РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2010 года с. Каргасок Томской области
Каргасокский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Хусаиновой О.А.,
при секретаре Майбах О.А.,
с участием помощника прокурора Каргасокского района Жеравина А.С.,
представителя Администрации ... сельского поселения П. действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по заявлению прокурора Каргасокского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указав, что на территории муниципального образования «...» на расстоянии около Номер обезличен метров от жилого дома по адресу: с. ... ... района ... области, ул. ..., ..., на въезде в с. ..., вдоль автомобильной дороги в сторону с. ..., на обочине данной дороги справа, на общей протяженности около ... метров, несанкционированно размещены бытовые отходы и мусор. Администрацией ... сельского поселения до настоящего времени не приняты меры к ликвидации указанной свалки бытовых отходов.
Ссылаясь на положения Федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 12 ЗК РФ, Устава МО «...» указывает, что несанкционированное размещение отходов на территории ... сельского поселения, разрастание размеров свалки свидетельствует о том, что Администрация ... сельского поселения не выполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Бездействие Администрации ... сельского поселения ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Просит признать незаконным бездействие Администрации ... сельского поселения по неприятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на расстоянии около ... метров от жилого дома по адресу: с. ... района ... области, ул. ..., ..., на въезде в с. ..., вдоль автомобильной дороги в сторону с. ..., на обочине данной дороги справа на общей протяженности около ... метров и обязать Администрацию ... сельского поселения в течение месяца принять меры по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных по указанному адресу.
В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Томской области Жеравин А.С. заявленные требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.
Представитель Администрации ... сельского поселения П. требования не признала, пояснив, что в Постановлении Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» Номер обезличен от Дата обезличена указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В материалах дела не имеется заявлений граждан в прокуратуру с жалобой на несанкционированное размещение бытовых отходов и мусора. С подобными заявлениями в Администрацию поселения граждане так же не обращались. Об указанной прокурором свалке Администрации сельского поселения ничего известно не было, виновные в размещении бытового мусора лица не выявлялись. По мере необходимости из бюджета выделяются денежные средства для сбора и вывоза мусора с территории поселения, для чего заключаются договоры с уполномоченными организациями.
Специалист ... «...» ... в судебном заседании пояснил, что совместно с прокуратурой проводилась проверка санитарно-эпидемиологической и экологической обстановки на территории поселения. Свалка на въезде в с. ... существует в течение года. Данная свалка несанкционированная, в противном случае в организации имелись бы соответствующие документы. Администрация поселения обязана предпринимать меры направленные на ликвидации свалок и наделена контрольными функциями в сфере благоустройства на территории поселения.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В ст. 42 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В силу ст. ст. 3, 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов правового регулирования земельных отношений является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.
На основании ст. 12 ЗК РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
В силу с ч. 1 ст. 13, ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с п. Номер обезличен ч. Номер обезличен ст. Номер обезличен Устава муниципального образования «...», утвержденного решением Совета ... сельского поселения от Дата обезличена № Номер обезличен, к вопросам местного значения ... сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. А согласно п. Номер обезличен ч. Номер обезличен ст. Номер обезличен Устава, Администрация ... сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган ... сельского поселения) организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора л.д. Номер обезличен).
Из акта осмотра от Дата обезличена видно, что ст. помощником прокурора Каргасокского района Томской области ..... был произведен осмотр местности на территории МО «...» в черте населенного пункта с. ... на расстоянии около ... метров от жилого дома по адресу: с. ... района ... области, ул. ..., ... Установлено, что на въезде в с. ... вдоль автомобильной дороги в сторону с. ..., на обочине данной дороги справа, на общей протяженности около Номер обезличен метров несанкционированно размещены полиэтиленовые пакеты, бутылки, консервные банки, железная арматура, выброшенные продукты питания и другие бытовые отходы и мусор л.д. Номер обезличен). К акту приложены фотографии, из который видно, что мусор и бытовые отходы размещались на указанной территории длительное время л.д. Номер обезличен).
В соответствии с п. Номер обезличен ч. Номер обезличен ст. Номер обезличен Устава муниципального образования «...», утвержденного решением Совета ... сельского поселения от Дата обезличена года Номер обезличен, к вопросам местного значения ... сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. А согласно п. Номер обезличен ч. Номер обезличен ст. Номер обезличен Устава, Администрация ... сельского ... (исполнительно-распорядительный орган ... сельского поселения) организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. Согласно ст. Номер обезличен в.Номер обезличен в состав ... сельского поселения входит в том числе с. ... л.д. Номер обезличен)
В абз. 4 п. 1 Постановлении Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009 указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Суд не согласен с мнением представителя Администрации ... сельского поселения о том, что обязанность Администрации поселения по очистке от несанкционированных отходов территории муниципального образования возникает только после получения сигналов от граждан или юридических лиц о наличии несанкционированно размещенных отходов и мусора, поскольку это утверждение противоречит положениям вышеуказанных законодательных актов.
Исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в абз. 4 п. 1 Постановлении Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009, на который ссылается представитель Администрации Каргасокского сельского поселения о том, что к бездействию органа местного самоуправления относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, следует, что указанное выражение приведено в Постановлении Пленума ВС РФ в виде примера.
Учитывая размеры несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора (протяженность около Номер обезличен метров), давность несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора, суд установил, что Администрация ... сельского поселения не выполняет обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в связи с чем находит требование прокурора подлежащим удовлетворению. Срок для принятия соответствующих мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в течение одного месяца суд считает разумным.
В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 333.36, п. 7 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, с Администрации ... сельского поселения в доход государства подлежит взысканию государственная пошлина в сумме Номер обезличен рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «...» по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на расстоянии около Номер обезличен метров от жилого дома, расположенного по адресу: с. ... ... района ... области, ул. ..., ..., на въезде в с. ... вдоль автомобильной дороги в сторону с. ... на обочине дороги справа, на общей протяженности около Номер обезличен метров.
Обязать Администрацию муниципального образования «...» в течение одного месяца принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на расстоянии около Номер обезличен метров от жилого дома, расположенного по адресу: с. ... района ... области, ул. ..., ..., на въезде в с. ... вдоль автомобильной дороги в сторону с. ... на обочине дороги справа, на общей протяженности около ... метров.
Взыскать с Администрации ... сельского поселения в доход государства государственную пошлину в сумме Номер обезличен рублей.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Томский областной суд со дня составления мотивированного решения.
Судья