Об оспаривании приказа о приостановлении предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице.



.РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 октября 2010 года с. Каргасок Томской области

Каргасокский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,

при секретаре Сопронюк Ю.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по заявлению Дурнова Ю.И. к Областному государственному учреждению «Центр занятости населения Каргасокского района» об оспаривании приказа о приостановлении предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице,

УСТАНОВИЛ:

Дурнов Ю.И. обратился в суд с заявлением к ОГУ «Центр занятости населения Каргасокского района» об оспаривании приказа о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, указав (с учетом уточненных требований), что приказом Центра занятости он признан безработным. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ему приостановлена выплата пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Считает приказ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В качестве основания в приказе указано – нарушение условий и сроков перерегистрации. В то же время законным основанием издания приказа о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице является нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного (абз. 5 п. 3 ст. 35 Закона РФ от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Указанное в Законе основание отражено также в форме приказа о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, предусмотренной Приложением № 7 к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития России от 30.11.2006 № 819.

Нарушение условий и сроков перерегистрации и нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков перерегистрации не тождественны. Первое основание при принятии решения о приостановке выплаты пособия по безработице освобождает должностное лицо устанавливать отсутствие уважительных причин нарушения условий и сроков перерегистрации. Второе – издание соответствующего приказа обуславливает установлением этого обстоятельства.

Согласно п. 113 Административного регламента должностое лицо знакомит гражданина, признанного безработным, с проектом приказа о приостановке выплаты пособия по безработице.

При издании приказа от ДД.ММ.ГГГГ он не был ознакомлен с проектом приказа в соответствии с требованиями Административного регламента. О том, что это было невозможно, данных нет, так как ДД.ММ.ГГГГ – за день до регистрации, он пришел в Центр и сообщил сотруднику, проводившему регистрацию о том, что не сможет явиться ДД.ММ.ГГГГ, и что сможет прийти через неделю - ДД.ММ.ГГГГ. В указанный им день он явился на регистрацию. Центр занятости имел возможность отложить издание приказа до ДД.ММ.ГГГГ. Регламентом предусмотрено, что в случае несогласия лица, признанного безработным, с проектом приказа о приостановке выплаты пособия, он вправе обратиться к вышестоящему должностному лицу до издания приказа, включая руководителя Центра занятости, и тот обязан до подписания приказа разрешить спор. Проект приказа подготовлен сотрудником К. Он оказался лишенным возможности разрешить спор в досудебном порядке. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ о приостановке предоставления ему государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице нарушено его право собственности на указанную выплату.

Просит суд признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ недействительным, обязать ОГУ «Центр занятости населения Каргасокского района» выплатить ему пособие за период приостановления с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Дурнов Ю.И. заявленные требования поддержал, в их обоснование привел те же доводы, которые указаны в заявлении. Дополнительно пояснил, что директор Центра занятости населения, подписывая спорный приказ, не выяснял причину неявки его на перерегистрацию ДД.ММ.ГГГГ, хотя должен быль это делать. ДД.ММ.ГГГГ он не мог прийти в Центр занятости на перерегистрацию, так как находился за пределами <адрес> - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был в лесу, собирал клюкву. Когда он ДД.ММ.ГГГГ пришел в Центр занятости, сотрудник Центра К. спросил у него, получает ли он от работодателя пособие. Он ответил утвердительно, поняв, что в этом случае можно не приходить на перерегистрацию ДД.ММ.ГГГГ, хотя пособие от работодателя он перестал получать ДД.ММ.ГГГГ. Понимает, что ДД.ММ.ГГГГ работник Центра занятости населения не мог ознакомить его лично с проектом приказа, но считает, что вынесение приказа можно было отложить до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель заинтересованного лица директор ОГУ «Центр занятости населения Каргасокского района» П. в судебном заседании пояснил, что при постановке заявителя на учет в качестве безработного работник Центра занятости разъяснил ему права и обязанности. Информация по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным безработными, в том числе об их правах и обязанностях так же содержится на стендах, размещенных в помещении Центра занятости. Согласно Закона РФ «О занятости населения», в случае нарушения гражданином, призванным безработным, без уважительных причин условий и сроков перерегистрации, выплата пособия по безработице может быть приостановлено на срок до трех месяцев. В случае выявления факта неявки на перерегистрацию, издается приказ о приостановлении указанной государственной услуги. В дальнейшем, в случае, предоставления безработным документов, подтверждающих уважительную причину неявки, а это может быть только больничнылимт, принимается решение об отмене приказа о приостановке выплаты. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию, поэтому на следующий день, после неявки безработного на перерегистрацию, издается приказ о приостановлении выплаты пособия. При вынесении проекта приказа, работник Центра занятости, знакомит с гражданина, признанного безработным, с проектом приказа в случае, если безработный в это время находится в Центре занятости. Закон не предусматривает обязанность Центра занятости разыскивать безработного, что бы ознакомить его с проектом приказа.

