РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 января 2011 года с. Каргасок Томской области
Каргасокский районный суд Томской области в составе
председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,
с участием прокурора Голещихина В.С.,
при секретаре Гришаевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Кошелевой Нины Геннадьевны к муниципальному образованию «Каргасокское сельское поселение» в лице Администрации Каргасокского сельского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах Кошелевой Н.Г. обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Каргасокское сельское поселение» в лице Администрации Каргасокского сельского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, указывая (с учетом уточненных требований) на то, что в прокуратуру Каргасокского района Томской области обратилась Кошелева Н.Г. с заявлением о том, что ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Администрацией Каргасокского сельского поселения не предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Кошелева Н.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.р., осталась без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ, т.е. до достижения 18-летнего возраста, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила обучение в <адрес> в образовательном учреждении начального профессионального образования. Таким образом, Кошелева Н.Г. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 231.12.1996 № 159-ФЗ, дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.
Решением Совета Каргасокского сельского поселения от 25.05.2006 № 48 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения» в муниципальном образовании «Каргасокское сельское поселение» норма предоставления площади жилого помещения на 1 человека составляет 17 кв.м.
Поскольку Кошелева Н.Г. относится к лицам из числа детей-сирот, она имеет право на предоставление Администрацией Каргасокского сельского поселения по договору социального найма вне очереди жилого помещения в <адрес> в соответствии с нормами предоставления, утвержденными решением Совета Каргасокского сельского поселения, но не ниже 17 кв.м. общей площади, и пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Администрация Каргасокского сельского поселения до настоящего времени не предоставила Кошелевой Н.Г. жилое помещение по договору социального найма.
Просит обязать Администрацию Каргасокского сельского поселения предоставить Кошелевой Н.Г. на территории <адрес> вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 квадратных метров общей площади, и пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Томской области Голещихин В.С. исковые требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в заявлении.
Кошелева Н.Г. в судебное заседание не явилась, направив заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме.
Ответчик Администрация Каргасокского сельского поселения, надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направил, о причине неявки не сообщил.
Суд, руководствуясь п.п. 3, 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истицы Кошелевой Н.Г. и представителя ответчика.
При подготовке дела к судебному разбирательству ответчиком был направлен отзыв на заявленные требования, в котором указано следующее. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательным субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 указанной статьи, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу ч. 2 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны: обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; осуществлять контроль за реализацией переданных органом местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций, а также за использованием предоставленных на эти цели финансовых средств; давать разъяснения и оказывать методическую помощь по вопросам осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Томской области.
Кошелева Н.Г. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ путем проставления ее инициалов в журнал учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях по Каргасокской сельской администрации с пометкой «сирота». Это означает, что данное лицо, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди.
На сегодняшний день более девятисот детей-сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей с правом внеочередного предоставления жилого помещения состоят на учете в Администрации Каргасокского сельского поселения. Из них более тридцати окончили обучение.
В ДД.ММ.ГГГГ году при поступлении субвенции Администрация Каргасокского сельского поселения приобрела квартиру на основании решения суда А на сумму <данные изъяты> руб., которая относится к категории «дети-сироты».
Таким образом, со стороны Администрации Каргасокского сельского поселения каких-либо нарушений прав истицы не имеется. Все действия исполнены в рамках действующего законодательства. Администрация Каргасокского сельского поселения считает, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Администрация <адрес> области.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В силу п. 2 ч. 2, ч. 5 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», право на дополнительные гарантии по социальной поддержке имеют: дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.
Согласно ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм… Снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с регистрационного учета по месту жительства или по месту пребывания осуществляется только с согласия органов опеки и попечительства.
В ч.ч. 1, 5 ст. 149 Бюджетного кодекса РФ указано, что под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке. Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
На основании ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ участниками бюджетного процесса являются: Президент Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования; законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы); исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований); Центральный банк Российской Федерации; органы государственного (муниципального) финансового контроля; органы управления государственными внебюджетными фондами; главные распорядители (распорядители) бюджетных средств; главные администраторы (администраторы) доходов бюджета; главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета; получатели бюджетных средств.
Таким образом, из положений ч. 1 ст. 152 Бюджетного кодекса РФ усматривается, что гражданин не является субъектом бюджетных отношений и не обладает правом требовать осуществление мероприятий по предоставлению ему жилья.
Согласно преамбуле Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, указанный Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», администрации поселений и городских округов Томской области (далее - органы местного самоуправления поселений, городских округов) наделяются государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.
В соответствии с абз. 5 ч. 3 ст. 3 вышеназванного Закона Томской области, в целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.
