№2-433/2011 О признании отношений трудовыми, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск. На момент размещения не вступило в законную силу.



.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2011 года Томская область, с. Каргасок

Каргасокский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,

при секретаре Соколовой Т.Ю.,

с участием истцов помощника прокурора Каргасокского района Томской области Голещихина В.С., Зайцевой Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Зайцевой Натальи Сергеевны к ООО «Самовар» о признании отношений трудовыми, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах Зайцевой Н.С. обратился с иском к ООО «Самовар» о признании отношений трудовыми, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск, указывая (с учетом уменьшения и уточнения исковых требований) на то, что между Зайцевой Н.С. и ООО «Самовар» был заключен договор возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ , согласно которому истица работала в ООО «Самовар» в качестве <данные изъяты>, что подтверждается указанным договором и справкой , выданной ООО «Самовар» ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п. 1.3 и 1.5 указанного договора, Зайцева Н.С. работала вахтовым методом (15 дней – рабочая вахта и 15 дней – отдыхающая вахта) на месторождении <адрес>. На основании указанного договора и дополнительных соглашений к нему, Зайцева Н.С. работала в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Как следует из п. 1 ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, стороны гражданско-правового договора независимы друг от друга, равны (т.е. не подчиняются друг другу). Договор возмездного оказания услуг предусматривает разовое выполнение определенной работы, без подчинения работника режиму рабочего времени и внутреннему распорядку организации. Кроме того, гражданскому законодательству Российской Федерации не известно такое понятие как «возмездное оказание услуг вахтовым методом».

В то же время, согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения – отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Под трудовым договором в соответствии со ст. 56 ТК РФ понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В период работы по договору возмездного оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Н.С. работала, подчиняясь установленному графику работы (прямо предусмотренному п. 1.3 договора от ДД.ММ.ГГГГ ), режиму рабочего времени, она должна была в период рабочей вахты ежедневно выполнять установленные обязанности на рабочем месте (которое так же прямо предусмотрено п. 1.5 договора от ДД.ММ.ГГГГ ).

Таким образом, указанный договор возмездного оказания услуг фактически регулировал трудовые, а не гражданско-правовые отношения, в связи с чем, заключение с Зайцевой Н.С. договора возмездного оказания услуг вместо трудового договора является нарушением ТК РФ.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 ТК РФ в тех случаях, когда судом установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В связи с этим к отношениям между ООО «Самовар» и Зайцевой Н.С. по договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ должны применяются положения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии с ч. 1 ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Согласно ч. 1 ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В нарушение перечисленных требований закона договор возмездного оказания услуг, заключенный с Зайцевой Н.С., расторгнут ДД.ММ.ГГГГ, однако денежная компенсация за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>. не выплачена Зайцевой Н.С. до настоящего времени.

Просит суд:

- признать отношения между ООО «Самовар» и Зайцевой Н.С. по договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ трудовым отношениями;

- обязать ООО «Самовар» не позднее 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу: оформить трудовой договор с Зайцевой Н.С. за период её работы по договору возмездного оказания услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; произвести запись в трудовую книжку Зайцевой Н.С. о ее работе в ООО «Самовар» в качестве <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- взыскать с ООО «Самовар» в пользу Зайцевой Н.С. денежную компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме <данные изъяты>.

- взыскать с ООО «Самовар» государственную пошлину в установленном законом размере.

В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Голещихин В.С. исковые требования поддержал, указав, так же на то, что срок обращения в суд с заявлением в интересах Зайцевой Н.С. прокурором не пропущен, так как ДД.ММ.ГГГГ прокурором подавалось данное исковое заявление в районный суд. Заявление было оставлено судьей районного суда без движения для исправления его недостатков, после чего было возвращено прокурору. На определение судьи прокурором подавалось представление в Томский областной суд, однако впоследствии оно было отозвано. Поскольку истица Зайцева Н.С. работала по договору возмездного оказания услуг до ДД.ММ.ГГГГ, а иск первоначально подавался прокурором ДД.ММ.ГГГГ, считает, прокурором не пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с данным исковым заявлением.

Истица Зайцева Н.С. суду пояснила, что работала <данные изъяты> в ООО «Самовар» вахтовым методом по договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ. Договор продлевался ежемесячно. В ДД.ММ.ГГГГ она заболела, в связи с чем, один месяц (январь) не работала. После чего два месяца, то есть до ДД.ММ.ГГГГ вылетала на вахты. ДД.ММ.ГГГГ - последний день ее работы.

В ДД.ММ.ГГГГ она находилась на лечении в стационаре МУЗ «<адрес> ЦРБ», а затем - в стационаре <адрес> ОКБ, где ей ДД.ММ.ГГГГ была сделана операция. После операции она плохо себя чувствовала, с трудом передвигалась, регулярно проходит курсы лечения до настоящего времени.

Она юридически неграмотна, в связи с чем, самостоятельно написать заявление в суд не могла. У нее отсутствовали доходы, поэтому она не стала обращаться за помощью к адвокату.

Знакомая женщина ей посоветовала написать заявление в прокуратуру, рассказав, что у ее мужа была такая же ситуация, и прокурор в его интересах обращался с иском в суд.

Через некоторое время после разговора с знакомой женщиной, ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась в прокуратуру <адрес> с заявлением о проведении проверки законности действий ООО «Самовар», просила прокурора защитить ее права. ДД.ММ.ГГГГ в здании прокуратуры она дала объяснение, позже еще три раза приходила в прокуратуру, приносила по просьбе помощника прокурора документы, необходимые для составления и подачи искового заявления в суд.

Пока она работала по договору возмездного оказания услуг, она не задумывалась об правовых отношениях между ней и ответчиком. Когда закончился срок очередного последнего дополнительного соглашения к договору, а она по состоянию здоровья не могла продолжать работать, дни нетрудоспособности ей не оплачивались, она стала подозревать, что ООО «Самовар» нарушил ее права. Однако, точно о нарушении своих трудовых прав она узнала только ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре.

Считает, что срок обращения в суд пропущен ею по уважительной причине, просит его восстановить, исковые требования прокурора удовлетворить.

В судебное заседание ответчик ООО «Самовар» своего представителя не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело без ответчика.

Ответчик ООО «Самовар» направил в суд письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что с иском прокурора не согласен, указав так же на то, что Зайцевой Н.С. пропущен срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 392 ТК РФ, так как ее отношения с ООО «Самовар» прекратились ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно трехмесячный срок истек ДД.ММ.ГГГГ. То, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором уже подавалось исковое заявление, которое судом не было принято к рассмотрению, не может являться уважительной причиной для восстановления срока для работника. Считает, что срок для обращения в суд прокурору восстановлен быть не может, так как лицом, пропустившим срок, является сам работник. Только он имеет право обратиться в суд с ходатайством о восстановлении срока и указать причины уважительности пропуска им, работником, срока обращения в суд (следует из буквального текста ст. 392 ТК РФ). Просит отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.

Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковое требование прокурора в интересах Зайцевой Н.С. не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с положениями абз. 3 ч. 4 ст. 198 ГПК РФ суд в мотивировочной части решения указывает только на установление обстоятельств признания причин пропуска срока обращения в суд за разрешение индивидуального трудового спора неуважительными.

Согласно договора возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к договору от ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Н.С. оказывала ООО «Самовар» услуги: приготовление холодных блюд и закусок, кондитерских изделий (выпекание хлеба) массового справа. Первичная обработка сырья. Проведение тепловой обработки, доведение до готовности кулинарных изделий. Порционирование блюд. Санитарная обработка столовой, мытье кухонной и столовой посуды. Проверка исправности весов. Обслуживание посетителей (предложение и показ товаров, расчет с покупателями, выдача продуктов). Прием и передача кухонного инвентаря, столовой посуды, с составлением акта передачи в двух экземплярах (л.д. <данные изъяты>).

Поскольку прокурором заявлены требования о признании отношении между Зайцевой Н.С. и ООО «Самовар» по договору возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ трудовыми, при разрешении вопроса о сроке обращения в суд за разрешением данного индивидуального спора суд исходит из требований Трудового кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешение индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Отношения сторон прекращены согласно пояснениям истицы Зайцевой Н.С. ДД.ММ.ГГГГ, согласно дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ срок окончания договора - ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, в силу положений ст. 14 ТК РФ, с ДД.ММ.ГГГГ необходимо исчислять срок в течении которого работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Исковое заявление в интересах Зайцевой Н.С. подавно прокурором в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. <данные изъяты>).

То есть, по истечении трех месяцев, указанных в ч. 1 ст. 392 ТК РФ

Прокурор полагает, что им не нарушен указанный процессуальный срок. Доказательств уважительности причин пропуска срока не представляет и на уважительность причин пропуска срока на обращение в суд не ссылается. Указывает на то, что хотя ранее поданное заявление в интересах Зайцевой Н.С. (ДД.ММ.ГГГГ – л.д. <данные изъяты>) было возвращено прокурору, оно было подано до окончания трехмесячного срока, указанного в ч. 1 ст. 392 ТК РФ. Суд находит, что поскольку ранее поданное исковое заявление не было принято судом к производству, прокурором при подаче данного искового заявления был пропущен срок для обращения в суд.

В силу ч. 3 ст. 392 ТК РФ при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой и второй настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.

Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении суда Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» от 17.03.2004 № 2 в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи). Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

В определении Конституционного Суда РФ от 15.11.2007 № 728-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Додышева Владимира Григорьевича на нарушение его конституционных прав частями первой и третьей статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации» указано, что предусмотренный ст. 392 ТК РФ трехмесячный срок является более коротким по сравнению с общим сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством Российской Федерации. Такой срок, выступая в качестве одного из необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, не может быть признан неразумным и несоразмерным, поскольку направлен на быстрое и эффективное восстановление нарушенных прав работника, включая право на своевременную оплату труда, и является достаточным для обращения в суд. Своевременность обращения в суд зависит от волеизъявления работника, а срок, пропущенный по уважительным причинам, подлежит восстановлению судом.

Из медицинской карты амбулаторного больного Зайцевой Н.С. следует, что ДД.ММ.ГГГГ она обращалась на прием к врачу хирургу с жалобами на боли в спине, была направлена на консультацию к врачу неврологу, к которому она обратилась ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ, была госпитализирована в МУЗ «<данные изъяты>», где до ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение в стационаре. ДД.ММ.ГГГГ истица обращалась в поликлинику к разным специалистам-врачам. ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Н.С. обращалась в поликлинику с жалобами на боль в поясничной области. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение в стационаре. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ лечилась в <адрес> ОКБ, где ДД.ММ.ГГГГ ей была проведена операция. Выписалась из стационара в удовлетворительном состоянии. Направлена на врачебную комиссию для выдачи справки на легкий труд до 1 года. Врачебной комиссией в выдачи справки на легкий труд отказано. ДД.ММ.ГГГГ Зайцева Н.С. направлялась на госпитализацию, от госпитализации отказалась, лечилась в дневном стационаре. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила лечение в стационаре МУЗ «<данные изъяты>». После выписки из стационара периодически один раз в месяц-два месяца посещает поликлинику (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. <данные изъяты>).

Согласно выписки из истории болезни истица Зайцева Н.С. находилась в нейрохирургическом отделении <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ей проведена операция. Выписана в удовлетворительном состоянии на амбулаторное лечение по месту жительства (л.д. <данные изъяты>).

Из пояснений истицы и ее медицинских документов судом установлено, что, болезнь истицы, несмотря на ее тяжесть, начиная со дня выписки Зайцевой из стационара <адрес> не препятствовала ей своевременно обратиться с иском в суд, так как истица была выписана из <адрес> в удовлетворительном состоянии, после выписки длительное время продолжала лечиться амбулаторно, то есть самостоятельно посещала больницу, отказалась от госпитализации, врачебной комиссией ей было отказано в выдаче справки на легкий труд. Кроме того, во время лечения Зайцева Н.С. неоднократно посещала прокуратуру района, следовательно, имела физическую возможность обратиться в суд с исковым заявлением.

Довод истицы Зайцевой Н.С. о том, что срок, предусмотренный ч. 1 ст. 392 ТК РФ для нее начинает исчисляться с ДД.ММ.ГГГГ (со дня первого посещения прокуратуры) несостоятелен, поскольку она пояснила суду, что о характере правоотношений между ней и ООО «Самовар» узнала до указанной даты. Кроме того, согласно положениям вышеназванной статьи Трудового кодекса РФ срок для обращения в суд за защитой своего трудового права начинает исчисляться не только со дня, когда работник узнал, но и со дня, когда он должен был узнать о нарушении своего права.

Отсутствие юридических знаний, суд не считает уважительной причиной пропуска истицей срока на обращение с иском в суд. Так же, как и отсутствие денежных средств для обращения за помощью к адвокату, поскольку истица к адвокату не обращалась.

Таким образом, суд не установил обстоятельств, препятствующих Зайцевой Н.С. самостоятельно обратиться в суд с данным исковым заявлением в установленный законом срок.

Зайцева Н.С. по собственному усмотрению выбрала способ защиты своего нарушенного права - через органы прокуратуры. Поэтому, пропуск прокурором срока, предусмотрено ч. 1 ст. 392 ТК РФ не может являться основанием для восстановления истице пропущенного процессуального срока.

Учитывая, что срок для обращения в суд за разрешение индивидуального трудового спора пропущен прокурором и пропущен истицей Зайцевой Н.Т. по неуважительным причинам, исковые требования прокурора в интересах Зайцевой Н.С. не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Зайцевой Натальи Сергеевны к ООО «Самовар» о признании отношений трудовыми, взыскании компенсации за неиспользованный отпуск отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти дней со дня составления полного текста решения путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд.

Судья