Именем Российской Федерации 8 июня 2012 года Каргасокский районный суд Томской области в составе председательствующего судьи Фокина Р.А., при секретаре Болбас Г.П., с участием представителя заявителя Администрации Каргасокского района Тимохина В.В., действующего на основании доверенности ДД.ММ.ГГГГ заинтересованного лица Прокурора Каргасокского района Томской области Петрова Д.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по заявлению Администрации Каргасокского района о признании незаконным представления прокурора Каргасокского района Томской области об устранении нарушений федерального законодательства, УСТАНОВИЛ: Администрация Каргасокского района обратилась в суд с заявлением о признании незаконным представления прокурора Каргасокского района Томской области Петрова Д.М об устранении нарушений федерального законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, внесенного в Администрацию Каргасокского района. В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию Каргасокского района поступило указанное представление №, в котором прокурор Каргасокского района требует привлечь к дисциплинарной ответственности членов Комиссии по реализации целевых программ на территории Каргасокского района (далее - Комиссия) А2, Б., Г., П., А., Р., Тимохина В.В. Основанием для внесения представления, по мнению прокурора Каргасокского района, явилось нарушение указанными членами Комиссии требований федерального законодательства, выразившееся в принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) по снятию <данные изъяты> с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Администрация Каргасокского района считает, что направив указанное представление прокурор Каргасокского района незаконно возложил на Администрацию района обязанность по привлечению работников Администрации к дисциплинарной ответственности: создал условия к незаконному привлечению названных лиц к дисциплинарной ответственности, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, а требования прокурора подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре). Ссылается на незаконность представления прокурора и указывает, что <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию Каргасокского района с заявлением о включении в состав граждан, имеющих право на получение социальных выплат. К заявлению была приложена справка от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации Средневасюганского сельского поселения, согласно которой <данные изъяты>. проживала в <адрес> <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по дату выдачи справки (т.е. до ДД.ММ.ГГГГ). В связи с тем, что <данные изъяты>. имела достаточный стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, и прибыла в такую местность до ДД.ММ.ГГГГ. она была включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат (выписка из протокола от ДД.ММ.ГГГГ №). ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты>. обратилась в Администрацию Каргасокского района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». К заявлению приложила справку от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой, <данные изъяты> проживала в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по дату выдачи справки (ДД.ММ.ГГГГ). Дополнительно в Администрацию Каргасокского района была предоставлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащая те же сведения. Секретарем Комиссии в адрес Главы Средневасюганского сельского поселения был направлен запрос от ДД.ММ.ГГГГ № с просьбой дать информацию о месте регистрации <данные изъяты>. до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно справке Администрации Средневасюганского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Кроме того, для выяснения факта и даты регистрации <данные изъяты> в <адрес>, Администрацией Каргасокского района был сделан запрос в УФМС по Томской области в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно письму Отдела УФМС по Томской области в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты> зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ. Поскольку указанными документами подтверждается факт прибытия <данные изъяты>. в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, после ДД.ММ.ГГГГ, Комиссия приняла решение об отказе <данные изъяты> во включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №). Кроме того, справкой Администрации Средневасюганского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № в очередной раз подтверждается факт проживания и регистрации <данные изъяты>. в <адрес> Каргасокского района с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по дату выдачи справки. Названные документы представлялись прокурору Каргасокского района при проведении проверки по обращению <данные изъяты>. Однако, зная о том, что справки с места жительства <данные изъяты> содержат разную информацию, зная о том, что Комиссия принимала все зависящие от нее меры к выяснению всех значимых обстоятельств, прокурор Каргасокского района, тем не менее считает, что членами Комиссии был совершен дисциплинарный проступок выразившийся в отказе <данные изъяты>. во включении в состав участников указанной подпрограммы и снятии ее с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Администрация Каргасокского района считает, что члены Комиссии надлежащим образом выполнили свои трудовые обязанности и основания для привлечения их к дисциплинарной ответственности отсутствуют. В этой связи Администрация Каргасокского района просит признать незаконным оспариваемое представление прокурора Каргасокского района. В судебном заседании представитель заявителя Администрации Каргасокского район Тимохин В.