Дурнов Ю.И. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен был активно заниматься поисками работы, а он не искал работу, а занимался личными делами, поэтому неявка его на перерегистрацию не является уважительной причиной. Вся деятельность Центра занятости компьютеризирована, поэтому данные о явке безработного можно внести в компьютер только в назначенный день. Заявитель не явился в Центр занятости ДД.ММ.ГГГГ, поэтому проект спорного приказа был изготовлен на следующий день – ДД.ММ.ГГГГ и им (директором Центра занятости населения) подписан. Так как, приостановка выплаты пособия по безработице производится со следующего дня за днем неявки безработного на перерегистрацию, приказ был изготовлен и подписан ДД.ММ.ГГГГ. Лично ознакомить Дурнова Ю.И. с проектом приказа не было возможности, так как его ДД.ММ.ГГГГ не было не только в Центре занятости, но и в Каргаске, поэтому в тот же день приказ был выслан ему по почте. Кроме того, Дурнов Ю.И. и ранее имел подобное нарушение: не явился на перерегистрацию ДД.ММ.ГГГГ, по данному факту решение Центром занятости не принималось, так как в то время он получал среднюю заработную плату от работодателя.

Просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав заявителя, заинтересованное лицо, свидетеля, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1, граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а так же в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

На основании п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно п. 23 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработным (утв. Приказом Минсоцздравразвития РФ от 30.11.2006 № 819), государственная услуга в виде пособия по безработице предоставляется в соответствие с законодательством о занятости населения ежемесячно при условии соблюдения гражданином, признанным в установленном порядке безработным, условий и сроков перерегистрации в качестве безработного в соответствие с Административным регламентом Федеральной службы по труду и занятости по исполнению государственной функции регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и безработных граждан.

Таким образом, государственная услуга в виде пособия по безработице предоставляется гражданам, испытывающим трудности в поиске подходящей работы на время поиска работы.

В соответствии с ч.ч. 1, 6 ст. 31 вышеназванного Закона РФ, пособие по безработице выплачивается гражданам, признанны в установленном порядке безработными. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Согласно п. 1, абз. 6 п. 3, п. 6 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1, выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях: нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного. Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию. Решение о прекращении, приостановки выплаты пособия по безработице или снижения его размера принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

В соответствии с п.п. 27, 27.6, абз. 6 п. 109 Административного регламента № 819 от 30.11.2006, предоставление государственной услуги в виде пособия по безработице может быть приостановлено на срок до трех месяцев в случаях: нарушения гражданином, признанным в установленном порядке безработным, без уважительных причин условий и сроков перерегистрации в качестве безработного.

Согласно п.п. 110 - 115 вышеуказанного Административного регламента, при принятии решения о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) заносит в форму бланка учетной документации в электронном виде сведения о принятом решения. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) формирует в программно-техническом комплексе проект приказа о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) информирует гражданина о принятом решении, разъясняет нормы Закона о занятости населения в части приостановки выплаты пособия по безработице. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) знакомит гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с проектом приказа о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице (приложение N 7 к настоящему Административному регламенту). В случае, если гражданин, признанный в установленном порядке безработным, выражает свое согласие с приостановкой предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, то он ставит свою подпись на проекте приказа. В случае, если гражданин, признанный в установленном порядке безработным, выражает свое несогласие с приостановкой предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, то он вправе обжаловать действия работника государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) в установленном настоящим Административным регламентом порядке. В случае отсутствия возможности личного ознакомления гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с проектом приказа о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) направляет ему почтовое уведомление о принятом решении. Работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) представляет проект приказа о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице директору государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) для подписи. Директор государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) подписывает приказ о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 919-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина М. на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 3 статьи 35 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», указано, что Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему полномочия, определил в Законе Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» порядок признания гражданина безработным, условия получения им пособия по безработице, а также основания приостановления или прекращения его выплаты, учитывая при этом, что целевое назначение данной меры социальной поддержки безработных граждан состоит в предоставлении им временного источника средств к существованию на разумный период, необходимый для поиска подходящей работы, в сокращении периода безработицы, в стимулировании безработного к активному поиску работы и предотвращении необоснованных отказов от нее (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 2005 года № 421-О). При этом пособие по безработице выплачивается при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки (пункт 6 статьи 31 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»). Приостановление выплаты пособия по безработице в случае нарушения гражданином без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного, свидетельствующего по общему правилу о незаинтересованности данного лица в поиске работы, направлено на обеспечение баланса между публичными и частными интересами (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 мая 2010 года № 698-О-О). Решение органа службы занятости о приостановлении выплаты пособия по безработице может быть проверено в судебном порядке.

ДД.ММ.ГГГГ Дурнов Ю.И. обратился в ОГУ «Центр занятости населения Каргасокского района» с заявлением о признании безработным с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении он был ознакомлен с правами и обязанностями ищущего работу. Обязался активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать условия перерегистрации, установленные центром занятости, правила взаимодействия с работниками центра, информировать их о своих действиях по вопросам трудоустройства, о чем свидетельствует подпись заявителя (л.д. 7,8).

