20 апреля 2012 года Томская область с. Каргасок Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Прилуцкая И.О., с участием истца помощника Каргасокского районного прокурора Голещихина В.С., представителя ответчика Гришаевой М.В., действующей на основании доверенности, при секретаре Соколовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каргасокского района в интересах Эллерт Екатерины Михайловны к государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха и обратно по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах Эллерт Е.М. обратился к мировому судье с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области о взыскании расходов по льготному проезду, указывая на то, что Эллерт Е.М. является получателем трудовой пенсии, проработала в Каргасокском районе, то есть, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера более <данные изъяты>. В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» истица имеет право на компенсацию расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года. ДД.ММ.ГГГГ она выезжала на отдых в <адрес>, стоимость проезда к месту отдыха и обратно составила <данные изъяты>. Ответчиком отказано в компенсации стоимости проезда, не приняты к оплате проездные документы по маршруту <адрес>, поскольку документы, выдаваемые Каргасокским муниципальным унитарным автотранспортным предприятием МО «<адрес>» не относятся к установленным формам проездных билетов. По мнению ответчика, билеты, выдаваемые МУ <данные изъяты> не могут быть приняты к оплате, так как указанная организация не имеет лицензии на осуществление пассажирских авиаперевозок, а также на продажу билетов на авиаперевозки. Отказ ответчика необоснован по следующим основаниям. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена стоимость проезда граждан и провоза багажа воздушным транспортом. Согласно решению стоимость проезда по маршруту <адрес> составляет <данные изъяты>. В силу п. 9 «Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176, заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с приложением проездных документов, выданных транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. Данное требование истицей было выполнено, проездные документы (квитанция к приходно-кассовому ордеру) ею были представлены в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области с заявлением о компенсации льготного проезда, данными документами подтверждаются фактически понесенные расходы. Просил взыскать с ответчика в пользу Эллерт Е.М. стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты>., а так же государственную пошлину. ДД.ММ.ГГГГ мировой судья вынес решение, которым исковые требования прокурора в интересах Эллерт Е.М. удовлетворены полностью, с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области в пользу Эллерт Е.М. взыскана компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере <данные изъяты>. и государственная пошлина в местный бюджет в сумме <данные изъяты>. В апелляционной жалобе ответчик ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области указал, что Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории РФ и обратно утверждены постановлением Правительства РФ № 176 от 01.04.2005. Согласно п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. На основании решения Управления № от ДД.ММ.ГГГГ Эллерт Е.М. была выплачена компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты>., в выплате компенсации стоимости расходов на проезд к месту отдыха и обратно по маршруту <адрес> в сумме <данные изъяты>. было отказано. Эллерт Е.М. в качестве проездных билетов представлены приходно-кассовые ордера на проезд по маршруту <адрес>, выданные МУ <адрес> Требования к перевозочным документами на воздушном транспорте установлены законодательством РФ, в том числе Воздушным кодексом РФ, а также приказами Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» и от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом. Билеты оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Использование в качестве проездных документов приходно-кассовых ордеров является нарушением требований ч.ч. 1, 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ. Согласно Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 155 от 25.09.2008, денежная сумма за перевозку пассажира и багажа между двумя пунктами (далее тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа и иные расходы». Пассажирские и багажные тарифы подлежат регистрации и опубликованию. Регистрация тарифной информации осуществляется путем её включения в единую базу данных в установленном порядке. Опубликование тарифной информации производится путем её доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. Согласно договора на использование воздушных судов № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУ <данные изъяты> и ООО «<данные изъяты>», перевозчиком является ООО «<данные изъяты>». Перевозчиком ООО «<данные изъяты>» не зарегистрированы и не опубликованы тарифы на перевозку пассажиров воздушным транспортом, а сумма, указанная в квитанции, выданной МУ «<данные изъяты>» Эллерт Е.М. за перелет по маршруту <адрес> тарифом на пассажирские авиаперевозки не является. Мировой судья в решении указал, что Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 176 от 01.04.2005 не содержат требований об обязательном соблюдении формы проездных билетов, однако Правилами предусмотрена выплата компенсации стоимости проезда на основании проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также мировой судья в решении сослался на то, что стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом на территории <адрес>, в том числе и стоимость проезда по маршруту <адрес> в сумме <данные изъяты>. установлена Решением Думы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная сумма установлена лишь как стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом для расчета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицами на возмещение затрат, понесенных в связи с организацией воздушных перевозок в границах муниципального образования «<адрес>» и используется муниципальными органами власти для предоставления льгот малообеспеченным гражданам. Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе при выплате компенсации проезда неработающим пенсионерам не может рассматривать утвержденную решением Думы <адрес> стоимость как тариф на перевозку пассажиров воздушным транспортом, так как это является нарушением действующего федерального законодательства. Также у Управления нет оснований для выплаты компенсации стоимости проезда по представленным проездным документам в связи с тем, что не представляется возможным определить превышает или нет сумма, указанная в приходно-кассовых ордерах, стоимость проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса, так как ни одним перевозчиком данная стоимость не утверждена. В судебное заседание ни истцом, ни прокурором не представлено документов, подтверждающих тариф на проезд воздушным транспортом в салоне экономического класса по маршруту <адрес>. Таким образом, представленные Эллерт Е.