Дело № 2-227/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 26 июня 2012 года Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Фокина Р.А., при секретаре Майбах О.А., с участием представителя истца помощника прокурора Голещихина В.С., рассмотрев в с. Каргасок Томской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах Прудникова Максима Павловича к муниципальному образованию «Нововасюганское сельское поселение» о предоставлении жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области в интересах Прудникова М.П. обратился в Каргасокский районный суд Томской области с исковым заявлением к Муниципальное образование (МО) «Нововасюганское сельское поселение» о предоставлении Прудникову М.П. вне очереди жилого помещения по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 квадратных метров общей пощади, и пригодное для постоянного проживания (отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Прокурор, ссылаясь на ст. 1, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 3, ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей. оставшихся без попечения родителей, в Томской области», ст. 15, ст. 50, ст. 57 Жилищного кодекса РФ в обоснование иска указывает, что Прудников Максим Павлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения остался без попечения родителей с 2001 года, т.е. до достижения 18-летнего возраста. Так, отец Прудникова М.П. умер в 1998 году, а мать лишена родительских прав в 2001 году. 30.06.2007 Прудников М.П. окончил Профессиональное училище № в <адрес>. Таким образом, Прудников М.П. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поэтому имеет право на предоставление Администрацией Нововасюганского сельского поселения по договору социального найма вне очереди жилого помещения в с. Новый Васюган, Каргасокского района, Томской области в соответствии с нормами предоставления, утвержденными Решением Совета Нововасюганского сельского поселения от 24.06.2008 № 42 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения». Основанием для обращения прокурора в суд в интересах Прудникова М.П., является поступившее в прокуратуру района его заявление с просьбой защитить его права на получение жилого помещения муниципального жилого фонда. В этой связи прокурор просит удовлетворить заявленные исковые требования. В судебном заседании помощник Каргасокского районного прокурора Голещихин В.С. исковые требования поддержал по изложенным в иске основаниям. Истец Прудников М.П. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования прокурора поддерживает. Представитель Администрации Нововасюганского сельского поселения в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению. Конституция РФ, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3). Соответственно, исходя из положений Конституции РФ, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации. Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27). Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция РФ вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства. В п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в качестве основания для внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, - по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - предусматривалось отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. Таким образом, до введения в действие Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ единственным основанием для внеочередного предоставления жилых помещений указанным лицам являлось отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо в социальном найме, а также на праве члена семьи собственника или нанимателя. Жилищный кодекс РФ, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди. Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Суд учитывает, что согласно п.2.2. определения Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации", закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование не может рассматриваться как ограничивающее права детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, поскольку в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" оно направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). В силу ч.ч. 2,3 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 N 28-ОЗ "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" (Принят решением Государственной Думы Томской области от 05.08.1999 N 329), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями. Жилые помещения указанным в пункте 2 настоящей статьи категориям лиц предоставляются не ниже нормы предоставления, установленной органом местного самоуправления. Судом установлено, что Прокуратурой Каргасокского района Томской области проведена проверка по заявлению Прудникова М.П., в ходе которой выявлено, что Прудников М.П. с 01.04.2010 на основании Распоряжения Главы Нововасюганского сельского поселения № 37 состоит на учете в администрации Нововасюганского сельского поселения в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 23.04.2012 общая очередь Прудникова М.П. с правом внеочередного предоставления жилья №. Прудников М.П. также не является нанимателем либо собственником жилых помещений на территории МО «Каргасокский район». Истец состоит на регистрационном учете по <адрес>, проживает по адресу: <адрес> Из свидетельства о рождении Прудникова М.П. следует, что он родился ДД.ММ.ГГГГ в с<данные изъяты>. Отец – П.П.В., мать – П.Л.А. П.П.В. умер ДД.ММ.ГГГГ. Решением Каргасокского районного суда Томской области от 2001 года мать истца – П.Л.А лишена родительских прав. Таким образом, при рассмотрении данного дела судом достоверно установлено, что Прудников М.П., родившийся 29.01.1988, является лицом, имеющим статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, мать лишена родительских прав, а отец в свидетельстве о рождении истца, записан со слов матери. Истец в несовершеннолетнем возрасте находился под опекой бабушки П.Л.Н.. По достижению 18-летнего возраста правомерно поставлен на учет в Администрации Нововасюганского сельского поселения в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку «дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей», однако должен был быть включен в списки лиц, нуждающихся в предоставлении жилой площади по договору социального найма вне очереди. До настоящего времени закрепленного жилого помещения не имеет, жилых помещений на праве собственности также не имеет. При таких обстоятельствах требования прокурора Каргасокского района о возложении обязанности на МО «Нововасюганское сельское поселение» по предоставлению Прудникову М.П. во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Каргасокского района Томской области удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Нововасюганское сельское поселение» в лице Администрации Нововасюганского сельского поселения предоставить Прудникову Максиму Павловичу вне очереди жилое помещение по договору социального найма, находящееся на территории с. Новый Васюган, Каргасокского района Томской области, отвечающее установленным требованиям благоустройства, в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17 кв. м. общей площади. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Каргасокский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения. Судья