14 июня 2012 года Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Фокина Р.А., с участием истца помощника Каргасокского районного прокурора Голещихина В.С., представителя ответчика Гришаевой М.В., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Жеравиной А.А., рассмотрев в с. Каргасок Томской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каргасокского района в интересах Евстроповой Тамары Владимировны к государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 04 апреля 2012 года, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах Евстроповой Т.В. обратился с иском к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области о взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно, указывая на то, что Евстропова Т.В. является получателем трудовой пенсии и проживает в Каргасокском районе, т.е. местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В октябре 2011 года истица выезжала на отдых в <данные изъяты>, стоимость проезда к месту отдыха и обратно в части проезда по маршруту Неготка - Каргасок – Неготка составила 4400 руб. ГУ Управлением Пенсионного фонда в Каргасокском районе Евстроповой Т.В. было отказано в оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту Неготка – Каргасок, Каргасок - Неготка, в связи с отсутствием билетов установленного образца. Согласно квитанциям к приходно-кассовым ордерам, выданным муниципальным унитарным автотранспортным предприятием МО «Каргасокский район», стоимость проезда по маршруту Неготка – Каргасок, Каргасок - Неготка составляет 4400 рублей. В данных документах Евстропова Т.В. указана в качестве пассажира. Данные квитанции подтверждают фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Ссылаясь на ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», п. 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176, просит взыскать с ответчика компенсацию стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 4400 руб. в пользу Евстроповой Т.В. и государственную пошлину. Решением мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 04.04.2012 исковые требования прокурора в интересах Евстроповой Т.В. удовлетворены. С ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области в пользу Евстроповой Т.В. взыскана компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 4 400 руб. и государственная пошлина в местный бюджет в сумме 400 руб. В апелляционной жалобе ответчик ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области указал, что Евстроповой Т.В. в качестве проездных билетов представлены приходно-кассовые ордера на проезд по маршруту Неготка-Каргасок; Каргасок-Неготка, выданные МУ «Каргасокское АТП». Требования к перевозочным документами на воздушном транспорте установлены законодательством РФ, в том числе Воздушным кодексом РФ, а также приказами Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» и от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом. Билеты оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Использование в качестве проездных документов приходно-кассовых ордеров является нарушением требований ч.ч. 1, 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ. Согласно Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 155 от 25.09.2008, денежная сумма за перевозку пассажира и багажа между двумя пунктами (далее тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа и иные расходы». Пассажирские и багажные тарифы подлежат регистрации и опубликованию. Регистрация тарифной информации осуществляется путем её включения в единую базу данных в установленном порядке. Опубликование тарифной информации производится путем её доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. Согласно договору на оказание авиационных услуг № 18-А от 16.03.2011, заключенного между МУ «Каргасокское АТП» и ООО «АМЕГА», перевозчиком является ООО «АМЕГА». Перевозчиком ООО «АМЕГА» не зарегистрированы и не опубликованы тарифы на перевозку пассажиров воздушным транспортом, а сумма, указанная в квитанции, выданной МУ «Каргасокское АТП» Евстроповой Т.В. за перелет по маршруту Неготка-Каргасок, Каргасок-Неготка, тарифом на пассажирские авиаперевозки не является. Мировой судья в решении указывает на то, что Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 176 от 01.04.2005 не содержат требований об обязательном соблюдении формы проездных билетов, однако Правилами предусмотрена выплата компенсации стоимости проезда на основании проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также мировой судья сослался на то, что стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом на территории Каргасокского района, в том числе и стоимость проезда по маршруту Каргасок-Неготка в сумме 2200 руб. установлена Решением Думы Каргасокского района № 548 от 06.04.2010. Данная сумма установлена лишь как стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом для расчета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицами на возмещение затрат, понесенных в связи с организацией воздушных перевозок в границах муниципального образования «Каргасокский район» и используется муниципальными органами власти для предоставления льгот малообеспеченным гражданам. Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе при выплате компенсации проезда неработающим пенсионерам не может рассматривать утвержденную решением Думы Каргасокского района стоимость как тариф на перевозку пассажиров воздушным транспортом, так как это является нарушением действующего федерального законодательства. Также у Управления нет оснований для выплаты компенсации стоимости проезда по представленным проездным документам в связи с тем, что не представляется возможным определить превышает или нет сумма, указанная в приходно-кассовых ордерах, стоимость проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса, так как ни одним перевозчиком данная стоимость не утверждена. В судебное заседание ни истцом, ни прокурором не представлено документов, подтверждающих тариф на проезд воздушным транспортом в салоне экономического класса по маршруту Неготка-Каргасок-Неготка. Поэтому представленные Евстроповой Т.В. квитанции к приходно-кассовым ордерам не являются проездными документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, сумма, указанная в них не является тарифом, установленным перевозчиком, в связи с чем, они не могут быть приняты в качестве документов для возмещения расходов на оплату стоимости проезда. Просит решение мирового судьи Каргасокского судебного района Томской области от 04.04.2012 отменить и вынести новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика Гришаева М.В. в судебном заседании доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержала по изложенным в ней основаниям. Просила суд отменить решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 04.04.2012, принять решение об отказе в удовлетворении иска. В судебном заседании помощник прокурора Голещихин В.С. пояснил, что считает решение мирового судьи законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области отказать. Истец Евстропова Т.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие. В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца Евстроповой Т.В. Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд приходит к выводу, что решение мирового судьи подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика - без удовлетворения. В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно преамбуле вышеуказанного Закона, предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В целях реализации ст. 34 вышеуказанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно». Согласно п. 3 вышеназванных Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. В соответствии с п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. В силу подп. «г» п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. В судебном заседании установлено, что Евстропова Т.В. проживает в <адрес>, Каргасокского района, Томской области и является пенсионером по старости за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Каргасокский район Томской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера («Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967№1029). Согласно письма ГУ – УПФР в Каргасокском районе от 17.02.2012 и от 16.03.2012 Евстроповой Т.В. в оплате льготного проезда по маршруту Неготка -Каргасок, Каргасок- Неготка, было отказано. Проезд Евстроповой Т.В. по маршруту Неготка -Каргасок, Каргасок- Неготка подтверждается имеющимися в деле квитанциями к приходно-кассовому ордеру № от 18.10.2011 и № от 28.10.2011, выданными на имя Евстроповой Т.В. стоимостью 2200 рублей по каждому ордеру за проезд Неготка-Каргасок, Каргасок-Неготка. Решением Думы Каргасокского района от 06.04.2010 № 548 установлена стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом на территории Каргасокского района. Стоимость проезда по маршруту Каргасок–Неготка составляет 2200 руб. В качестве проездных документов, муниципальным учреждением Каргасокским МУ АТП используются приходно-кассовые ордера. В справке МУП Каргасокское АТП указано, что перевозки граждан Каргасокского района воздушным транспортом осуществляются самолетом АН-2 или вертолетом МИ-8. Данные на классы в данных видах транспорта отсутствуют. Суд согласен с доводами представителя ответчика о том, что использование приходно-кассовых ордеров в качестве проездных документов противоречит требованиям ч.ч. 1-4 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, которые предусматривают, что к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок… Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Приказы Минтранса РФ «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» от 08.11.2006 № 134, «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации» от 29.01.2008 № 15, «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 № 82 конкретизируют требования к перевозочным документам. Так, согласно п.п. 44 – 46 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 № 82 к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной… Перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Оформление перевозочных документов осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме. Однако суд считает, что данное нарушение законодательства не должно ущемлять права пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в ограничении реализации права на получение компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Реализация права на получение вышеуказанной компенсации не может быть поставлена в зависимость, в данном случае, от выбранной органом местного самоуправления формы оплаты за проезд воздушным транспортом. Ограничение права пенсионеров, получающих трудовую пенсию, и проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно из-за отсутствия не по их вине документа, полученного в учреждении, предоставляющем услуги по организации перевозки граждан, ставит из в неравное положение с теми, кто оплачивает свой проезд в соответствии с установленным порядком. Указанное ограничение противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если услуги по проезду к месту отдыха и обратно они вынуждены были оплачивать, по независящим от них причинам не согласно билетов, а в соответствии с приходно-кассовыми ордерами. Анализируя вышеизложенное, суд находит, что оснований для отмены решения мирового судьи не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области на решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 04.04.2012 по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Евстроповой Т.В. о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха и обратно подлежит оставлению без удовлетворения. ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 04 апреля 2012 года по иску прокурора Каргасокского района в интересах Евстроповой Тамары Владимировны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области - без удовлетворения.