В. заявленные требования поддержал, по изложенным в заявлении основаниям. Дополнительно суду пояснил со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 12, ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», что муниципальный служащий обязан исполнять свои должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией и несет за их невыполнение дисциплинарную ответственность. Прокурор не представил доказательств тому, что совершение действий, за которые он требует привлечь работников к дисциплинарной ответственности, входит в круг их должностных обязанностей. Кроме того, прокурор требует от Администрации района привлечь к дисциплинарной ответственности председателя Думы Каргасокского района П., который не состоит в трудовых отношениях с Администрацией и он не принимал участия в принятии решения Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №). Не принимали участие в принятии указанного решения Комиссии также Б. и Р., которых прокурор просит привлечь к дисциплинарной ответственности. Порядок применения дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством и в силу ст. 193 дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка. Решение Комиссии, выраженное в протоколе №, принято ДД.ММ.ГГГГ, поэтому срок для применения дисциплинарного взыскания истек ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за месяц до внесения оспариваемого представления. Заинтересованное лицо Прокурор Каргасокского района Томской области Петров Д.М. в судебном заседании с заявлением не согласился. Суду пояснил, что по поступившему ДД.ММ.ГГГГ в Прокуратуру Каргасокского района заявлению <данные изъяты> о несогласии с принятым Комиссией Администрации Каргасокского района решением по исключению ее из числа участников Подпрограммы и снятию с учета, проведена проверка, которой установлена незаконность принятого решения Комиссии. Прокуратура подготовила в суд исковое заявление в интересах <данные изъяты> и решением Каргасокского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были удовлетворены. За <данные изъяты> признано право на участие в указанной Подпрограмме и право стоять в очереди граждан на получение социальных выплат для получения жилья. Решение суда в законную силу не вступило. Полагает, что все условия для участия <данные изъяты>. в данной Подпрограмме были соблюдены и она из <адрес> не выезжала вообще. Представление является обоснованным и прокурор в соответствии со ст. 24 Закона «О прокуратуре» вправе его вносить и требовать принять меры в связи с допущенными нарушениями. Полагает, что решение Комиссии было принято в связи с недостаточной квалификацией ее членов, которые не должным образом исполнили свои должностные обязанности, приняв неправильное решение. Представление о привлечении к дисциплинарной ответственности членов комиссии принято на основании ст. 22 Закона «О прокуратуре» и оно не является обязательным для работодателя, главное чтобы оно было последним рассмотрено в установленный срок. Неисполнение требования по привлечению к дисциплинарной ответственности не влечет за собой привлечение работодателя к административной ответственности. Представление является обоснованным, нарушений при его подготовке не имеется и данным представлением права граждан и Администрации нарушены не были. Полагает, что представление прокурора не подлежит оспариванию в порядке главы 25 ГПК РФ, просит в удовлетворении заявления отказать и производство по делу прекратить. Выслушав стороны, показания свидетелей, изучив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд находит заявление администрации подлежащим удовлетворению по следующим основаниям: Судом установлено, что прокурор Каргасокского района Томской области в своем представлении об устранении нарушений федерального законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ требует от Администрации Каргасокского района принять конкретные меры по недопущению впредь подобных нарушений закона и устранению причин и условий им способствующих, а также привлечь к дисциплинарной ответственности членов комиссии по реализации целевых программ на территории Каргасокского района: А2, Б., Г., П., А., Р., Тимохина В.В. О результатах рассмотрения представления и принятых конкретных мерах сообщить письменно прокурору района в тридцатидневный срок с момента получения представления. Представление обосновано тем, что по результатам проверки, проведенной по обращению <данные изъяты> установлено, что решением комиссии по реализации целевых программ на территории Каргасокского района от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> было отказано о включении ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», а также она была снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поскольку <данные изъяты>. до ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в <адрес> а с указанной даты до настоящего времени проживает в <адрес> Каргасокского района Томской области, т.е. прибыла в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности после ДД.ММ.ГГГГ. В представлении прокурор не соглашается с указанным решением комиссии и, со ссылкой на трудовую книжку <данные изъяты> а также нормы Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002, Правил выпуска государственных жилищных сертификатов…, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006, считает его незаконным, необоснованным, что привело к ущемлению права <данные изъяты> на получение жилищной субсидии. Указанное решение Комиссии, оформленное протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе <данные изъяты> о включении ее в состав участников Подпрограммы и снятии с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, было мотивированным, со ссылкой на положения Федерального закона № 125-ФЗ от 25.10.2002, Правила выпуска государственных жилищных сертификатов…, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 153 от 21.03.2006, Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья…, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 879 от 10.12.2002, а также на полученные по запросу Комиссии справки о регистрации <данные изъяты>. по месту жительства. В принятии данного решения участвовали следующие члены Комиссии: А2, Г., Ш, А., Тимохин В.