14 мая 2012 года с. Каргасок Томской области Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Прилуцкая И.О., с участием истца помощника Каргасокского районного прокурора Голещихина В.С., представителя ответчика Гришаевой М.В., действующей на основании доверенности, при секретаре Соколовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каргасокского района в интересах Индыченко Александра Андреевича к государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах Индыченко А.А. обратился к мировому судье с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области о взыскании расходов по льготному проезду, указывая на то, что Индыченко А.А. является получателем трудовой пенсии, проработал в Каргасокском районе, то есть, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера более <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ он выезжал на отдых в <адрес>. По маршруту <адрес> – <адрес> и обратно Индыченко А.А. воспользовался услугами МУ <данные изъяты> по перелету воздушным транспортом. Ответчиком отказано в компенсации стоимости проезда на воздушном транспорте по маршруту <адрес> – <адрес> и обратно, поскольку проездные документы по указанным маршрутам, выданные МУ <данные изъяты> не относятся к установленным формам проездных билетов, а также данная организация не имеет лицензии на осуществление пассажирских авиаперевозок. Отказ ответчика необоснован по следующим основаниям. В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно подп. «б» п. 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 компенсации стоимости проезда может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В силу п. 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <адрес> и МУ <данные изъяты> был заключен муниципальный контракт на оказание посреднических услуг по осуществлению воздушных перевозок на территории района в 2011 году. Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена стоимость проезда граждан и провоза багажа воздушным транспортом. Согласно решению стоимость проезда по маршруту <адрес> составляет <данные изъяты>. Согласно информации, представленной директором МУ <данные изъяты>, перевозки граждан воздушным транспортом осуществляются самолетом АН0-2, в котором отсутствует деление на классы. К заявлению в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области Индыченко А.А. были приложены квитанции к приходному кассовому ордеру, подтверждающие приобретение авиабилетов по маршруту <адрес> – <адрес> и в обратном направлении. Просит взыскать с ответчика в пользу Индыченко А.А. стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты>., а так же государственную пошлину. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья вынес решение, которым исковые требования прокурора в интересах Индыченко А.А. удовлетворены, с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области в пользу Индыченко А.А. взыскана компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере <данные изъяты>. и государственная пошлина в местный бюджет в сумме <данные изъяты>. В апелляционной жалобе ответчик ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области указал, что Индыченко А.А. в качестве проездных билетов представлены приходно-кассовые ордера на проезд по маршруту <адрес>, выданные МУ <данные изъяты> Требования к перевозочным документами на воздушном транспорте установлены законодательством РФ, в том числе Воздушным кодексом РФ, а также приказами Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» и от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом. Билеты оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Использование в качестве проездных документов приходно-кассовых ордеров является нарушением требований ч.ч. 1, 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ. Согласно Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 155 от 25.09.2008, денежная сумма за перевозку пассажира и багажа между двумя пунктами (далее тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа и иные расходы». Пассажирские и багажные тарифы подлежат регистрации и опубликованию. Регистрация тарифной информации осуществляется путем её включения в единую базу данных в установленном порядке. Опубликование тарифной информации производится путем её доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. Согласно договора на оказание авиационных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУ <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>», перевозчиком является ООО «<данные изъяты>». Перевозчиком ООО «<данные изъяты>» не зарегистрированы и не опубликованы тарифы на перевозку пассажиров воздушным транспортом, а сумма, указанная в квитанции, выданной МУ <данные изъяты> Индыченко А.А. за перелет по маршруту <адрес>, тарифом на пассажирские авиаперевозки не является. Мировой судья в решении указывает на то, что Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 176 от 01.04.2005 не содержат требований об обязательном соблюдении формы проездных билетов, однако Правилами предусмотрена выплата компенсации стоимости проезда на основании проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также мировой судья сослался на то, что стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом на территории <адрес>, в том числе и стоимость проезда по маршруту <адрес> в сумме <данные изъяты>. установлена Решением Думы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная сумма установлена лишь как стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом для расчета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицами на возмещение затрат, понесенных в связи с организацией воздушных перевозок в границах муниципального образования «<адрес>» и используется муниципальными органами власти для предоставления льгот малообеспеченным гражданам. Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе при выплате компенсации проезда неработающим пенсионерам не может рассматривать утвержденную решением Думы <адрес> стоимость как тариф на перевозку пассажиров воздушным транспортом, так как это является нарушением действующего федерального законодательства. Также у Управления нет оснований для выплаты компенсации стоимости проезда по представленным проездным документам в связи с тем, что не представляется возможным определить превышает или нет сумма, указанная в приходно-кассовых ордерах, стоимость проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса, так как ни одним перевозчиком данная стоимость не утверждена. В судебное заседание ни истцом, ни прокурором не представлено документов, подтверждающих тариф на проезд воздушным транспортом в салоне экономического класса по маршруту <адрес>. Таким образом, представленные Индыченко А.