Именем Российской Федерации 13 января 2012 года с. Каргасок Томской области Каргасокский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Прилуцкой И.О., с участием помощника прокурора Каргасокского района Томской области Жеравина А.С., представителя ответчика Маркиной Н.К., при секретаре Соколовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в районный суд с иском к ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» о понуждении к совершению действий, указывая на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых норм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Указанное требование закона конкретизируется в п. 3.9. СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. В нарушение требований указанного закона вход в здание ОГУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района», находящегося в <адрес>, не оборудован в соответствии с перечисленными нормами с учетом требований доступности для инвалидов. Факт неисполнения требований законодательства был установлен ДД.ММ.ГГГГ в результате проведенной прокуратурой района проверки. Здание ОГУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» находится в собственности <адрес> и на основании распоряжения Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № закреплено за ответчиком на праве оперативного управления. В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Таким образом, оборудовать вход в здание ОГУ «Центр социальной поддержки населения <адрес>» пандусом и порунями (перилами) для беспрепятственного доступа в здание должна быть возложена на указное учреждение. Отсутствие пандуса на входе в здание ОГУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» нарушает права неограниченного круга инвалидов на беспрепятственный доступ в данное здание. Просит суд обязать ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в здание ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района», находящегося в <адрес>, пандусом и поручнями (перилами) для беспрепятственного доступа в данное здание, а так же взыскать с ответчика государственную пошлину в установленном размере. В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Жеравин А.С. поддержал заявленные исковые требования, указав на основания, изложенные в иске. Представитель ответчика Маркина Н.К. исковые требования не признала, пояснив, что в ДД.ММ.ГГГГ Департамент по управлению государственной собственностью <адрес> планировал оборудовать вход в здание Центра социальной защиты Каргасокского района пандусом. Была составлена смета на сумму около <данные изъяты>. Денежных средств на постройку пандуса не оказалось. По согласованию с Томским региональным отделением общественной организации инвалидов на входе в здание была установлена кнопка вызова и табличка с пиктограммой «Инвалид». Третье лицо Департамент по управлению государственной собственностью Томской области в судебное заседания не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, направив в суд отзыв, в котором указал следующее. Здание, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности <адрес> на основании договора купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ. Оперативное управление закреплено за ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» распоряжением Администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества. На основании изложенного, обязанность по оборудованию входа в здание, расположенное по адресу: <адрес>, пандусом и поручнями (перилами) лежит на ОГБУ «Центр социальной поддержки население Каргасокского района». Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» от 10.09.2003 № 109-ОЗ в Томской области обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры признается приоритетным направлением социальной защиты инвалидов. На основании п. 4 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.2 вышеназванного Закона Томской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, относятся: объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах надземных и подземных переходов, улиц и дорог, остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. В п.п. 3.13, 3.14 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 указано, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу… Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Согласно Уставу ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных действующим законодательством полномочий Томской области в сфере социальной защиты населения. Целями организации, для которых создано Учреждение, являются обеспечение реализации прав отдельных категорий граждан на получение мер социальной поддержки, социальной помощи, социального обслуживания на дому (п.п. 2.1, 2.2) (л.д. <данные изъяты>). Таким образом, ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» относится объектам социальной инфраструктуры, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Из акта проверки соблюдения требований об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником прокурора Каргасокского района проверено соответствие входа в здание ОГУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» требованиям п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73. В ходе проверки установлено, что вход в указанное здание не оборудован в соответствии с п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с учетом требований доступности для инвалидов (л.д. <данные изъяты>). Из фотографий входа в здание ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» видно, что пандус и поручни на наружной лестнице при входе в здание отсутствуют (л.д. <данные изъяты>). Из вышеизложенного следует, что нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности. Согласно свидетельства о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ объект незавершенного строительства – нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности <адрес> (л.д. <данные изъяты>). В соответствии с распоряжением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № за областным государственным учреждением «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» закреплено недвижимое имущество – объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: <адрес> на праве оперативного управления (л.д. <данные изъяты>). ДД.ММ.ГГГГ по акту приема-передачи объект незавершенного строительства – здание, расположенное в <адрес>, передано ОГУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» (л.д. <данные изъяты>). Выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует о том, что нежилое здание, расположенное в <адрес>, находящееся в собственности <адрес> передано на праве оперативного управления ОГУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» (л.д. <данные изъяты>). На основании ч. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Таким образом, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа в здание ОГБУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» лежит на ответчике. Согласно ч. 5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ, ч. 3 ст. 16 Закона Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» от 10.09.2003 № 109-ОЗ в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, Таким образом, законодательство только в случае отсутствия технической возможности оборудовать вход в здание социальной инфраструктуры пандусом и поручнями, допускает принятие иных мер, обеспечивающих удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Доказательств того, что данный объект невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов обустройством пандуса и поручней, в связи с чем, на входе в здание была установлена кнопка вызова, представителем ответчика суду не представлено. Более того, согласно ответу муниципального архитектора МУ «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ оборудование пандусом входа в здание, занимаемое Центром поддержки населения, возможно. Для этого необходимо открыть доступ к основному крыльцу, отделенному сейчас от улицы забором, и использовать для размещения пандуса прилегающую к данному крыльцу площадку, благоустроив ее соответствующим образом (л.д. <данные изъяты>). Так же, из плана мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам, подведомственным Департаменту социальной защиты населения <адрес> следует, что беспрепятственный доступ в здание ОГУ «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» возможно обеспечить пандусом (л.д. <данные изъяты>). На основании вышеизложенного, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы… На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ч. 2 ст. 61.1 БК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет муниципального района. В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а так же мировыми судьями освобождаются: прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемых в судах общей юрисдикции, мировыми судьями государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а так же искового заявления неимущественного характера: для организаций - <данные изъяты>. В связи с полным удовлетворением иска, в соответствие вышеизложенными положениями закона, с ответчика в доход <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты>. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск прокурора Каргасокского района в интересах неопределенного круга лиц к областному государственному бюджетному учреждению «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать областное государственное бюджетное учреждение «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района», находящееся по адресу: <адрес>, оборудовать вход в здание пандусом и поручнями (перилами) в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с областного государственного бюджетного учреждения «Центр социальной поддержки населения Каргасокского района» государственную пошлину в доход Каргасокского района Томской области в сумме <данные изъяты>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд. Судья