию в гражданском деле по исковому заявлению Якшимбетова Д.М. о компенсации морального вреда за нарушение условий содержания в изоляторе временного содержания в ИВС при ОВД по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан, и в этой связи сообщает следующее.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

При этом пункт 3 статьи 158 Бюджетного Кодекса Российской Федерации устанавливает, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Таким образом, обязанность по участию в деле в качестве ответчика возлагается на главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности.

На основании пункта 1 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 (далее - Положение) МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с подпунктом 63 пункта 12 Положения Министерство Внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главногораспорядителя бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на содержание МВД России и реализацию возложенных на него задач.

При этом пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 установлено, что территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации являются на районном уровне - управления, отделы Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям.

Поскольку истец указывает на ненадлежащие условия содержания в ИВС при ОВД по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан, то надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Российская Федерация, от имени которой в качестве представителя ответчика в суде должно выступать Министерство внутренних дел Российской Федерации как главный распорядитель средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности по отношению к ОВД по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан.

Кроме того, необходимо отметить, что обязательство по возмещению вреда в рамках статьи 1069 ГК РФ возникает только при наличии одновременно следующих условий:

претерпевания вреда;

неправомерного действия (бездействия) причинителя вреда;

причинной связи между неправомерным действием (бездействием) и вредом;

вины причинителя вреда.

Поскольку для доказывания названных условий возникновения обязательства из деликта действующим законодательством не установлены какие-либо особые правила, то в силу действия статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Так, истец должен представить суду доказательства того, что:

  1. администрацией ИВС при ОВД по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан нарушены условия содержания под стражей в ИВС при ОВД по Кармаскалинскому     району     Республики     Башкортостан,      предусмотренные действующим законодательством;
  2. нарушенные условия содержания под стражей администрацией ИВС при
    ОВД по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан с неизбежностью причинили ему вред (наличие причинно-следственной связи);
  3. в действиях администрации ИВС при ОВД по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан присутствует вина.

Объективная оценка данного утверждения может быть дана судом лишь в случае установления причинно-следственной связи между нарушением условий содержания в ИВС при ОВД по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан и вредом, наступившим в результате ненадлежащего содержания.

Между тем истцом не представлены доказательства, безусловно свидетельствующие о претерпевании им нравственных и физических страданий.

Кроме того, содержание Якшимбетова Д. М. в изоляторе временного содержания не сопряжено с умышленным причинением ему физических и нравственных страданий администрацией ИВС при ОВД по Кармаскалинскому району Республики Башкортостан, он претерпевал неудобства только в той мере, вкакой это предусмотрено избранной ему мерой пресечения - заключением под стражу.

Таким образом, Министерство финансов Российской Федерации считает, что основания для компенсации морального вреда Якшимбетову Д. М. при отсутствии доказательств претерпевания им нравственных и физических страданий, отсутствуют.

При рассмотрении требований истца о компенсации морального вреда Министерство финансов Российской Федерации просит суд принять во внимание указания, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», в частности:

- дать надлежащую оценку физическим и нравственным страданиям, о претерпевании которых утверждает истец, оценить их характер, степень,глубину;

- учесть индивидуальные особенности истца, которые могут быть подтверждены свидетельскими показаниями и характеристиками, представленными истцом с мест работы;

- исследовать другие конкретные обстоятельства, свидетельствующие о тяжести перенесенных истцом физических и нравственных страданий.

Учитывая изложенное, Министерство финансов Российской Федерации, руководствуясь статьей 41 ГПК РФ, просит:

  • исключить Министерство финансов Российской Федерации из числа ответчиков, привлеченных к участию в деле как ненадлежащего ответчика;
  • принять во внимание недоказанность и необоснованность утверждений, положенных истцом в основу искового заявления, и отказать истцу в удовлетворении предъявленных исковых требований в полном объеме;

          Представитель МВД РБ исковые требования также не признал и в своем отзыве указал следующее:

Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан исковые требования Якшимбетова Д.М. не признает по следующим основаниям.

Деятельность ИВС осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденными приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950.