В., М. Из материалов дела также видно, что исковые требования прокурора в интересах <данные изъяты> к Администрации Каргасокского района о признании за <данные изъяты>. права состоять на очереди граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, решением Каргасокского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены, однако данное решение в законную силу не вступило. Допрошенные по делу в качестве свидетелей Г., Ш, подтвердили, что вопросу <данные изъяты> комиссией запрашивались дополнительные справки с Администрации Средневасюганского сельского поселения и было установлено, что <данные изъяты>. зарегистрирована в <адрес> только с ДД.ММ.ГГГГ года, поэтому она была снята с учета. Свидетели Р., П. суду также пояснили, что не принимали участия на последнем заседании комиссии, где рассматривался вопрос о снятии <данные изъяты>. с учета по участию в Подпрограмме. В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В соответствии с п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, статьей 17.7 КоАП РФ установлена административная ответственность, в том числе и лиц, на которые возложена обязанность по исполнению требований, содержащихся в представлении. Из ч. 1 ст. 3 и ст. 254 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что к должностным лицам, решения, действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 25 ГПК РФ, относятся, в частности, должностные лица органов прокуратуры. Следовательно, учитывая положения ст. 255 ГПК РФ, должностные лица органов прокуратуры действующим законодательством не исключены из перечня лиц, действия которых могут быть обжалованы в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ. Таким образом, поскольку в данном случае заявител, в отношении которого внесено представление, считает, что представление нарушает его права и свободы, создает препятствия к осуществлению его прав и свобод и возлагает на него незаконно обязанности, то оно имеет право обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, поэтому доводы прокурора о том, что представление прокурора не подлежит оспариванию в порядке главы 25 ГПК РФ, а производство по делу подлежит прекращению, нельзя признать обоснованными. Утверждения заинтересованного лица о том, что представление прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности членов комиссии не является обязательным для работодателя, по мнению суда, не согласуется с положениями п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 21, п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Указания прокурора на то, что неисполнение представления прокурора о привлечении к дисциплинарной ответственности членов Комиссии не влечет за собой привлечение работодателя к административной ответственности, не является обстоятельством, имеющим значение для дела, поскольку вопрос о привлечении к административной ответственности за неисполнение представления не является предметом настоящего судебного разбирательства. Кроме того, возможность привлечения лица к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, не исключается. В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Внося в Администрацию Каргасокского района представление об устранении нарушений федерального законодательства ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ при наличии не вступившего в законную силу решения Каргасокского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, принятого по данному вопросу, прокурор фактически утверждает о незаконности действий членов комиссии по реализации целевых программ на территории Каргасокского района по принятию решения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> и требует привлечь членов комиссии к дисциплинарной ответственности, тем самым вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность Администрации Каргасокского района, поскольку в силу ст. 192 ТК РФ привлекать к дисциплинарной ответственности работника является правом работодателя, а не его обязанностью. Кроме того, при подготовке представления, прокурором не исследовались положения должностных инструкций работников Администрации, к дисциплинарной ответственности которых предлагается привлечь в оспариваемом представлении. В материалах прокурорской проверки данные должностные инструкции отсутствуют. Также судом установлено, что члены комиссии П., Б. и Р. вообще не принимали участия в принятии Комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного протоколом №. А П., являясь членом Комиссии, занимает должность Председателя Думы Каргасокского района (решение Думы № от ДД.ММ.ГГГГ), т.е. в трудовых отношениях с Администрацией района не состоит. Как разъяснено в абз. 5 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и обоснованным, поскольку незаконно возлагает на Администрацию Каргасокского района обязанность по привлечению к дисциплинарной ответственности членов комиссии по реализации целевых программ на территории Каргасокского района А2, Б., Г., П., А., Р., Тимохина В.В. Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Администрации Каргасокского района о признании незаконным представления прокурора Каргасокского района Томской области об устранении нарушений федерального законодательства удовлетворить. Признать незаконным представление об устранении нарушений федерального законодательства № от ДД.ММ.ГГГГ, внесенное прокурором Каргасокского района Петровым Д.М. в Администрацию Каргасокского района. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи жалобы через Каргасокский районный суд. Судья Фокин Р.А.