Из карточки персонального учета гражданина ищущего работу № следует, что Дурнов Ю.И. при постановке на учет в качестве безработного был ознакомлен с правами и обязанностями лиц, ищущего работу, с условиями и сроками перерегистрации, о чем свидетельствует его подпись (л.д. 14).

Согласно приказа № № от ДД.ММ.ГГГГ Дурнов Ю.И. был признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ, пособие с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 15).

Свидетель О. – инспектор центра занятости суду показал, что ДД.ММ.ГГГГ, за день до дня перерегистрации, в Центр занятости пришел Дуров Ю.И., спросил можно ли ему перерегистрироваться раньше назначенного дня, так как с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он не может прийти на перерегистрацию. Он (свидетель) ответил, что дата перерегистрации не переносится, что надо отметиться в установленный день, и объяснил, что если гражданин, признанный безработным, приходит на перерегистрацию с пропуском месячного срока, он будет снят с учета в Центре занятости. Так же он (свидетель) спросил заявителя, выплачивает ли ему пособие в размере месячного заработка работодатель, Дурнов Ю.И. ответил положительно. Это вопрос он задал Дурнову Ю.И. для того, чтобы напомнить последнему о необходимости прихода на перерегистрацию в течение месяца, иначе он не получит пособие от работодателя. Разговора о приостановке выплаты пособия по безработице не было, так как Дурнов Ю.И. об этом не спрашивал. При постановке граждан на учет в качестве безработного, им разъясняются все права и обязанности гражданина, имеющего статус безработного (л.д. 44, 45).

Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 3 ст. 35 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» приостановлена выплата за нарушение условий и срока перерегистрации, в числе других лиц, Дурнову Ю.И., в связи с неявкой ДД.ММ.ГГГГ. Дурнову Ю.И. направлено письменное уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №. (л.д. 5,6).

Суд отмечает, что указанный приказ был составлен работником государственного учреждения службы занятости в соответствии с Приложением № к Административному регламенту Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработным № 819 от 30.11.2006.

Спорный приказ был подписан правомочным лицом – директором государственного учреждения службы занятости, что следует из вышеуказанных положений Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработным № 819 от 30.11.2006.

Согласно п. 265 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработным № 819 от 30.11.2006, основанием для отмены решений о приостановке, прекращении предоставления государственной услуги, сокращении и уменьшении размера социальных выплат, а также о периоде, в течение которого не производится предоставление государственной услуги, увеличении продолжительности и продлении периода выплаты пособия по безработице гражданину, признанному в установленном порядке безработным, является предъявление работнику государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) документа, подтверждающего наличие уважительных причин и позволяющего пересмотреть принятое решение.

В п.п. 19, 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.04.1997 № 458 «Порядок регистрации безработных граждан» указано: граждане, признанные безработными, обязаны проходить перерегистрацию в сроки, установленные учреждениями службы занятости, но не реже двух раз в месяц, а на территориях, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, - не реже одного раза в месяц. Безработные граждане обязаны активно содействовать своему трудоустройству, соблюдать порядок и условия регистрации и перерегистрации, информировать учреждения службы занятости о своих действиях по вопросам самостоятельного поиска работы и трудоустройства, в том числе о работе временного характера.

Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу, что заявитель Дурнов Ю.И. не явился на перерегистрацию ДД.ММ.ГГГГ без уважительной причины. Государство оказывает государственную поддержку гражданам в виде пособия по безработице, находящимся в поиске работы. Дурнов Ю.И. в день перерегистрации находился не в поисках работы, а занимался личными делами.

Анализируя положения п. п. 113, 117 Административного регламента Федеральной службы по труду и занятости предоставления государственной услуги по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработным № 819 от 30.11.2006 (абз. 2 п. 117: «осуществление административных процедур при приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице в соответствии с пунктами 112, 113 настоящего Административного регламента производится в присутствии гражданина, признанного в установленном порядке безработным» и абз. 4 п. 113: «в случае отсутствия возможности личного ознакомления гражданина, признанного в установленном порядке безработным, с проектом приказа о приостановке предоставления государственной услуги в виде выплаты пособия по безработице, работник государственного учреждения службы занятости (центра занятости населения) направляет ему почтовое уведомление о принятом решении»), суд приходит к выводу, что в действиях ОГУ «Центр занятости населения Каргасокского района» не имеется нарушений закона о занятости населения, поскольку лично ознакомить заявителя Дурнова Ю.И. с проектом спорного приказа в день его составлении и подписания было невозможно, что признал и сам заявитель. ОГУ «Центр занятости населения Каргасокского района» в соответствие с нормами указанного Административного регламента направило заявителю Дурнову Ю.И. почтовое уведомление о принятом решении в день вынесения решения, которое заявитель получил ДД.ММ.ГГГГ по приезду домой в <адрес>.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе заявителю Дурнову Ю.И. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Дурнову Ю.И. в удовлетворении требований к Областному государственному учреждению «Центр занятости населения Каргасокского района» об оспаривании приказа о приостановлении предоставления государственной услуги в виде пособия по безработице отказать.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Томский областной суд через Каргасокский районный суд в течение десяти дней со дня составления полного текста решения.

Судья