Именем Российской Федерации 27 июля 2010 года с. Каргасок Томской области Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Серяковой Н.В., при секретаре Майбах О.А., с участием помощника прокурора Каргасокского района Жеравина А.С., представителя Администрации Каргасокского сельского поселения Петелиной Г.М., действующей на основании доверенности от 11.01.2011г. рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по заявлению прокурора Каргасокского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в районный суд с заявлением о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, указав, что на территории муниципального образования «Каргасокское сельское поселение», на земельном участке, расположенном возле <адрес> с левой стороны автодороги <данные изъяты> в <данные изъяты> от указателя <данные изъяты> км размещены бытовые отходы и мусор, в общем объеме около <данные изъяты> куб. м. Администрацией Каргасокского сельского поселения до настоящего времени не приняты меры к ликвидации указанной свалки бытовых отходов. Ссылаясь на положения Федеральных законов от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст. 1, 12 ЗК РФ, Устава МО «Каргасокское сельское поселение» указывает, что несанкционированное размещение отходов на территории Каргасокского сельского поселения, разрастание размеров свалки свидетельствует о том, что Администрация Каргасокского сельского поселения не выполняет обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов. Бездействие Администрации Каргасокского сельского поселения ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, чем нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит признать незаконным бездействие Администрации Каргасокского сельского поселения по неприятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на земельном участке, расположенном возле <адрес> с левой стороны автодороги <данные изъяты> в <данные изъяты> от указателя <данные изъяты> км и обязать Администрацию Каргасокского сельского поселения принять меры по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных по указанному адресу. В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Томской области Жеравин А.С. заявленные требования поддержал, в их обоснование привел доводы, изложенные в самом заявлении. Представитель Администрации Каргасокского сельского поселения в судебном заседании заявила, что не согласна с заявленными требованиями, так как в п.1 Постановления Пленума ВС РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» № 2 от 10.02.2009 указано, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц. К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом. В Администрацию Каргасокского сельского поселения обращений о наличие указанной в заявлении свалки ни в устной, ни в письменной форме не поступало. Таким образом, непринятие никаких мер по уборке свалки со стороны администрации Каргасокского поселения, ввиду отсутствия информации, не может расцениваться как бездействие. Кроме того, ау администрации поселения на данный момент отсутствуют денежные средства, необходимые для заключения договора с МУП «ЖЭУ» на уборку несанкционированной свалки. Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд установил следующее. Согласно ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление может быть подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В ст. 42 Конституции Российской Федерации указано, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации. В силу ст. ст. 3, 4 Федерального закона РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», основными принципами охраны окружающей среды являются, помимо других: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы. Положениями ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ч. 3 ст. 13 указанного Федерального закона). Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с абз. 4 п.1 постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). Из акта № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного ведущим экологом <данные изъяты> А., следует, что в ходе рейда по выявлению захламления отходами производства и потребления территории Каргасокского сельского поселения установлено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на территории земельного участка, расположенном возле <адрес> с левой стороны автодороги <данные изъяты> в <данные изъяты> от указателя <данные изъяты> км. На свалке размещены картон, бумага, полиэтиленовые и стеклянные бутылки, банки, деревянные и металлические бочки, остатки от бытовой техники, старая мебель, резиновые шланги, тряпки, отходы древесины. Свалка организована неустановленным кругом лиц. Площадь загрязнения составляет <данные изъяты> кв.м, объем размещенных отходов – около <данные изъяты> куб.м (л.д.5). К акту приложены фотографии, подтверждающие данный факт (л.д. 6-15). Аналогичные сведения содержатся в акте осмотра местности от ДД.ММ.ГГГГ, составленном старшим помощником прокурора Каргасокского района Мироновым Д.Ю. (л.д.16). Суд не может признать основанной позицию представителя Администрации Каргасокского сельского поселения о том, что обязанность Администрации поселения по очистке от несанкционированных отходов территории муниципального образования возникает только после получения сигналов от граждан или юридических лиц о наличии несанкционированно размещенных отходов и мусора, поскольку это утверждение противоречит положениям законодательных актов. Так, в частности, в соответствии со ст. 72 Земельного кодекса Российской Федерации установлен муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования. Согласно Методическим рекомендациям по порядку взаимодействия органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, и Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по субъекту Российской Федерации, разработанным в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N ММ/0644 "О взаимодействии органов государственного земельного контроля с органами муниципального земельного контроля") муниципальный земельный контроль включает в себя контроль за своевременным и качественным выполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от водной эрозии, заболачивания, подтопления, переуплотнения, захламления, загрязнения и по предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель и вызывающих их деградацию. Учитывая объемы несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора (около <данные изъяты> куб. м), давность несанкционированно размещенных отходов и бытового мусора, суд установил, что Администрация Каргасокского сельского поселения не выполняет обязанность по организации сбора и вывоза бытовых отходов, в связи с чем, находит требование прокурора подлежащим удовлетворению. Учитывая доводы представителя администрации об отсутствии на данный момент необходимых денежных средств для заключения договора на уборку и вывоз несанкционированной свалки, суд считает необходимым установить разумный срок для принятия соответствующих мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора в течение двух месяцев. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление прокурора Каргасокского района Томской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» по непринятию мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на территории земельного участка, расположенного возле <адрес> с левой стороны автодороги <данные изъяты> в <данные изъяты> м от указателя <данные изъяты> км. Обязать Администрацию муниципального образования «Каргасокское сельское поселение» в течение двух месяцев со дня вступления данного решения в законную силу принять меры по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, несанкционированно размещенных на указанной территории. Решение может быть обжаловано в течение десяти дней в Томский областной суд со дня составления мотивированного решения. Судья