.РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
08 апреля 2011 года Томская обл., с. Каргасок
Каргасокский районный суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Прилуцкой И.О.,
с участием представителя истца Гынгазова А.А., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Гришаевой М.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Сопронюк Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области гражданское дело по иску Зайкова Василия Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о признании необоснованным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области (далее по тексту ГУ – УПФ РФ в Каргасокском районе) в котором, с учетом уменьшенных исковых требований, указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ – УПФ РФ в Каргасокском районе с заявлением об установлении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
На основании решения ГУ - УПФ РФ в Каргасокском районе по итогам работы Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан за № от ДД.ММ.ГГГГ, Зайкову В.А. в установлении досрочной трудовой пенсии по старости, предусмотренной подп. 9 ч. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ было отказано в связи с отсутствием специального стажа работы.
По представленным документам, страховой (общий) стаж его работы составляет 32 года 2 месяца 13 дней, из которых проработано в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 29 лет 4 месяца 16 дней, то есть, более 20 календарных лет, в связи с чем, его возраст на пенсию уменьшается на 5 лет и составляет 50 лет.
Специального стажа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения), также достаточно. Он работал в должностях плавсостава (капитан-механик, механик-капитан) в Усть-Тымском сплавном участке Каргасокского ЛПК - навигационные периоды 1982 – 1985 годы, в Тевризском ЛЗП Каргасокского ЛПК навигационные периоды - 1985 – 1992, 1994 – 1996 годы, в Вертикосском МУП «Дорожник» - навигация 1997 года. Всего им отработано 15 полных навигационных периодов.
Факт того, что в этот период он не работал на портовых судах, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судах, судах пригородного и внутригородского сообщения подтверждается тем, что по характеру работы лесопромышленного комбината судов, работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных, судов пригородного и внутригородского сообщения не было. Работа всех судов была связана с обслуживанием лесозаготовительного процесса.
Согласно Правилам технической эксплуатации лесосплавного флота Министерства лесной и деревообрабатывающей промышленности СССР, утвержденных в 1978 году, Правилам технической эксплуатации судов флота Минлесбумпрома СССР, утвержденным в 1986 году, в состав флота входили все самоходные и несамоходные суда, принадлежащие предприятиям Минлесбумпрома СССР. К работам, выполняемым судами, относились:
- механизация первоначального сплава леса;
- механизация работ на лесных рейдах;
- буксировка плотов, секций, пучков, кошелей, несамоходных судов и барж;
- обслуживание транзитной буксировки плотов;
- перевозка лесоматериалов, щепы, топляка, такелажа, лесозаготовительной и лесосплавной техники, ГСМ и других хозяйственных грузов;
- перевозка организованных групп рабочих и служебных лиц;
- мелиоративные работы, сбор топляка и аварийной древесины;
- подготовительные и вспомогательные работы на лесосплаве.
Назначение каждого судна указывается в его паспорте. Владельцами судов являются предприятия Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР. Предприятие-судовладелец должно осуществлять постоянный технический надзор за судами. Наряду с судовладельцем специальный надзор за судами осуществляют Речной Регистр РСФСР, Судоходная инспекция Минречфлота РСФСР, Государственная инспекция по маломерным судам.
Просит:
- признать отказ ГУ – УПФ в Каргасокском районе за № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа ему в назначении досрочной пенсии по старости необоснованным.
- обязать ГУ-УПФ в Каргасокском районе зачесть в специальный стаж работы полные навигационные периоды его работы: 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987, 1088, 1989, 1990, 1991, 1992, 1994, 1995, 1996, 1997 годы, в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
- признать за ним право на установление досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ с 22.06.2010.
В судебное заседание истец, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания, не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.
