Дело № 12-86/2010
РЕШЕНИЕ
20 декабря 2010 года с. Кармаскалы РБ
Судья Кармаскалинского районного суда Республики Башкортостан Нафиков И.А.,
при секретаре Макаровой О.В.,
с участием помощника прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан Изотова И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан на постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Кармаскалинскому району РБ от 08 ноября 2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении Валиевой Ф.И., <данные изъяты>
установил:
19 октября 2010 года прокурором Кармаскалинского района Республики Башкортостан возбуждено дело об административном правонарушении в отношении главы сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан Валиевой Ф.И. по признакам правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 КоАП РФ. Дело об административном правонарушении возбуждено на основании материалов проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере социальной защиты населения, выразившиеся в не оборудовании здания администрации сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан пандусами и поручнями у лестниц.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 по Кармаскалинскому району РБ от 08 ноября 2010 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Валиевой Ф.И. прекращено в связи с отсутствием события правонарушения в соответствии с п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. Как указано в постановлении мирового судьи, основанием для принятия такого постановления явились объяснения Валиевой Ф.И. о том, что договор на изготовление пандусов был заключен 15 октября 2010 года, а 18 октября работы по установке пандусов полностью выполнены.
В протесте прокурора на данное постановление мирового судьи ставится вопрос о его отмене ввиду незаконности и о возвращении дела на новое рассмотрение.
В судебном заседании прокурор протест поддержал.
Выслушав прокурора и изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Как следует из ответа главы сельского поселения Валиевой Ф.И. на запрос прокуратуры Кармаскалинского района Республики Башкортостан, имеющегося в материалах дела об административном правонарушении, администрацией сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район Республики Башкортостан по состоянию на 15 октября 2010 года условия для инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа в здание администрации сельского поселения не были созданы, в том числе отсутствовали пандусы и поручни при входах в здание. Указанные обстоятельства глава сельского поселения Валиева Ф.И. подтверждала и в своих объяснениях на имя прокурора 19 октября 2010 года.
При наличии таких нарушений, следует признать обоснованными выводы прокурора о том, что они препятствуют доступу инвалидов в здание администрации сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального района Кармаскалинский район, могут нарушать права и законные интересы указанных категорий граждан, в том числе на непосредственное участие в осуществлении местного самоуправления, муниципального образования в целом, тем самым свидетельствуют об уклонении главы сельского поселения Савалеевский сельсовет Валиевой Ф.И. от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, за что предусмотрена административная ответственность ст. 9.13 КоАП РФ.
Так, в соответствии со ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
На основании п. 9.4 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан «Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан», утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 № 153 объекты социальной инфраструктуры должны оснащаться пандусами и поручнями у лестниц при входах в здания.
Пунктом 9.2 указанных нормативов к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, отнесены административные здания и сооружения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления; граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
В соответствии со ст. 32 указанного Федерального закона граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.
Статьей 16 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении главы сельского поселения Савалеевский сельсовет муниципального образования Кармаскалинский район Валиевой Ф.И. за отсутствием события административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нельзя признать обоснованным, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Кармаскалинскому району РБ от 08 ноября 2010 года в отношении Валиевой Ф.И. подлежит отмене.
В то же время, оснований для возвращения дела на новое рассмотрение мировому судье не имеется.
Так, в материалах дела данных о том, что из-за отсутствия доступа в здание администрации сельского поселения, в том числе отсутствия пандусов и поручней инвалиды не могли реализовать предусмотренные ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» права не имеется; выявленные прокурором нарушения на момент рассмотрения дела устранены, что свидетельствует о малозначительности совершенного Валиевой Ф.И. административного правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
решил:
протест прокурора Кармаскалинского района Республики Башкортостан удовлетворить частично - постановление мирового судьи судебного участка № 1 по Кармаскалинскому району РБ от 08 ноября 2010 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.13 КоАП РФ, в отношении Валиевой Ф.И. отменить и производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного Валиевой Ф.И. административного правонарушения, освободив её от административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Судья: