Дело № РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 14 июня 2012 года Каргасокский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Фокина Р.А., при секретаре Жеравиной А.А., с участием истца Шантуровой Н.Н., представителя ответчика Администрации Каргасокского района Тимохина В.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в с. Каргасок Томской области в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шантуровой (Монголиной) Натальи Николаевны к Администрации Каргасокского района Томской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и включении в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», УСТАНОВИЛ: Шантурова Н.Н. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Каргасокский район» в лице Администрации Каргасокского района о признании права на постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, указывая на то, что в декабре 2009 года она обратилась в комиссию по реализации подпрограмм ФЦП «Жилище» и муниципальных целевых программ на территории Каргасокского района с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий. 26 марта 20010 года она получила от ответчика уведомление о том, что она (Монголина Н.Н.) признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2012 года» и муниципальной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов. Для участия в программе ей необходимо было собрать определенный пакет документов, в том числе предоставить в районную комиссию договор купли-продажи недвижимости. Согласно предоставленного ею договора купли-продажи от 02 июля 2010 года она приобрела за 700000 рублей в общую долевую собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В договоре купли-продажи указано, что часть стоимости квартиры оплачивается покупателем за счет собственных средств в сумме 450000 рублей и кредитных средств АКБ ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору № от 21.06.2010 в сумме 250000 рублей. На момент подписания договора расчет был произведен полностью и претензий у сторон по оплате не возникло. 07.07.2010 ею получены два свидетельства о регистрации права собственности на приобретенную в общую долевую собственность квартиру, выданные на её, Монголину Наталью Николаевну имя, и имя сына Д.Н.Н.. Квартира находится в залоге у банка с момента государственной регистрации права собственности покупателем. После предоставления ею в отдел жизнеобеспечения Администрации Каргасокского района копии договора купли-продажи квартиры и свидетельств о государственной регистрации права выяснилось, что ей будет отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку на дату заключения соответствующего кредитного договора она не была признана участником указанных мероприятий, и поэтому ей не может быть предоставлена социальная выплата. Кроме того, поскольку она имеет в собственности квартиру, то следовательно перестала относится к числу граждан, нуждающихся в жилом помещении. В ноябре 2010 года она обратилась в прокуратуру Каргасокского района Томской области с заявлением провести проверку о законности в предоставлении жилищной субсидии. По результатам проведенной проверки со стороны прокуратуры нарушений федерального законодательства не установлено, в связи с чем оснований для принятия мер прокурорского реагирования не имеется. Позже выяснилось, что в договоре купли-продажи квартиры от 02.07.2010 в пункте «расчет» необходимо было отметить, что денежные средства – социальная выплата, полученная из бюджетов различных уровней реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», областной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2012 года» и муниципальной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» - перечисляются продавцу в течение 10 дней с момента государственной регистрации договора купли-продажи и получения покупателем (получателем социальной выплаты) свидетельства о государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение. Однако для составления договора купли-продажи квартиры от 02.07.2010 она обратилась за помощью к З.Н.Н., оказывающей юридические услуги населению, которая заверила её в том, что именно такой вид договора купли-продажи должен быть предоставлен в районную администрацию. В настоящее время она выплачивает из собственных средств долг по кредитному договору, а также согласно расписке должна выплатить Г.О.А. денежные средства в размере 450000 рублей, прежнему владельцу квартиры. Считает, что у неё имеется право на постановку на учет, как нуждающейся в улучшении жилищных условий. Просит суд признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и включить в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», а также взыскать с ответчика понесенные ею судебные расходы. В судебном заседании истец Шантурова Н.Н. заявленные требования поддержала. Суду пояснила, что она ранее проживала в <адрес>, а после окончания колледжа в 2009 году переехала в <адрес>. После консультацией с Главой Администрации Рожковым А.Н. и специалистом Ш.В.В. по вопросу выделения жилья как молодому специалисту, она предоставила Ш.В.В. все документы и ее (Шантурову) поставили на очередь нуждающихся в жилье, о чем дали уведомление от 26.03.2010. В уведомлении был перечень документов, которые необходимо было собрать. Ей никто не объяснил, что самой покупать жилье нельзя. Собственных средств у нее не было, поэтому она взяла в Сбербанке ипотечный кредит 250 тыс.руб., без согласования с Администрацией района и если бы она не была участником программы ей бы не дали ипотечный кредит. От работников Сбербанка она знает, что договор купли-продажи был согласован с Администрацией района. Представитель Администрации Каргасокского района Тимохин В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, суду пояснил, что включение граждан в список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» не относится к полномочиям Администрации Каргасокского района, поскольку Сводный список граждан указанной категории формирует Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области списков и документов, в связи с чем, Администрация Каргасокского района не является надлежащим ответчиком по данному требованию. Требование истца о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» и включении в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» не подлежит удовлетворению в связи с тем, что семья Шантуровой (Монголиной) Н.Н. решением Комиссии по реализации подпрограмм ФЦП «Жилище» и муниципальных целевых программ на территории Каргасокского района уже признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках мероприятий по улучшению жилищных условий граждан ФЦП «Социальное развитие села». Семья Шантуровой Н.Н. не может быть включена в Список граждан, молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и Программы, на планируемый год в связи с тем, что на основании договора купли-продажи от 02.07.2010 Шантурова Н.Н. совместно с сыном Д.Н.Н. приобрела в общую долевую собственность двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв. м. по адресу: <адрес>. То есть, Шантурова Н.Н. после приобретения в июле 2010 года в собственность квартиры перестала относится к числу граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. согласно ст. 51. ст. 54 ЖК РФ, нуждающимися в жилых помещениях не могут быть признаны граждане, являющиеся собственниками жилых помещений. Таким образом, при проверке органами местного самоуправления достоверности сведений, содержащихся в документах Шантуровой Н.Н., выявлен факт улучшения жилищных условий. В соответствии с действующим законодательством, в случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий. На дату заключения договора купли-продажи квартиру Шантурова Н.Н. не была признана участником мероприятий Программы, в связи с чем социальная выплата вообще не может быть направлена Шантуровой Н.Н. на погашение основного долга и процентов по ипотечному кредиту. Ссылаясь на п. 4, 5, 7 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.123.2002 № 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года»». п. 3. 5 Порядка формирования и утверждения списков участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» и Долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села Томской области до 2014 года», утвержденной постановлением Администрации Томской области от 17.08.2011 №. Просит отказать в удовлетворении искового заявления Шантуровой Н.Н. Также пояснил, что начальник Управления образования И.Л.А., подписав реестр от 14.04.2010, взяла на себя не свои обязанности, т.к. решение о предоставлении гражданам льготного кредита принимает Администрация Томской области. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам: В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 № 858 «О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (ред. от 06.03.2012) утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, а также Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам. Данное Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - социальные выплаты, граждане, молодые семьи, молодые специалисты) (п. 1 Положения). В силу требований п. 4 Типового положения, право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия: а) постоянное проживание в сельской местности; б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации; в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий. В соответствии с п. 5 Типового положения, гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Из п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Решением Совета Каргасокского сельского поселения № 48 от 25.05.2006 в муниципальном образовании Каргасокское сельское поселение учетная норма площади жилого помещения установлена в 10,5 кв.м на одного члена семьи. Из материалов дела видно, что на основании решения (протокол № от 23.03.2010) комиссии по реализации подпрограмм ФЦП «Жилище» и муниципальных целевых программ на территории Каргасокского района семья Монголиной (Шантуровой) Н.Н. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Данным решением согласно письму зам.главы Каргасокского района № от 26.03.2010 для участия в указанной подпрограмме Шантуровой Н.Н. было предложено собрать определенный пакет документов. Из договора купли-продажи от 02 июля 2010 года, заключенного между Г.О.А., Монголиной Н.Н., действующей также в интересах несовершеннолетнего сына Д.Н.Н., следует, что Монголина Н.Н. со своим сыном приобрела за 700 000 рублей в общую долевую собственность квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. В договоре купли-продажи указано, что часть стоимости квартиры оплачивается покупателем за счет собственных средств в сумме 450 000 рублей и кредитных средств АКБ ОАО «Сбербанк России» по кредитному договору № от 21.06.2010 в сумме 250 000 рублей. На момент подписания договора расчет был произведен полностью и претензий у сторон по оплате не возникло. 07.07.2010 Монголиной Н.Н. выданы два свидетельства о регистрации права собственности на приобретенную в общую долевую собственность квартиру. Свидетельством о заключении брака от 18.10.2011 подтверждается, что Монголина Н.Н. после заключения брака с Ш.А.С., сменила фамилию на «Шантурова». Согласно протоколу № от 17.05.2012 заседания комиссии по реализации целевых программ на территории Каргасокского района Монголина Н.