В соответствии с абз. 3 ст.9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Изолятор временного содержания Межмуниципального отдела МВД России «Кармаскалинский» является не типовым, так как год постройки ИВС - 1968. То есть, в здании, переданном Администрацией Кармаскалинского района органу внутренних дел, не предусматривался изолятор временного содержания. Под ИВС был реконструирован подвал в переданном здании.

ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Кармаскалинский» (далее ИВС) подвергается регулярным проверкам со стороны МВД по РБ, ЦГСЭН МСЧ МВД по РБ и т.д.

В ИВС имеется 5 камерных помещений:

№№ 1 - общей площадью по 13,2 кв.м.;

№№ 2 - общей площадью по 10,4 кв.м.;

№№ 3 - общей площадью по 11,2 кв.м.;

№ 4 - общей площадью 9,6 кв.м.;

№ 5 - общей площадью 10,2 кв.м.

Нормы санитарной площади на одного человека в ИВС согласно федеральному законодательству не нарушаются.

В ИВС имеется общий санитарный узел в коридоре, а также умывальники с подводкой водопроводной воды. Оправка лиц, содержащихся в ИВС, производится два раза - утром и вечером, в остальное время - по мере необходимости. Также в камерах установлены рукомойники и биотуалеты, индивидуальные спальные места, бачки с кранами с питьевой водой, вешалки для верхней одежды, полки для туалетных принадлежностей, кнопки вызова дежурного, тумбочки для хранения индивидуальных принадлежностей, урны для мусора.

Оборудовать санузел в каждой камере технически невозможно, т.к. при реконструкции и строительстве канализационных сооружений необходимо будет затронуть несущие стены, что может привести к обрушению всего здания ОВД.

Кроме того, требований в федеральном законодательстве о том, как должна быть оборудована камера, не имеется.

Имеющиеся биотуалеты ставятся в камеры в ночное время суток, т.к. в соответствии с п. 148 приказа МВД РФ от 22 ноября 2005 г. №950 вывод спецконтингента в ночное время (с 22 ч. вечера до 06 ч. утра следующего дня) из камер ИВС запрещен; в дневное время суток вывод спецконтингента осуществляется по требованию самих подозреваемых и обвиняемых.

Камеры ИВС Межмуниципального отдела МВД России «Кармаскалинский» по материально-техническому обеспечению соответствуют требованиям ст.23 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в ИВС, обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, установленный Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел (утвержден приказом МВД РФ от 22 ноября 2005 г. № 950), в том числе проводить уборку камер и других помещений, мыть посуду, дежурить по камере в порядке очередности. Дежурный по камере обязан подметать и мыть пол в камере, выносить, мыть и дезинфицировать бачок для оправления естественных надобностей (при отсутствии камерного санузла).

Искусственное освещение в камерах представлено лампами накаливания, установленными в нише над дверью (ночное), а также оборудованы на потолке камер светильники дневного освещения, закрытые защитной арматурой. Уровень освещения соответствует п. 5.1., таблицы 1 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» - гигиенический норматив освещенности для чтения.

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил по нормам, определяемымПравительством Российской Федерации. Питание в ИВС трехразовое: ежедневно завтрак - лапша из пакетов, чай, хлеб; обед из трех горячих блюд; ужин - лапша из пакетов, чай, хлеб.

В соответствии с Приказом МВД России №1115, Минздрава РФ №475 от 31.12.1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел» в случае отсутствия в ИВС медицинских работников функции по медико-санитарному обеспечению подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел.

Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов (должностных лиц) необходимо наличие следующих условий:

незаконные действия (бездействия) органов государственной власти (их
должностных лиц);

вред;

наличие причинной связи между незаконными деяниями и вредом;

4) наличие вины орган исполнительной власти (должностного лица).
Далее, в соответствии с ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение

судебных актов к Российской Федерации по названной категории дел производится Министерством Финансов Российской Федерации, а не главным распорядителем бюджетных средств, тем более не за счет средств выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета. На основании изложенного, просит в иске отказать.

        

             Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям:


    Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа, органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации или казны муниципального образования.