В прошлом судебном заседании истец Зайков В.А. исковые требования поддержал, приведя в их обоснование доводы, изложенные в заявлении. Дополнительно пояснил суду, что после окончания курсов судоводителей в ДД.ММ.ГГГГ году стал работать в <адрес> лесозаготовительном пункте <данные изъяты>, затем работал в <адрес>, позже организация стала называться <данные изъяты>, а затем <данные изъяты> <данные изъяты> на судах речного флота: <данные изъяты>. Ходил по рекам <данные изъяты>. Судно <данные изъяты> предназначено для лесосплавных работ, сопровождение плотов, грузов, перевозки людей. В <данные изъяты> он работал на теплоходе <данные изъяты>. Ходил по маршруту в поселки <данные изъяты>. Там же он работал на двухтонной самоходке <данные изъяты>. Возил грузы (сено, продукты, технику) и попутно пассажиров. Сопровождал плоты по реке <данные изъяты> и другим мелководным рекам. Работал он все навигации. Навигация начиналась с начала ледохода (<данные изъяты>), а заканчивалась в период ледостава (<данные изъяты>). Период навигации зависел от погоды. Иногда навигация заканчивалась не в поселке, а там, где застанет лед. Когда заканчивался навигационный период, их распускали в отпуска, а кто в отпуска не уходил, тот был задействован на лесозаготовках. В ДД.ММ.ГГГГ году по производственной необходимости он был переведен на нижний склад, а с начала навигации вновь стал работать капитаном-механиком. Своего порта у организации не было, были только места, где базировались суда. Стояли суда на берегу в районе поселка <данные изъяты>, <данные изъяты> и других поселков. На берегу производился мелкий ремонт судов, сложный ремонт производился на <данные изъяты>. Служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения в <данные изъяты> не было. Суда работали только на транзите.
Представитель истца Гынгазов А.А. исковые требования доверителя поддержал, указав на обстоятельства, изложенные в иске.
Представитель ответчика Гришаева М.В. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что по представленным документам: трудовой книжке, выписке из лицевого счета застрахованного лица, архивным выпискам из приказов, страховой стаж Зайкова В.А. на день обращения за установлением досрочной трудовой пенсии составил ДД.ММ.ГГГГ года ДД.ММ.ГГГГ месяца ДД.ММ.ГГГГ дней, в том числе в местности, приравненной к районам Крайнего Севера – ДД.ММ.ГГГГ лет ДД.ММ.ГГГГ месяца ДД.ММ.ГГГГ дней.
Согласно представленным документам Зайков В.А. работал в плавсоставе речного флота <данные изъяты>. Однако сведений о том, что суда, на которых работал заявитель, не относились к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, а также о назначении судов, о продолжительности навигационного периода, районе плавания судов, при проверке по первичным документам не установлено. Справок, уточняющих сведения о назначении судов и отнесении их к конкретным видам флота, заявителем не представлено.
Право работников на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, оценивается по следующим факторам (критериям):
- постоянная занятость лица в качестве плавающего состава судна.
В плавсостав судна входят лица, состоящие в штате экипажа судна и работающие на основании договора, заключенного с судовладельцем. Лица, работающие на судне без заключения договора с судовладельцем, являются членами экипажа судна, но они не могут быть отнесены к плавсоставу.
- занятость на работах в плавсоставе судна, которое не относится к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Вопрос о том, какие суда относятся к судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочное пенсионное обеспечение в каждом конкретном случае решается в соответствии со справкой, выдаваемой судовладельцем, на основании штатного расписания судов (штатной расстановки).
Приказов, подтверждающих изменения в штатных расписаниях судов, об использовании судов, на которых работал истец, по другим видам работ не представлено. В связи с тем, что судно может быть предназначено для различных видов работ в соответствии с его технической спецификой, но используется судовладельцем по своему усмотрению, Инструктивным письмом департамента морского транспорта и Совета профсоюза работников водного транспорта РФ от 27.07.1992 № СМ-39/1223 судовладельцам рекомендовано своими приказами ежегодно определять перечень судов, постоянно работающих только в акватории порта, поэтому оснований для зачета в специальный стаж периодов работы Зайкова В.А. в плавсоставе речного флота в <данные изъяты> сплавучастке, <данные изъяты>.
Просит в заявленных требованиях Зайкову В.А. отказать.
Выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В силу п. 1 ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001, лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, указанный возраст уменьшается на пять лет.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Зайкову В.А. исполнилось ДД.ММ.ГГГГ лет (л.д. ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ-УПФ РФ в Каргасокском районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ. 02.06.2010 решением по итогам работы Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-УПФ РФ в Каргасокском районе № Зайкову В.А. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием специального стажа работы ( л.д. ДД.ММ.ГГГГ).