Н. в связи с приобретением совместно с сыном в общую долевую собственность квартиры, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, комиссия приняла решение о снятии семьи Монголиной Н.Н. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках федеральной целевой подпрограммы «Социальное развитие села до 2012 года», долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села до 2014 года», муниципальной целевой программы «Социальное развитие села до 2014 года». Основанием снятия с учета послужило то обстоятельство, что после приобретения Монголиной Н.Н. квартиры учетная норма жилого помещения на одного члена ее семьи составила 21,3 кв.м, что выше учетной нормы жилого помещения на одного члена семьи, утвержденной решением Совета Каргасокского сельского поселения № 48 от 25.05.2006, составляющей 10,5 кв.м. С учетом установленных судом обстоятельств и вышеназванных требований нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что исковые требования Шантуровой Н.Н. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» удовлетворению не подлежат, поскольку Шантурова Н.Н., приобретя в собственность квартиру, площадью 42,6 кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, в силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перестала быть нуждающейся в улучшении жилищных условий. Кроме того, в пункте 15 названных Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности… установлено, что уполномоченные органы на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении их в указанные списки. Порядок формирования и утверждения списков участников мероприятий и порядок выдачи свидетельств устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В п. 4 Правил предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Томской области на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (Приложение № 1 к Постановлению Администрации Томской области от 17.08.2011 N 247а "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2014 года") указано, что Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области формирует и утверждает списки участников мероприятий - получателей социальных выплат в порядке, предусмотренном приложением N 6 к Правилам. Согласно п. 5 Приложения № 6 к указанным правилам, поступившие в Департамент документы, указанные в пункте 4 Порядка, регистрируются в журнале регистрации в день поступления документов. На основании представленных органами местного самоуправления муниципальных образований Томской области списков и документов Департамент формирует сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и Программы (далее - сводный список получателей социальных выплат) по форме, установленной приложением N 3 к Типовому положению. Таким образом, включение в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» осуществляет Департамент по социально-экономическому развитию села Томской области, к которому Шантурова Н.Н. никаких требований не предъявляет. Оценивая доводы истца о том, что при предоставлении Монголиной (Шантуровой) Н.Н. в ОАО «Сбербанк России» ипотечного кредита имелось согласование Администрации Каргасокского района в рамках вышеназванной Программы, суд находит данные доводы не обоснованными. В кредитном договоре № от 21.06.2010, заключенном между истцом и ОАО «Сбербанк России» на приобретение квартиры, отсутствует согласование Администрации Каргасокского района и в условиях договора нет указания на то, что данный договор заключается в рамках федеральной целевой подпрограммы «Социальное развитие села до 2012 года». Реестр граждан на получение в ОАО «Сбербанк России», подписанный начальником Управления образования Каргасокского района И.Л.А. 14.04.2010, указанный как приложение к соглашению № от 27.07.2006, в котором указана Монголина Н.Н., суд не может признать надлежащим согласованием на предоставление кредита истцу в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Соглашение № от 27.06.2006, заключено между ОАО «Сбербанк России» и Администрацией Томской области в целях объединения усилий по реализации государственной жилищной политики, направленной на развитие жилищного строительства и жилищного кредитования. Однако в указанном Реестре, а также в Соглашении отсутствуют указания, что они подготовлены в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Кроме того, из п. 2.3 Соглашения № от 27.06.2006 следует, что реестры граждан предоставляет в Банк Администрация Томской области, следовательно, начальник Управления образования Каргасокского района И.Л.А. не вправе был подписывать указанный реестр. Доводы истца о том, З.Н.Н., оказывающая юридические услуги, заверила ее о том, что именно такой договор купли-продажи квартиры, как она заключила, должен был быть предоставлен в районную администрацию, не предоставляют Шантуровой Н.Н. права быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, а также требования перечисленных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении данного спора, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований Шантуровой Н.Н. должно быть отказано. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Шантуровой (Монголиной) Натальи Николаевны к Администрации Каргасокского района Томской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в рамках Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и включении в Сводный список участников мероприятий – получателей социальных выплат в рамках реализации Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Каргасокский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения. Судья Р.А. Фокин