№2-305/2011 О признании незаконными действия государственного инспектора.



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 июня 2011г. с. Каргасок, Томской области

Каргасокский районный суд Томской области в составе

председательствующего судьи Серяковой Н.В.,

при секретаре Майбах О.А.,

с участием представителя заявителя Христосенко Н.П.,

государственного инспектора РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД Леонтьева Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Христосенко Николая Петровича о признании незаконными действий государственного инспектора РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД,

УСТАНОВИЛ:

Христосенко Н.П. обратился в суд с заявлением на действия государственного инспектора РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД, указывая на то, что инспектор РЭГ ОГИБДД снял по ошибке принадлежащий ему автомобиль марки <данные изъяты>, зеленого цвета, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, двигатель , кузов , с регистрационного учета в связи с утилизацией (выбраковкой). Данный автомобиль находится в технически исправном состоянии, и в связи со сложным материальным положением он собирался его продать, а не утилизировать. Просит признать действия инспектора РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД по снятию автомобиля с регистрационного учета в связи с утилизацией незаконными; обязать РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД восстановить на регистрационный учет транспортное средство марки <данные изъяты>, зеленого цвета, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, двигатель , кузов .

Заявитель Христосенко Н.П. в судебном заседании доводы, изложенные в заявлении поддержал. Дополнительно пояснил, что в начале ДД.ММ.ГГГГ он привез из <адрес> свой автомобиль <данные изъяты> для продажи. По совету он обратился в страховую компанию «<данные изъяты>», где ему оформили документы для снятия машины с учета. Документы он не проверял, а пошел сразу же в РЭГ, отдал документы, в том числе и ПТС. Свидетельство о регистрации он утерял, поэтому написал еще и заявление на имя начальника РОВД об утере. Документы у него забрали и отпустили. Он нашел покупателя, пришел оформлять договор купли-продажи, а оказалось что документы на машину оформлены по утилизации. Автомобиль находится в технически исправном состоянии, необходимо только отрегулировать тормоза.

Инспектор РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД Леонтьев Е.М. пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Христосенко Н.П. обратился с заявлением о снятии автомобиля с регистрационного учета в связи с выбраковкой. В соответствии с п. 13 «Правил регистрации транспортных средств» транспортное средство, принадлежащее заявителю было снято с учета в связи с утилизацией. Христосенко обращался в страховую компанию для оформления документов, эту услугу ему оказали. Если человек хочет продать автомобиль, то он так и говорит. Автомобиль подлежит осмотру и сверке только при продаже. При утилизации автомобиль не осматривается. Позже выяснилось, что Христосенко ошибся, но самостоятельно восстановить регистрацию автомобиля он не имеет права. Считает свои действия правомерными и законными, т.к. действовал исходя из содержания заявления.

Выслушав участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Согласно пункта 3 Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, следует относить лиц, постоянно, временно, в том числе по специальному полномочию, выступающих от имени федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций, не находящихся в служебной зависимости от этих лиц.

Кроме того, согласно п. 25 указанного выше Пленума при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

В соответствии с п. 19 ст. 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. N №3-ФЗ "О полиции" на полицию возложено осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также обязанность регистрировать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства и прицепы к ним.

В соответствии с п. 2 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 20.01.2011) "О порядке регистрации транспортных средств" Госавтоинспекция в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет комплекс мероприятий, связанных с обеспечением допуска транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации и за ее пределами. Регистрация транспортных средств осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, на которые возложена данная функция, в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, борьбы с преступлениями и другими правонарушениями, связанными с использованием транспортных средств, исполнения законодательства о военно-транспортной обязанности и налогового законодательства.

Согласно п. 13, п. 43 указанных выше Правил не производится восстановление регистрации транспортных средств, снятых с учета на основании соответствующих документов в связи с утилизацией (списанием). При снятии с регистрационного учета транспортных средств в случаях их утилизации регистрационные документы, регистрационные знаки и паспорта транспортных средств сдаются в регистрационное подразделение.

В соответствии с п. 16 «Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним», утвержденного Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 20.01.2011) "О порядке регистрации транспортных средств" для совершения регистрационных действий собственники или владельцы транспортных средств представляют: заявление; документ, удостоверяющий личность гражданина, обратившегося за совершением регистрационных действий; документ об уплате государственной пошлины; регистрационный документ и (или) паспорт транспортного средства, если он выдавался; транспортное средство. Транспортное средство не представляется при снятии с учета в связи с его утилизацией или утратой.

В судебном заседании установлено:

ДД.ММ.ГГГГ Христосенко Н.П. обратился с заявлением в РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД, в котором просит снять с учета транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, цвет зеленый, кузов , двигатель в связи с выбраковкой (л.д. ).

Паспорт транспортного средства свидетельствует, что автомобиль марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, цвет зеленый, кузов , двигатель принадлежал на праве собственности Христосенко Николаю Петровичу, проживающему в <адрес> (л.д. ).

Из представленных фотографий (л.д. <данные изъяты>) и пояснений свидетеля Христосенко В.Н. следует, что снятый с учета автомобиль DAEWOONEXIA, зеленого цвета находится в технически исправном состоянии, может эксплуатироваться и готовился к продаже. Не доверять показаниям свидетеля у суда оснований не имеется.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что государственный инспектор РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД произвел регистрационные действия в соответствии с требованиями нормативных документов, поскольку представление автомобиля для осмотра при его выбраковке не предусмотрено.

Однако в судебном заседании также установлено, что заявитель ФИО1 фактически не собирался утилизировать автомобиль марки <данные изъяты>, год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, цвет зеленый, кузов , двигатель , а хотел продать его в связи с возникшими материальными трудностями. Автомобиль находится в технически исправном состоянии.

Пункт 51 "Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утвержденных Приказом МВД РФ от 24.11.2008 N 1001 (ред. от 20.01.2011) "О порядке регистрации транспортных средств" предусмотривает, что при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.

Руководствуясь ст. 264-268 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Христосенко Николая Петровича о признании незаконными действий государственного инспектора РЭГ ОГИБДД Каргасокского РОВД по снятию транспортного средства – автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, цвет зеленый, кузов , двигатель с целью его утилизации отказать.

Восстановить регистрацию выбракованного транспортного средства - автомобиля марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , год выпуска ДД.ММ.ГГГГ, цвет зеленый, кузов , двигатель , принадлежащего на праве собственности Христосенко Николаю Петровичу, родившемуся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Каргасокского района Томской области.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья