О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 апреля 2010 года с. Каргасок Томской области

Каргасокский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,

при секретаре Майбах О.А.,

с участием помощника Каргасокского районного прокурора Жеравина А.С.,

представителя Администрации Каргасокского сельского поселения Петелиной Г.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по заявлению прокурора Каргасокского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в районный суд с заявлением к Администрации Каргасокского сельского поселения о признании незаконным бездействие органа местного самоуправления, указав, что на территории муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» на расстоянии около <данные изъяты> метров от жилого дома по адресу: <адрес>, вдоль дороги <адрес> в сторону пересечения с <адрес> на обочинах дороги слева и справа, на общей протяженности около <данные изъяты> метров, несанкционированно размещены бытовые отходы и мусор. Администрацией Каргасокского сельского поселения не приняты меры к ликвидации указанной свалки бытовых отходов.

Ссылаясь на положения Федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 12 ЗК РФ, Устава МО «Каргасокское сельское поселение» указывает, что несанкционированное размещение отходов на территории Каргасокского сельского поселения, разрастание размеров свалки свидетельствует о том, что Администрация Каргасокского сельского поселения не выполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Бездействие Администрации Каргасокского сельского поселения ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Просит признать незаконным бездействие Администрации Каргасокского сельского поселения по неприятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на расстоянии около <данные изъяты> метров от жилого дома по адресу: <адрес>, вдоль дороги <адрес> в сторону пересечения с <адрес> на обочинах дороги слева и справа, на общей протяженности около <данные изъяты> метров и обязать Администрацию Каргасокского сельского поселения приять меры по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных по указанному адресу.

В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Томской области Жеравин А.С. заявленные требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложеннве в заявлении.

Представитель Администрации Каргасокского сельского поселения Петелина Г.М. требования не признала, пояснив, что в Постановлении Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009 указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В материалах дела не имеется заявлений граждан в прокуратуру с жалобой на несанкционированное размещение бытовых отходов и мусора. С подобными заявлениями в Администрацию поселения граждане так же не обращались. Об указанной прокурором свалке Администрации сельского поселения ничего известно не было, виновные в размещении бытового мусора лица не выявлялись.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В ст. 42 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В силу ст. ст. 3, 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы.

В соответствии со ст. 1 ЗК РФ, одним из основных принципов правового регулирования земельных отношений является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве.

На основании ст. 12 ЗК РФ, земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В силу с ч. 1 ст. 13, ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 9 Устава муниципального образования «Каргасокское сельское поселение», утвержденного решением Совета Каргасокского сельского поселения от 17.12.2005 № 15, к вопросам местного значения Каргасокского сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. А согласно п. 22 ч. 1 ст. 25 Устава, Администрация Каргасокского сельского поселения (исполнительно-распорядительный орган Каргасокского сельского поселения) организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора (л.д. 6-10).

Из копии акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ видно, что помощником прокурора <данные изъяты> был произведен осмотр местности на территории МО «Каргасокское сельское поселение» на расстоянии около <данные изъяты> метров слева от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Установлено, что вдоль дороги <адрес> в сторону пересечения с <адрес>, на обочинах дороги слева и справа, на общей протяженности около <данные изъяты> метров несанкционированно размещены полиэтиленовые пакеты, бутылки, консервные банки, железная арматура, выброшенные продукты питания и другие бытовые отходы и мусор (л.д. 11). К акту приложены фотографии, из который видно, что мусор и бытовые отходы размещались на указанной территории длительное время, до наступления зимы <данные изъяты>. (л.д. 12-27).

В абз. 4 п. 1 Постановлении Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009 указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.

Суд не согласен с мнением представителя Администрации Каргасокского сельского поселения о том, что обязанность Администрации поселения по очистке от несанкционированных отходов территории муниципального образования возникает только после получения сигналов от граждан или юридических лиц о наличии несанкционированно размещенных отходов и мусора, поскольку это утверждение противоречит положениям выше указанных законодательных актов.

Исходя из буквального толкования слов и выражений, содержащихся в абз. 4 п. 1 Постановлении Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009, на который ссылается представитель Администрации Каргасокского сельского поселения о том, что к бездействию органа местного самоуправления относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом, следует, что указанное выражение приведено в Постановлении Пленума ВС РФ в виде примера.

Учитывая размеры несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора (протяженность около 150 метров), давность несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора, суд установил, что Администрация Каргасокского сельского поселения не выполняет обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в связи с чем находит требование прокурора подлежащим удовлетворению,

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Каргасокского сельского поселения о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на расстоянии около <данные изъяты> метров от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, вдоль дороги <адрес> в сторону пересечения с <адрес> на обочинах дороги слева и справа на общей протяженности около <данные изъяты> метров.

Обязать Администрацию муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» в течении двух месяцев принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на расстоянии около <данные изъяты> метров от жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, вдоль дороги <адрес> в сторону пересечения с <адрес> на обочинах дороги слева и справа на общей протяженности около <данные изъяты> метров.

Решение суда после вступления в законную силу разместить на интернет-сайте Каргасокского районного суда Томской области.

Решение может быть обжаловано в течении десяти дней в Томский областной суд со дня составления мотивированного решения.

Судья