А. квитанции к приходно-кассовым ордерам не являются проездными документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, сумма, указанная в них не является тарифом, установленным перевозчиком, в связи с чем, они не могут быть приняты в качестве документов для возмещения расходов на оплату стоимости проезда. Просит решение мирового судьи Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить и вынести новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В судебном заседании помощник прокурора Голещихин В.С. пояснил, что считает решение мирового судьи законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области отказать. Истец Индыченко А.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца Индыченко А.А. Представитель ответчика Гришаева М.В. в судебном заседании просила отменить решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, принять решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование привела доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд находит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения. Согласно ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно преамбуле вышеуказанного Закона, предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В целях реализации ст. 34 вышеуказанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно». Согласно п. 3 вышеназванных Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. В соответствии с п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. В силу подп. «г» п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. Согласно справки ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области Индыченко А.А. проживает в <адрес>, является пенсионером по старости за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (л.д. <данные изъяты>). <адрес> Томской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера («Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967№1029). Индыченко А.А. в ДД.ММ.ГГГГ выезжал к месту отдыха из <адрес> до <адрес> воздушным транспортом, и после окончания отдыха возвратился из <адрес> в <адрес> также воздушным транспортом, за что уплатил <данные изъяты>. (по <данные изъяты>. в один конец). Данные обстоятельства подтверждаются чеками и квитанциями к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ Индыченко А.А. обратился к ГУ-Управление пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе с заявлением о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Решением ответчика ему было отказано в данной выплате с указанием на то, что представленные квитанции к приходно-кассовым ордерам не могут быть приняты к оплате, так как данные документы не относятся к установленным формам проездных билетов на авиаперевозки и выдаются с нарушением Федерального законодательства (л.д. <данные изъяты>). Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом для расчета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение затрат, понесенных в связи с организацией воздушных перевозок в границах МО «<адрес>». Стоимость проезда по маршруту <адрес> составляет <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>). В справке МУП <данные изъяты> указано, что перевозки граждан <адрес> воздушным транспортом осуществляются самолетом АН-2 или вертолетом МИ-8. Данные на классы в данных видах транспорта отсутствуют (л.д. <данные изъяты>). Суд согласен с доводами представителя ответчика о том, что использование приходно-кассовых ордеров в качестве проездных документов противоречит требованиям ч.ч. 1-4 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, которые предусматривают, что к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок… Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Приказы Минтранса РФ «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» от 08.11.2006 № 134, «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации» от 29.01.2008 № 15, «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 № 82 конкретизируют требования к перевозочным документам. Так, согласно п.п. 44 – 46 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 № 82 к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной… Перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Оформление перевозочных документов осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме. Однако суд считает, что данное нарушение законодательства не должно ущемлять права пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в ограничении реализации права на получение компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Реализация права на получение вышеуказанной компенсации не может быть поставлена в зависимость, в данном случае, от выбранной органом местного самоуправления формы оплаты за проезд воздушным транспортом. Ограничение права пенсионеров, получающих трудовую пенсию, и проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно из-за отсутствия не по их вине документа, полученного в учреждении, предоставляющем услуги по организации перевозки граждан, ставит из в неравное положение с теми, кто оплачивает свой проезд в соответствии с установленным порядком. Указанное ограничение противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если услуги по проезду к месту отдыха и обратно они вынуждены были оплачивать, по независящим от них причинам не согласно билетов, а в соответствии с приходно-кассовыми ордерами. Анализируя вышеизложенное, суд находит, что оснований для отмены решения мирового судьи не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области на решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Индыченко А.А. о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха и обратно подлежит оставлению без удовлетворения. ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Каргасокского района в интересах Индыченко Александра Андреевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области без удовлетворения.