Таким образом, Администрация <адрес> области не является ответчиком по рассматриваемому иску, так как возложение обязанности по предоставлению жилья конкретному лицу не может быть поставлено в зависимости от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию вышеуказанного Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ. Надлежащим ответчиком является Администрация Каргасокского сельского поселения, поскольку наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и других лиц, указанных в Законе Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ администрации поселений Томской области.
На основании п.1 ч. 2 Закона Томской области от 10.09.2004 № 201-ОЗ «О наделении статусом муниципального района, сельского поселения и установлении границ муниципальных образований на территории Каргасокского района», образовано в границах муниципального района муниципальное образование Каргасокское сельское поселение, включающее в себя населенные пункты: <адрес>, д. <адрес> <адрес>, д. <адрес>, административный центр <адрес>.
Согласно решения Совета Каргасокского сельского поселения «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения и учетной нормы площади жилого помещения» № от ДД.ММ.ГГГГ, в муниципальном образовании «Каргасокское сельское поселение» норма предоставления площади жилого помещения на 1 человека составляет 17 кв.м.
В судебном заседании установлено, что Кошелева Н.Г. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Ее матерью является К2, отцом - К1 (свидетельство о рождении №, паспорт серии <данные изъяты>).
Из копии свидетельства о смерти № следует, что К1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>
Согласно справки о смерти №, выданной <адрес> отделом Комитета ЗАГС <адрес> по <адрес> сельсовету, К2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>
Таким образом, Кошелева Н.Г. является ребенком-сиротой.
Постановлением Главы Администрации <адрес> района <адрес> области № от ДД.ММ.ГГГГ над Кошелевой Н.Г. была установлена опека, опекуном назначена З За несовершеннолетней Кошелевой Н.Г. закреплена жилая площадь по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>
В сообщении Отдела опеки и попечительства Управления образования опеки и попечительства МО <адрес>» указано, что постановлением Главы администрации <адрес> района от ДД.ММ.ГГГГ № жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закреплено за Кошелевой Н.Г. В настоящее время по указанному адресу проживает семья Сл.д. <данные изъяты>).
Из информации Администрации Каргасокского сельского поселения следует, что семье К1 состоящей их <данные изъяты> человек ДД.ММ.ГГГГ была выделена квартира по адресу: <адрес>. Квартира, расположенная по указанному адресу находится в собственности муниципального образования «Каргасокское сельское поселение». Квартира была закреплена за Кошелевыми Н.Г. и М.Г.. ДД.ММ.ГГГГ было дано согласие на обмен квартирами между З и С, проживающей в <адрес>. На этот момент К3 и Кошелева Н.Г. в квартире не проживали, Кошелева Н.Г. была снята с регистрационного учета по данному адресу ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с распоряжением Главы Администрации муниципального образования <адрес> сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ П назначен попечителем над несовершеннолетней Кошелевой Н.Г. (л.д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Кошелева Н.Г. окончила <адрес> «Профессиональное училище №» (л.д. <данные изъяты>).
В соответствии с постановлением Главы Администрации <адрес> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ Кошелева Н.Г. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, очередь общая № с правом внеочередного предоставления № на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (л.д. <данные изъяты>).
Кошелева Н.Г. зарегистрирована по адресу: с. <адрес>
Согласно уведомления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес>, в Едином государственном реестре, отсутствуют сведения о правах Кошелевой Н.Г. на объекты недвижимого имущества, находящегося на территории <адрес> (л.д. <данные изъяты>
Из справки <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что по данным технического учета <данные изъяты>» за Кошелевой Н.Г. в <адрес> объекты недвижимости не учтены. (л.д. <данные изъяты>)
Таким образом, из вышеизложенных документов судом установлено, что ответчик в нарушении вышеуказанных положений ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ, снял ребенка-сироту Кошелеву Н.Г. с регистрационного учета без согласия органов опеки и попечительства, в результате чего она была лишена закрепленного за ней жилого помещения.
Поскольку в ДД.ММ.ГГГГ году Кошелева Н.Г. окончила обучение в профессиональном училище и в настоящее время не имеет закрепленного за ней жилого помещения, исковые требования прокурора в интересах Кошелевой Н.Г. о понуждении муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» в лице Администрации Каргасокского сельского поселения предоставить Кошелевой Н.Г. жилое помещение по договору социального найма вне очереди подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Кошелевой Нины Геннадьевны к муниципальному образованию «Каргасокское сельское поселение» в лице Администрации Каргасокского сельского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Каргасокское сельское поселение» в лице Администрации Каргасокского сельского поселения предоставить Кошелевой Нине Геннадьевне на территории п. Геологический Каргасокского района Томской области вне очереди жилое помещение по договору социального найма, благоустроенное применительно к условиям п. Геологический Каргасокского района Томской области, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 квадратных метров общей площади, отвечающее установленным требованиям.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня составления полного текста решения путём подачи жалобы в Каргасокский районный суд.
Судья