Именем Российской Федерации 02 февраля 2012 года с. Каргасок Томской области Каргасокский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Прилуцкой И.О., с участием помощника прокурора Каргасокского района Томской области Жеравина А.С., представителя ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» Гришаевой М.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» Серякова В.В., действующего на основании доверенности, представителя ответчика МО «Каргасокский район» Агеева А.Б., действующего на основании доверенности, при секретаре Соколовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», муниципальному учреждению «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района», муниципальному образованию «Каргасокский район» в лице Администрации Каргасокского района Томской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области обратился в Каргасокский районный суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» о понуждении к совершению действий, указывая на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых норм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В нарушение требований указанного закона вход в здание, в котором расположены ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» в <адрес>, не оборудован в соответствии с перечисленными нормами с учетом требований доступности для инвалидов. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности. Расположенные в указанном здании нежилые помещения № общей площадью <данные изъяты>. закреплены за Управлением образования, опеки и попечительства Каргасокского района на праве оперативного управления. Нежилые помещения № общей площадью <данные изъяты> переданы в аренду Управлению Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе. Просил суд обязать ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать вход в нежилое здание, расположенное в <адрес>, пандусом и поручнями (перилами) для беспрепятственного доступа в данное здание, а так же взыскать с ответчиков государственную пошлину в установленном размере. В ходе рассмотрения иска прокурора в интересах неопределенного круга лиц в качестве соответчика к делу было привлечено МО «Каргасокский район» в лице Администрации Каргасокского района Томской области. Поддержав заявленные исковые требования в части устранения нарушения прав инвалидов на беспрепятственных вход в помещения, занимаемые ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района», и, уточнив исковые требования, помощник прокурора Каргасокского района Жеравин А.С. просит обязать оборудовать вход в указанные помещения, расположенные в здании в <адрес>, пандусом и поручнями Администрацию Каргасокского района, указав на то, что данное нежилое здание находится в собственности МО «Каргасокский район», поэтому обязанность обеспечить беспрепятственный доступ в данное здание инвалидов лежит на Администрации Каргасокского района, как собственнике здания. Представитель ответчика ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» Гришаева М.В. исковые требования не признала, пояснив, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности ответчику МО «<адрес>». Часть помещений общей площадью <данные изъяты> сдана в аренду ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе». Согласно п. 3.2 договора аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ арендатор обязан проводить неотделимые улучшения, в том числе капитальный ремонт арендуемого имущества, только с письменного разрешения арендодателя. В ДД.ММ.ГГГГ арендодателем был произведен капитальный ремонт крыльца здания. Однако, пандус и перила не были установлены. К вопросами местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы местного управления создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, а государственные и муниципальные расходы для создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры осуществляются в пределах ассигнований ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Установка пандуса и поручней должна быть произведена силами и за счет средств собственника здания – МО «<адрес>». Просит в заявленных исковых требованиях к ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» отказать. Представитель ответчика МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» Серяков В.В. исковые требования не признал, пояснив, что за учреждением на праве оперативного управления закреплена часть помещений здания, являющегося муниципальным имуществом МО «<адрес>», общей площадью <данные изъяты> по договору от ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что поскольку собственником имущества является МО «<адрес>», на нем и лежит обязанность по обустройству входа в учреждение пандусом и поручнями. Просит в исковых требованиях прокурора Каргасокского района к МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» отказать. Представитель ответчика МО «Каргасокский район» Агеев А.Б. исковые требования не признал, пояснив, что здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности Каргасокскому району. Помещения, расположенные в здании на основании различных договоров сдаются четырем организациям социальной инфраструктуры. Здание имеет два входа. В одной части здания, имеющего один вход, расположены ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района». ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе» пользуется помещениями на основании договора аренды муниципального имущества. Согласно условиям договора аренды, производить неотделимые улучшения арендатор обязан только с разрешения арендодателя. Даст ли Администрация Каргасокского района согласие на установку пандуса и поручней у входа в здание, он сказать не готов. МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» пользуется помещениями в указанном здании на основании договора оперативного управления муниципального имущества. Право оперативного управления в регистрирующем органе не зарегистрировано. Однако, поскольку и тот и другой ответчик являются организациям социальной инфраструктуры, они и должны установить пандус и поручни на входе в здание. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» от 10.09.2003 № 109-ОЗ в Томской области обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры признается приоритетным направлением социальной защиты инвалидов. На основании п. 4 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.2 вышеназванного Закона Томской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, относятся: объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах надземных и подземных переходов, улиц и дорог, остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. В п.