10 октября 2012 года Томская область с. Каргасок Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Прилуцкой И.О., с участием истца заместителя прокурора Каргасокского района Шаховцевой И.В., представителя ответчика Кузнецовой А.А., при секретаре Майбах О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каргасокского района в интересах Бендас Петра Васильевича к государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха по апелляционной жалобе ответчика на решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 18 июля 2012 года, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах Бендас П.В. обратился к мировому судье с иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области о взыскании расходов по льготному проезду, указывая на то, что Бендас П.В. является получателем трудовой пенсии по старости и проживает в Каргасокском районе, то есть, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он выезжал на отдых в <адрес>. Для поездки истец воспользовался воздушным транспортом МУ АТП МО «<адрес>». Стоимость проезда к месту отдыха составила <данные изъяты>. Ответчиком отказано в оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно в связи с отсутствием билетов установленного образца. В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно подп. «б» п. 3 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.04.2005 № 176 компенсации стоимости проезда может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. В силу п. 9 указанных Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. В качестве проездных документов муниципальное автотранспортное предприятие использует квитанции к приходно-кассовым ордерам, что нарушает установленные воздушным законодательством требования к проездным документам. Данное нарушение не может служить основанием для лишения Бендас П.В. гарантированного законом права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Иное транспортное сообщение между <адрес> и <адрес> не организовано, в связи с чем, истец не имел возможности выбрать для поездки другого перевозчика, выдающего перевозочные документы установленного образца. Согласно квитанций к приходно-кассовым ордерам, выданным муниципальным автотранспортным предприятием, стоимость проезда по маршруту <данные изъяты> составляет <данные изъяты>. В данных документах Бендас П.В. указан в качестве пассажира. Данные квитанции подтверждают фактически произведенные пенсионером расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Просит взыскать с ответчика в пользу Бендас П.В. стоимость проезда к месту отдыха и обратно в сумме <данные изъяты>., а так же государственную пошлину. 18.07.2012 мировой судья вынес решение, которым исковые требования прокурора в интересах Бендас П.В. удовлетворены, с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области в пользу Бендас П.В. взыскана компенсация стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере <данные изъяты>. и государственная пошлина в местный бюджет в сумме <данные изъяты>. В апелляционной жалобе ответчик ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области указал, что Бендас П.В. в качестве проездных документов представлены приходно-кассовые ордера на проезд по маршруту <адрес>, выданные МУ «<данные изъяты>». Требования к перевозочным документами на воздушном транспорте установлены законодательством РФ, в том числе Воздушным кодексом РФ, а также приказами Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» и от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». В соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется соответственно билетом. Билеты оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Билет оформляется на основании данных документа, удостоверяющего личность пассажира. Использование в качестве проездных документов приходно-кассовых ордеров является нарушением требований ч.ч. 1, 2 ст. 105 Воздушного кодекса РФ. Согласно Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса РФ № 155 от 25.09.2008, «денежная сумма за перевозку пассажира и багажа между двумя пунктами (далее тариф) и условия применения тарифов устанавливаются перевозчиком. В пассажирский тариф включаются расходы, связанные с обеспечением и выполнением перевозки пассажира и его багажа в пределах нормы бесплатного провоза багажа, в том числе расходы на бронирование, оформление расчетов и перевозочных документов, на обслуживание пассажира и обработку его багажа и иные расходы». Пассажирские и багажные тарифы подлежат регистрации и опубликованию. Регистрация тарифной информации осуществляется путем её включения в единую базу данных в установленном порядке. Опубликование тарифной информации производится путем её доведения до лиц, осуществляющих бронирование, продажу и оформление перевозок пассажиров и багажа. Согласно договора на оказание авиационных услуг № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между МУ «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>», перевозчиком является ООО «<данные изъяты>». Перевозчиком ООО «<данные изъяты>» не зарегистрированы и не опубликованы тарифы на перевозку пассажиров воздушным транспортом, а сумма, указанная в квитанциях, выданных МУ «<данные изъяты>» Бендасу П.В. за перелет по маршруту <адрес> тарифом на пассажирские авиаперевозки не является. Мировой судья в своем решении указывает, что Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно, утвержденные Постановлением Правительства РФ «176 от 01.04.2005 не содержат требований об обязательном соблюдении формы проездных билетов, однако Правилами предусмотрена выплата компенсации стоимости проезда на основании проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также в своем решении мировой судья ссылается на то, что стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом на территории Каргасокского района, в том числе и стоимость проезда по маршруту <адрес> сумме <данные изъяты>. установлена Решением Думы Каргасокского района № от ДД.ММ.ГГГГ. Данная сумма установлена лишь как стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом для расчета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицами на возмещение затрат, понесенных в связи с организацией воздушных перевозок в границах муниципального образования «Каргасокский район» и используется муниципальными органами власти для предоставления льгот малообеспеченным гражданам. Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе при выплате компенсации проезда неработающим пенсионерам не может рассматривать утвержденную решением Думы Каргасокского района стоимость как тариф на перевозку пассажиров воздушным транспортом, так как это является нарушением действующего федерального законодательства. Также у Управления нет оснований для выплаты компенсации стоимости проезда по представленным проездным документам в связи с тем, что не представляется возможным определить превышает или нет сумма, указанная в приходно-кассовых ордерах, стоимость проезда воздушным транспортом в салоне экономического класса, так как ни одним перевозчиком данная стоимость не утверждена. В судебное заседание ни истцом, ни прокурором не представлено документов, подтверждающих тариф на проезд воздушным транспортом в салоне экономического класса по маршруту <адрес>. Таким образом, представленные Бендас П.В. квитанции к приходно-кассовым ордерам не являются проездными документами, выданными в соответствии с законодательством Российской Федерации, сумма, указанная в них не является тарифом, установленным перевозчиком, в связи с чем, они не могут быть приняты в качестве документов для возмещения расходов на оплату стоимости проезда. Просит решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 18.07.2012 отменить и вынести новое судебное решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В судебном заседании заместитель прокурора Шаховцева И.В. поддержала заявленные исковые требования в интересах Бендас П.В., в их обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении. Считает решение мирового судьи законным и обоснованным. Истец Бендас П.В. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В соответствие с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие истца Бендас П.В. Представитель ответчика Кузнецова А.А. в судебном заседании просила отменить решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 18.07.2012, принять решение об отказе в удовлетворении иска. В обоснование привела доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд находит решение мирового судьи оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика без удовлетворения. При разрешении спора, мировой судья правильно установил фактические обстоятельства дела, исследовал и надлежащим образом оценил в совокупности представленные доказательства, применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям. В силу ст. 34 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации. Согласно преамбуле вышеуказанного Закона, предусмотренные данным Законом государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат таким гражданам предоставляются в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера. В целях реализации ст. 34 вышеуказанного Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 № 176 утверждены «Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно». Согласно п. 3 вышеназванных Правил компенсация может производиться в виде предоставления проездных документов, обеспечивающих проезд пенсионера к месту отдыха и обратно, или в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 настоящих Правил. В соответствии с п. 9 Правил заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы. В силу подп. «г» п. 10 Правил компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. В судебном заседании установлено следующее. Бендас П.В. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>). С. <адрес> находится в местности, приравненной к районам Крайнего Севера («Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержден постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967№1029). В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Бендас П.В. находился на отдыхе в <адрес>, что не оспаривалось сторонами. При этом в судебном заседании установлено, что Бендас П.В. выехал к месту отдыха из <адрес> до <адрес> воздушным транспортом, и после окончания отдыха возвратился из <адрес> в <адрес> также воздушным транспортом, за что уплатил <данные изъяты>. (по <данные изъяты> в один конец). Данные обстоятельства подтверждаются чеками и квитанциями к приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ Бендас П.В. обратился к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе с заявлением о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда. Решением ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в данной выплате с указанием на то, что представленные квитанции к приходно-кассовым ордерам не соответствуют формам проездных документов, используемым при авиаперевозках, утвержденным федеральным законодательством, и не могут быть приняты для возмещения расходов на проезд (л.д. <данные изъяты>). Решением Думы Каргасокского района от ДД.ММ.ГГГГ № установлена стоимость проезда граждан, провоза багажа и перевозки груза воздушным транспортом для расчета субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам на возмещение затрат, понесенных в связи с организацией воздушных перевозок в границах МО «<адрес>». Стоимость проезда по маршруту <адрес> составляет <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>). Из сообщения Главы Каргасокского района следует, что на территории <адрес> в весенний, летний и осенний период из <адрес> транспортное сообщение с использованием водного и автомобильного транспорта не организовано (л.д. <данные изъяты>). Из сообщения директора <адрес> МУАТП МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ДД.ММ.ГГГГ авиаперевозки осуществляются вертолетом МИ-8. Вертолет относится к грузо-пассажирским судам, в связи с чем его салон не имеет разделения на классы комфортности (л.д. <данные изъяты>). Таким образом, в судебном заседании установлено, что Бендас П.В. не имел возможности выбрать для поездки к месту отдыха и обратно другого перевозчика. Суд согласен с доводами представителя ответчика о том, что использование приходно-кассовых ордеров в качестве проездных документов противоречит требованиям ч.ч. 1-4 ст. 105 Воздушного кодекса РФ, которые предусматривают, что к перевозочным документам относятся билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты и предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной. Билет, багажная квитанция, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, могут быть оформлены в электронном виде (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок… Формы билета, багажной квитанции, выписки из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок, грузовой накладной, почтовой накладной, иных документов, используемых при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, груза, почты, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области транспорта. Приказы Минтранса РФ «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» от 08.11.2006 № 134, «Об установлении формы пассажирского билета и багажной квитанции покупонного автоматизированного оформления в гражданской авиации» от 29.01.2008 № 15, «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 № 82 конкретизируют требования к перевозочным документам. Так, согласно п.п. 44 – 46 Приказа Минтранса РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» от 28.06.2007 № 82 к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ. Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной… Перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Оформление перевозочных документов осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме. Однако суд считает, что данное нарушение законодательства не должно ущемлять права пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в ограничении реализации права на получение компенсации расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно. Реализация права на получение вышеуказанной компенсации не может быть поставлена в зависимость, в данном случае, от выбранной органом местного самоуправления формы оплаты за проезд воздушным транспортом. Ограничение права пенсионеров, получающих трудовую пенсию, и проживающих в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, на получение гарантированной государством компенсации проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно из-за отсутствия не по их вине документа, полученного в учреждении, предоставляющем услуги по организации перевозки граждан, ставит из в неравное положение с теми, кто оплачивает свой проезд в соответствии с установленным порядком. Указанное ограничение противоречит ст. 19 Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Таким образом, пенсионеры, являющиеся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно и в том случае, если услуги по проезду к месту отдыха и обратно они вынуждены были оплачивать, по независящим от них причинам не согласно билетов, а в соответствии с приходно-кассовыми ордерами. Таким образом, оснований для отмены решения мирового судьи не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе Томской области на решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 18.07.2012 по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Бендас П.В. о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха и обратно подлежит оставлению без удовлетворения. ОПРЕДЕЛИЛ: Решение мирового судьи судебного участка № 1 Каргасокского судебного района Томской области от 18 июля 2012 года по иску прокурора Каргасокского района в интересах Бендас Петра Васильевича к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о взыскании стоимости льготного проезда к месту отдыха оставить без изменения, а апелляционную жалобу государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области без удовлетворения.