Для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов (должностных лиц) необходимо наличие следующих условий:

незаконные действия (бездействия) органов государственной власти (их
должностных лиц);

вред;

наличие причинной связи между незаконными деяниями и вредом;

4) наличие вины орган исполнительной власти (должностного лица).
В соответствии с ч. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса РФ исполнение

судебных актов к Российской Федерации по названной категории дел производится Министерством Финансов Российской Федерации.

         Суду представлены достаточные доказательства истцом о том, что нарушались его права как гражданина, содержащегося под стражей в Кармаскалинском ИВС. Так, установлено, что ИВС Кармаскалинского района находится в подвальном помещении здания РОВД, без окон, без естественного освещения, вследствие чего подозреваемые и обвиняемые вынуждены длительное время находиться в неблагоприятных условиях. Из акта обследования помещений ИВС следует, что камеры оборудованы только вытяжной вентиляцией. Судом изучен журнал содержащихся подозреваемых и обвиняемых в Кармаскалинскоим ИВС за 2010 год. Установлено выборочно из журнала, что Якшимбетов находился периодически с июля 2010 года по по февраль 2010 года в Кармаскалинском ИВС. Содержался в разных Камерах ИВС, при этом, действительно, были случаи содержания в камерах с нарушением( превышением) количества лиц, содержащихся в камерах. Так, камере №4 16 июля вместо 3 задержанных содержалось 4 человека( из акта обследования ИВС следует, что камера № 4 имеет площадь 9,6 кв.м, 2 койко-места). Также установлено, в ИВС имеется 1 туалет в коридоре, водоснабжение только холодное. Потолочные светильники отсутствуютют. В акте обследования помещений ИВС указано, что ведется монтаж электропроводки для оборудования потолочного освещения. В камерах имеются двухъярусные и одноярусные кровати, столы, стулья. Душевая комната отсутствует. Кроме того, в акте указано, что в ИВС отсутствуют ряд режимных помещений: санитарный пропускник с пароформалиновой электрической камерой, комната подогрева пищи и мытья посуды не оборудована электрическим водонагревателем, отсутствует кладовая для грязного белья и постельных принадлежностей, прогулочный двор, камерные помещения не оборудованы унитазом и умывальником с подводкой водостажения и канализацией.

           При таких обстоятельствах суд считает фактически требования Якшимбетова частично обоснованными по вышеуказанным основаниям и потому подлежат частичному удовлетворению, т.е. взысканию с казны Российскеой Федерации в лице Министерства финансов РФ в пользу Якшимбетова Д. компенсацию морального вреда, поскольку выявлены указанные нарушения, причинившие Якшимбетову физические и нравственные страдания. Поскольку обязанность создания надлежащих условий для содержания указанных лиц лежит на государчственном органе, суд усматривает вину государственного органа в причинении Якшимбетову морального вреда.

           В соответствии со ст. 1069 ГК РФ 1. Вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

2. Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса. Вред, причиненный при осуществлении правосудия, возмещается в случае, если вина судьи установлена приговором суда, вступившим в законную силу.

      В соответствии со ст. 1071 ГК РФ

      В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

При опредеелнии размера подлежащего компенсацмм морального вреда суд учитывает степень физических и нравственных страданий истца, причиненных ему в связи с ненадлежащим содержанием в ИВС Кармаскалинского района.

Доводы представителя Министерства финансов о том, что Министерство финансов не является надлежащим ответчиком по делу, суд не может признать, как обоснованные, поскольку в соответствии со ст. 1069, 1071 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий( бездействий) государственных органов либо должностных лиц этих органов возмещается за счет казны Российской Федерации.

Поскольку моральный вред в данном случае причинен бездействием государственного органа - МВД РФ, которые заключаются в том, что для содержащихся под стражей лиц в ИВС не созданы надлежащие условия, предусмотренные ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15 июля 1995 года, суд удовлетворяет исковые требования Якшимбетова частично.

Руководствуясь ст. 197, 198 ГК РФ, суд

решил:

Исковые требования Якшимбетова Д.М. удовлетворить частично.

Взыскать с Казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в пользу Якшимбетова Дениса Мирадовича в возмещение морального редав размере <данные изъяты> тысяч рублей.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в тридцатидневный срок с момента получения копии решения суда в окончательной форме.

                Судья                                                     Р.И.Хисамова