О признании незаконным бездействия. На момент публикации не вступило в законную силу.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 сентября 2010 года с. Каргасок Томской области

Каргасокский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Хусаиновой О.А.,

при секретаре Новосельцеве В.Н.,

с участием помощника прокурора Каргасокского района Голещихина В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по заявлению прокурора Каргасокского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц (с учетом уточненных требований) обратился в районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указав, что на территории муниципального образования «Каргасокское сельское поселение», в северной части поселка ..., на месте, где располагалась силосная траншея, размещены отходы производства и потребления, вывезенные населением: отходы древесины, строительные отходы, отходы потребления (картон, бумага, полиэтиленовые и стеклянные бутылки, тряпки, старая мебель, металлические изделия). Место расположения силосной траншеи указано на прилагаемой выкопировке картографического материала по ... и прилегающей к нему местности (силосная траншея обозначена словом «сил.»). Данные отходы свалены в ... куч. Объем размещенных отходов около ... куб.м. Администрацией Каргасокского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры к ликвидации указанной свалки бытовых отходов, что подтверждается фотографиями местности от Дата обезличена, а также объяснениями Б. и Т. Ссылаясь на положения Федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 12 ЗК РФ, Устава МО «Каргасокское сельское поселение» указывает, что несанкционированное размещение отходов на территории Каргасокского сельского поселения, разрастание размеров свалки свидетельствует о том, что Администрация Каргасокского сельского поселения не выполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Бездействие Администрации Каргасокского сельского поселения ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Каргасокского сельского поселения по неприятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных в северной части поселка ... на месте, где располагалась силосная траншея и обязать Администрацию Каргасокского сельского поселения в течение двух месяцев принять меры по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных по указанному адресу.

В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Томской области Голещихин В.С. заявленные требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в заявлении уточнив, что просит суд установить ответчику двухмесячный срок для принятия мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Представитель Администрации Каргасокского сельского поселения в судебное заседание не явилась, о дате и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, представила в суд заявление, в котором указала, что просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, а также указывает доводы в соответствии с которыми не согласна с заявленными требованиями из содержания заявления следует, что п.1 Постановления Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009 указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В Администрацию Каргасокского сельского поселения с обращениями о наличие указанной в заявлении свалки, обращений, ни в устной, ни в письменной форме не поступало. Таким образом, не принятие никаких мер по уборке свалки со стороны администрации Каргасокского поселения, ввиду отсутствия информации, не может расцениваться как бездействие. Иначе, понятие «бездействие» в юридическом смысле этого слова будет носить искаженный характер. Кроме этого, допуская признание требований прокурора, Администрация Каргасокского сельского поселения лишается возможности, прибегнуть к карательным мерам к виновным лицам в образовании несанкционированной свалки, на основании имеющихся у неё полномочий, предусмотренных законом, а также, при помощи других уполномоченных органов государственной власти.

Суд, руководствуясь п. 5 ст. 167 ГПК РФ рассматривает дело в отсутствие не явившейся стороны.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. ст. 3, 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов правового регулирования земельных отношений является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.

На основании ст. 12 ЗК РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу с ч. 1 ст. 13, ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Каргасокское сельское поселение», утвержденного решением Совета Каргасокского сельского поселения от 17.12.2005 № 15, к вопросам местного значения Каргасокского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. А согласно п. 22 ч. 1 ст. 25 Устава, Администрация Каргасокского сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган Каргасокского сельского поселения) организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора л.д. 10).

Из копии фотографий видно, что мусор и бытовые отходы размещены на северной части поселка ..., на месте, где располагалась силосная траншея в течение длительного времени л.д.6).Место расположения несанкционированной свалки подтверждается приложенной выкопировкой картографического материала по ... с указанием места л.д. 8-9).

Из пояснений Т. в судебном заседании следует, что он является специалистом Комитета охраны животного мира Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды .... Ему стало известно о несанкционированной свалке в районе села ... Он сообщил об этом специалисту ... Б. и совместно с ним Дата обезличена выехал на место несанкционированно организованной свалки. Место расположение свалки было ими сфотографировано. В яме свалено около ... куб.м. мусора. Мусор состоит из бытовых отходов.

Согласно Закона Томской области «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Каргасокского района» от 26.08.2004 № 1391 ... входит в границы Каргасокского сельского поселения л.д. 11).

В абз. 4 п. 1 Постановлении Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009 указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Суд не согласен с мнением представителя Администрации Каргасокского сельского поселения о том, что обязанность Администрации поселения по очистке от несанкционированных отходов территории муниципального образования возникает только после получения сигналов от граждан или юридических лиц о наличии несанкционированно размещенных отходов и мусора, поскольку это утверждение противоречит положениям вышеуказанных законодательных актов.

Исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в абз. 4 п. 1 Постановлении Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009, на который ссылается представитель Администрации Каргасокского сельского поселения о том, что к бездействию органа местного самоуправления относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, следует, что указанное выражение приведено в Постановлении Пленума ВС РФ в виде примера.

Учитывая объемы несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора (около ... куб. метров), давность несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора, суд установил, что Администрация Каргасокского сельского поселения не выполняет обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в связи с чем, находит требование прокурора подлежащим удовлетворению. Срок для принятия соответствующих мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в течение двух месяцев суд считает разумным.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных в северной части поселка ... на месте, где располагалась силосная траншея.

Обязать Администрацию муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» в течение двух месяцев принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных в северной части поселка ..., на месте, где располагалась силосная траншея.

Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Томский областной суд со дня составления мотивированного решения.

Судья