Именем Российской Федерации 04 июля 2012 года с. Каргасок Томской области Каргасокский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Прилуцкой И.О., с участием истца помощника прокурора Каргасокского района Томской области Голещихина В.С., представителя ответчика МО «Каргасокский район» Тимохина В.В., действующего на основании доверенности, при секретаре Соколовой Т.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании по иску прокурора Каргасокского района Томской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Каргасокского района Томской области о понуждении к совершению действий, УСТАНОВИЛ: Прокурор Каргасокского района Томской области обратился в Каргасокский районный суд с иском к Администрации Каргасокского района Томской области о понуждении к совершению действий, указывая (с учетом уточненных исковых требований) на то, что в соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» организации независимо от организационно-правовых норм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В нарушение требований указанного закона вход в здание, в котором расположены Дополнительный офис № Филиала Газпромбанка в <адрес> и Парабельский отдел Управления Росреестра по <адрес>, находящееся в <адрес>, не оборудован в соответствии с перечисленными нормами с учетом требований доступности для инвалидов. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки проведенной прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности. Нежилое здание, в котором расположены указанные учреждения, находится в собственности МО «<адрес>». Помещения, в которых расположены Дополнительный офис № Филиала Газпромбанка в <адрес> и Парабельский отдел Управления Росреестра по <адрес>, находящиеся в <адрес>, переданы указанным учреждениям по договорам аренды, заключенным с Администрацией Каргасокского района. Просил суд обязать Администрацию Каргасокского района в срок не позднее двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать вход в нежилое здание, расположенное в <адрес>, ведущий в помещения Филиала Газпромбанка в <адрес> и Управления Росреестра по <адрес>, пандусом и поручнями (перилами) для беспрепятственного доступа в данное здание. В ходе рассмотрения иска прокурора в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Газпромбанк (ОАО) и Парабельский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области. В судебном заседании помощник прокурора Каргасокского района Голещихин В.С. поддержал заявленные требования, в их обоснование привел доводы, изложенные в исковом заявлении. Представитель ответчика Тимохин В.В. исковые требования не признал, указав, что истцом не приведены правовые основания возложения на Администрацию Каргасокского района обязанности оборудовать пандусом и поручнями вход в помещения, занимаемые Газпромбанком и Управлением Росреестра. Пояснил, что помещениями, расположенными в здании по <адрес>, на основании различных договоров пользуются четыре организации социальной инфраструктуры. В здание имеется два входа с разных сторон. В одной части здания, имеющего один вход, находятся помещения, которые занимают Управление образования, опеки и попечительства и Управление Пенсионного фонда, с другой стороны здания, имеющего другой вход – «Газпромбанк» и Управление Росреестра. «Газпромбанк» и Управление Росреестра занимают помещения на основании договоров аренды. Согласно условиям договора аренды, производить неотделимые улучшения арендаторы обязаны только с разрешения арендодателя. Даст ли Администрация Каргасокского района согласие на установку пандуса и поручней у входа в здание, он сказать не готов, но считает, что устанавливать пандус обязаны организации, которые эксплуатируют помещения. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебное заседание своих представителей не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие. Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителей третьих лиц. В прошлом судебном заседании представители третьих лиц Парабельского отдела Управления Росреестра по Томской области Дементьева ОА. и ОАО «Газпромбанк» Щедрин А.В., действующие на основании доверенностей, пояснили, что вход в помещения, занимаемые организациями, пандусом и поручнями не оборудован. Выслушав стороны, третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям)… Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов. Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» от 10.09.2003 № 109-ОЗ в Томской области обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры признается приоритетным направлением социальной защиты инвалидов. Социальная защита инвалидов в Томской области осуществляется исходя из адресного и рационального использования бюджетных средств, обеспечения равных возможностей и общедоступности мероприятий по социальной защите инвалидов. На основании п.п. 2, 5 ст. 16.1, п. 1 ст. 16.2 вышеназванного Закона Томской области к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и беспрепятственного доступа к ним инвалидов, относятся: административные здания и сооружения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения. Объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться следующими специальными приспособлениями и оборудованием: пандусами и поручнями или подъемными устройствами у лестниц при входах в здания и на лифтовых площадках, у тротуаров в местах надземных и подземных переходов, улиц и дорог, остановок общественного транспорта, на привокзальных площадях, платформах, остановках маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров. На основании положений ст. 16 Закона Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области» исполнительные органы государственной власти Томской области, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур… Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. В п. 2, 3 Определения Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы муниципального образования - городского округа «Город Зеленогорск» Красноярского края на нарушение конституционных прав и свобод положениями статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» указано, что согласно Конституции Российской Федерации, ее статье 7, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2). Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19)… Установив в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры… Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Применительно к зданиям и сооружениям, находящимся в муниципальной собственности, данная обязанность возлагается, если нормативно не установлено иное, на муниципальные образования в лице органов местного самоуправления… Финансирование деятельности органов местного самоуправления, иных уполномоченных субъектов, реализующих указанную публичную обязанность, осуществляется за счет средств местных бюджетов, однако в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов муниципальные образования вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации финансовой помощи целевого характера, а также привлекать средства из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации… В п.