М. квитанции к приходно-кассовым ордерам не являются проездными документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, сумма, указанная в них не является тарифом, установленным перевозчиком, в связи с чем, они не могут быть приняты в качестве документов для возмещения расходов на оплату стоимости проезда. Просит решение мирового судьи Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить и вынести новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В судебном заседании помощник прокурора Голещихин В.С. заявленные исковые требования в интересах Эллерт Е.М. поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Истица Эллерт Е.М. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истицы Эллерт Е.М. Представитель ответчика Гришаева М.В. в судебном заседании просила отменить решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, принять решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование привела доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд находит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения. При разрешении спора, мировой судья правильно установил фактические обстоятельства дела, исследовал и надлежащим образом оценил в совокупности представленные доказательства, применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям. Согласно ст. 34 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» № 4520-1 от 19.02.1993 компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно преамбуле вышеуказанного Закона, предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В целях реализации ст. 34 вышеуказанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно». Согласно п. 3 вышеназванных Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. В соответствии с п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. В силу подп. «г» п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. В судебном заседании установлено следующее. Согласно справки ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области Эллерт Е.М. проживает в <адрес>, является пенсионером по старости за работу на Крайнем Севере. Страховой стаж Эллерт Е.М. составляет -<данные изъяты>, специальный стаж - <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>). <адрес> относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера («Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967№1029). Таким образом, Эллерт Е.М. имеет право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Эллерт Е.М. находилась в <адрес>, что не оспаривается сторонами. При этом в судебном заседании установлено, что Эллерт Е.М. выехала к месту отдыха из <адрес> до <адрес> воздушным транспортом, и после окончания отдыха возвратилась из <адрес> в <адрес> также воздушным транспортом, за что уплатила <данные изъяты> (по <данные изъяты>. в один конец). Данные обстоятельства подтверждаются чеками и квитанциями к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ Эллерт Е.М. обратилась к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе с заявлением о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Решением ответчика Эллерт Е.М. частично выплачена компенсация стоимости проезда в размере <данные изъяты>. В выплате остальной части расходов ей было отказано с указанием на то, что представленные квитанции к приходно-кассовым ордерам на авиаперелеты, выданные МУ АТП, не соответствуют формам проездных документов, используемым при авиаперевозках, утвержденным федеральным законодательством, и не могут быть приняты для возмещения расходов на проезд (л.д. <данные изъяты>). Решением Думы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлена стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом для расчета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение затрат, понесенных в связи с организацией воздушных перевозок в границах МО «<адрес>». Стоимость проезда по маршруту <адрес> составляет <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>). Суд согласен с доводами представителя ответчика о том, что использование приходно-кассовых ордеров в качестве проездных документов противоречит требованиям ч.ч. 1-4 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, которые предусматривают, что к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок… Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Приказы Минтранса РФ «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» от 08.11.2006 № 134, «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации» от 29.01.2008 № 15, «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 № 82 конкретизируют требования к перевозочным документам. Так, согласно п.п. 44 – 46 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 № 82 к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной… Перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Оформление перевозочных документов осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме. Однако суд считает, что данное нарушение законодательства не должно ущемлять права пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в ограничении реализации из права на получение компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Реализация права на получение вышеуказанной компенсации не может быть поставлена в зависимость, в данном случае, от выбранной органом местного самоуправления формы оплаты за проезд воздушным транспортом. Ограничение прав пенсионеров, получающих трудовую пенсию, и проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, на получение данной гарантированной государством компенсации из-за отсутствия не по их вине проездного документа установленной формы, полученного в учреждении, предоставляющем услуги по организации перевозки граждан, ставит их в неравное положение с теми, кто оплачивает свой проезд в соответствии с установленным порядком. Указанное ограничение противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если услуги по проезду к месту отдыха и обратно они вынуждены были оплачивать, по независящим от них причинам не согласно проездным документам, выданным в соответствии с законодательством РФ, а в соответствии с приходно-кассовыми ордерами. Таким образом, оснований для отмены решения мирового судьи не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области на решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Эллерт Е.М. о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха и обратно подлежит оставлению без удовлетворения. ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора Каргасокского района в интересах Эллерт Екатерины Михайловны к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области без удовлетворения.