п. 3.13, 3.14 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 указано, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу… Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Из акта проверки исполнения законодательства об охране прав инвалидов при обеспечении беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником прокурора Каргасокского района проверено соответствие входа в здание, в котором расположены ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» в <адрес>, требованиям п. 3.9 СНиП 35-01-001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73. В результате проверки установлено, что вход в указанное здание не оборудован в соответствии с п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с учетом требований доступности для инвалидов, а именно крыльцо здания имеет ступени, но не имеет пандуса. (л.д. <данные изъяты>). Из фотографии входа в помещения ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» видно, что пандус и поручни на наружной лестнице при входе отсутствуют (л.д. <данные изъяты>). ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» являются организациями социальной инфраструктуры, подлежащими оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Из вышеизложенного следует, что нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности. В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ правообладателем административного нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес> является МО «<адрес>» (л.д. <данные изъяты>). Сообщение Главы <адрес> района подтверждает, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности МО «<адрес>» (л.д. <данные изъяты>). На основании ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Согласно договора № аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к договору аренды муниципального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ, б/н от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, Муниципальное учреждение по имущественным и земельным отношениям Администрации <адрес> района предоставило ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» Томской области муниципальное имущество, находящееся в собственности МО «<адрес>»: помещения, расположенные по адресу: <адрес>. (л.д. <данные изъяты>). В подп. 6 п. 3.2 договора указано, что арендатор обязан производить неотделимые улучшения, в том числе капитальный ремонт арендуемого имущества только с письменного разрешения арендодателя (л.д. <данные изъяты>). Таким образом, в силу вышеназванных положений закона и подп. 6 п. 3.2 договора аренды арендатор ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Каргасокском районе» не вправе производить какие-либо капитальные переустройства без предварительного разрешения собственника. В судебном заседании из пояснений представителя Администрации Каргасокского района следует, что разрешение собственника здания на проведение неотделимых улучшений в виде пандуса и поручней на день рассмотрения иска в суде не получено. В силу ч.ч. 1- 3 ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Согласно ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. На основании абз. 5 ч. 1 ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются: право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296). Согласно п. 6.1 Устава Управления образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» функционирование Управления обеспечивается имуществом, закрепленным за ним соответствующим органом по управлению имуществом муниципального образования «<адрес>» на праве оперативного управления (л.д. <данные изъяты>). Из п.п. 1, 2 договора о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между муниципальным учреждением по имущественным и земельным отношениям Администрации <адрес> и МУ «Управление образования, опеки и попечительства МО «Каргасокский район» следует, что Администрация закрепляет за Учреждением на праве оперативного управления движимое и недвижимое имущество, являющееся собственностью муниципального образования «<адрес>». В п. 3 договора указано, что Учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствие с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Согласно подп. 1 п. 4 договора Учреждение обязано: обеспечить сохранность имущества, нормальные условия его эксплуатации, капитальный и текущий ремонт имущества. (л.д. <данные изъяты>). Согласно акта приема-передачи (Приложение к вышеназванному договору) Администрация Каргасокского района передала ответчику нежилые помещения по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>). Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по иску прокурора Каргасокского района в интересах неопределенного круга лиц является МО «Каргасокский район», которое в силу положений ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему на праве собственности административного нежилого здания, в том числе, обязано провести капитальное переустройство крыльца в помещения, занимаемые ГУ «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе» и МУ «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района», оборудовав вход пандусом и поручнями. Соглашаясь с требованиями прокурора к Администрации Каргасокского района, суд учитывает так же то обстоятельство, что МО «Каргасокский район», как собственник указанного нежилого административного здания, предоставляет помещения в здании на любых законных правах в пользование только учреждениям социальной инфраструктуры. Принимая решение, суд учитывает сообщение архитектора МУ «<адрес> сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому входные узлы кирпичного двухэтажного административного здания № по <адрес> в <адрес>, могут быть реконструированы для обеспечения доступа в помещения первого этажа граждан, вынужденных передвигаться на инвалидных колясках. Для этого необходимо оборудовать пандусы и привести габариты дверных проемов в соответствие с нормативными требованиями. Сообщение архитектора свидетельствует о том, что имеется техническая возможность выполнения заявленных прокурором требований (л.д. <данные изъяты>). Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Каргасокского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Каргасокский район» в лице Администрации Каргасокского района оборудовать вход в помещения, занимаемые государственным учреждением «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», муниципальным учреждением «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» в здании, находящемся по адресу: <адрес>, пандусом и поручнями (перилами) в срок до ДД.ММ.ГГГГ. В исковых требованиях к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе», муниципальному учреждению «Управление образования, опеки и попечительства Каргасокского района» о понуждении к совершению действий отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд. Судья