п. 3.13, 3.14 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утв. постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 указано, что в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТу… Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Из акта проверки исполнения законодательства об охране прав инвалидов при обеспечении беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры от ДД.ММ.ГГГГ следует, что помощником прокурора Каргасокского района проверено соответствие входа в нежилое здание, расположенное в <адрес>, ведущего в помещения, переданные в аренду Филиалу Газпромбанка в <адрес> и Управлению Росреестра по <адрес>, требованиям п. 3.9 СНиП 35-01-001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73. В результате проверки установлено, что вход в указанное здание не оборудован в соответствии с п. 3.9 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» с учетом требований доступности для инвалидов, а именно крыльцо здания имеет ступени, но не имеет пандуса и поручней (л.д. <данные изъяты>). Из фотографии входа в помещения Филиала Газпромбанка в <адрес> и Управления Росреестра по <адрес> видно, что пандус и поручни на наружной лестнице при входе отсутствуют (л.д. <данные изъяты>). Из вышеизложенного следует, что нарушаются права инвалидов на обеспечение для них условий для преодоления и компенсации ограничений жизнедеятельности. В силу ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Согласно Выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ правообладателю МО «<адрес>» принадлежат на праве собственности следующие объекты недвижимого имущества: нежилые помещения №, расположенные в <адрес>; административное нежилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом. № (л.д. <данные изъяты>). Сообщение Главы <адрес> района подтверждает, что нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве собственности МО «<адрес>» (л.д. <данные изъяты>). На основании ст. 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества. В соответствии с ч. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды. Согласно договору № на сдачу Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> в аренду зданий, объектов, сооружений и нежилых помещений, являющихся муниципальной собственностью от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес>, впоследствии Администрация Каргасокского района, предоставило КБ ГП «Газпромбанк» («Газромбанк» (Открытое акционерное общество)) помещение, расположенное по адресу: <адрес> для использования под офис. Общая площадь сдаваемых в аренду помещений <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>). В подп. 1.6 п. 1 договора указано, что неотделимые улучшения арендуемого имущества производятся Арендатором только с разрешения Арендодателя. Стоимость таких улучшений возмещению не подлежит. В подп. 2.2.3 п. 2.1 договора указано, что Арендатор не вправе производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемых помещений без письменного разрешения Арендодателя (л.д. <данные изъяты>). Согласно договору № на аренду объектов муниципального нежилого фонда, находящихся в собственности Каргасокского района от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительных соглашений к договору от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Каргасокского района предоставила Управлению Федеральной регистрационной службы по <адрес> (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>) в аренду нежилые помещения, находящиеся на первом этаже двухэтажного кирпичного здания, общей площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> под офис (л.д. <данные изъяты>). В подп. 2.3.5 договора указано, что Арендатор обязуется не производить никаких перепланировок и переоборудования арендуемых помещений, вызываемых потребностями Арендатора без письменного разрешения Арендодателя и Балансодержателя (л.д. <данные изъяты>). Таким образом, в силу вышеназванных положений закона и договоров аренды арендаторы «Газпромбанк» (ОАО) и Управление Росреестра, как пользователи помещений, принадлежащих на праве собственности ответчику, не вправе производить какие-либо перепланировки, переоборудования, переустройства, в том числе установку пандуса и поручней, без предварительного разрешения собственника. В судебном заседании из пояснений представителя Администрации Каргасокского района следует, что разрешение собственника здания на проведение неотделимых улучшений в виде пандуса и поручней на день рассмотрения иска в суде не получено. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что МО «<адрес>», в силу положений ст. 210 ГК РФ несет бремя содержания принадлежащего ему на праве собственности административного нежилого здания, в том числе, обязано провести реконструкцию крыльца, ведущего в помещения, занимаемые Филиалом Газпромбанка в <адрес> и Управлением Росреестра по <адрес>, оборудовав вход пандусом и поручнями. Соглашаясь с требованиями прокурора к Администрации Каргасокского района, суд учитывает так же то обстоятельство, что МО «<адрес>», как собственник указанного нежилого административного здания, предоставляет помещения в здании в пользование только учреждениям социальной инфраструктуры. И, кроме того, в силу вышеуказанного Закона Томской области «О социальной поддержке инвалидов в Томской области», меры социальной поддержки инвалидов являются, в данном случае, расходными обязательствами бюджета МО «<адрес>». Согласно сообщений архитектора МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ первый этаж кирпичного двухэтажного административного здания, расположенного по <адрес> разделен на две группы помещений. Каждая группа помещений имеет собственный вход с улицы. Переход из одной группы внутри здания возможен только через лестничные клетки и сквозной коридор второго этажа. Существующая планировка здания не позволяет посетителям попасть во все организации, занимающие первый этаж, используя только один вход. Один входной узел оборудован пандусом, каких-либо технических препятствий для оборудования пандусом второго входного узла нет. (л.д. <данные изъяты>). Сообщение архитектора МО «<адрес>» свидетельствует о том, что имеется техническая возможность выполнения заявленных прокурором требований. Согласно подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Исковые требования прокурора Каргасокского района в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к совершению действий удовлетворить. Обязать Администрацию Каргасокского района оборудовать вход в нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, ведущий в помещения, переданные в аренду Филиалу Газпромбанка в <адрес> и Управлению Росреестра по <адрес>, пандусом и поручнями (перилами) для беспрепятственного доступа в данное здание в соответствие с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных постановлением Госстроя России от 16.07.2001 № 73 в течении двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд. Судья