В силу абз. 1 ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 № 555 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий», основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Записи в трудовой книжки истца свидетельствуют о том, что Зайков В.А. работал в <данные изъяты> сплавучастке <данные изъяты>:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Кроме записей в трудовой книжке истца в спорные периоды времени его работа в качестве <данные изъяты> подтверждается копиями архивных справок, содержащих приказы о приеме на работу, о переводе, об увольнении с работы, об открытии навигации и окончании навигации, о предоставлении отпусков.
Так, работа истца в плавсоставе речного флота в <данные изъяты> сплавном участке <данные изъяты> подтверждается приказами: № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении 2-х сменного режима работы в связи с открытием навигации»; № от ДД.ММ.ГГГГ «Об окончании навигации, постановки флота и кранов на зимний отстой и перевод на межнавигационный оклад»; № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении 2-х сменного режима работы в связи с открытием навигации и назначении механиком-капитаном на КС-100»; № от ДД.ММ.ГГГГ «Об окончании навигации, постановки флота и кранов на зимний отстой и перевод на межнавигационный оклад»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О расстановке флота»; № от ДД.ММ.ГГГГ «Об окончании навигации, постановки флота и кранов на зимний отстой и перевод на межнавигационный оклад»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О переводе в Тевризский ЛЗП» (л.д. 15, 19).
Работа Зайкова В.А. в плавсоставе речного флота в <данные изъяты> подтверждается приказами: № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме переводом капитаном-механиком»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении капитаном-механиком на т/х №»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении очередного отпуска и отгулов за навигационные периоды ДД.ММ.ГГГГ годов»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении механиком-капитаном на самоходку «Нева»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении отгулов за навигации ДД.ММ.ГГГГ годов»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении <данные изъяты> на <данные изъяты>»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении отпуска»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении отпуска»; № от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении переводом в <данные изъяты> (л.д. <данные изъяты>).
Работа истца в <данные изъяты> (<адрес>) подтверждается приказами: № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме на работу судоводителем»; № от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении в Вертикосский ЛЗП» (л.д. <данные изъяты>).
Работа Зайкова В.А. в <данные изъяты> (<адрес>) подтверждается приказами: № от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме на работу в зимнее время <данные изъяты>»; № от ДД.ММ.ГГГГ «О назначении <данные изъяты> нижнего склада» (л.д. <данные изъяты>).
Организации, в которых работал истец, находились в местности, приравненной к районам Крайнего Севера («Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера» (утв. постановлением СМ СССР от 10.11.1967 № 1029), что так же подтверждается архивной справкой (л.д. <данные изъяты>).
Согласно Общероссийскому классификатору занятий ОК 010-93 (ОКЗ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 298), капитаны и лоцманы осуществляют командование и управление судами, выполняют командующие функции на берегу. Их обязанности включают: командование и управление судами в море и на внутренних водных путях; контроль за организацией и несением общесудовой службы, палубной и ходовой вахты; обеспечение выполнения действующих инструкций и рекомендаций по безопасной погрузке и выгрузке груза, выбору безопасных путей плавания и ведения промысла, соблюдения экипажем и пассажирами правил и процедур безопасного плавания; осуществление технического надзора за эксплуатацией и ремонтом судна в целях обеспечения его соответствия действующим спецификациям и нормативам; контроль за соблюдением экипажами судов правил и законоположений об охране портовых сооружений и фарватеров; применение теоретических и практических знаний и навыков в области эксплуатации и управления судном при решении проблем судовождения; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками. (Базовая группа 3142 «Капитаны и лоцманы»). Судовые механики осуществляют контроль за эксплуатацией, техническое обслуживание и ремонт оборудования и механизмов на борту судна или выполняют родственные по содержанию функции на берегу. Их обязанности включают: контроль за правильной эксплуатацией, поддержанием в исправном техническом состоянии судового оборудования, систем, устройств и механизмов; обеспечение надлежащего технического обслуживания и ремонта механического и электрического оборудования на борту судна; контроль обеспеченности судомеханических служб запчастями и топливом, оформление заявок на них и ведение учета; осуществление технического надзора за установкой, обслуживанием и ремонтом судовых машин и механизмов в соответствии с действующими правилами, инструкциями и другими нормативными документами; применение теоретических и практических знаний и навыков в области судового оборудования для решения проблем его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта; выполнение родственных по содержанию обязанностей; руководство другими работниками (Базовая группа 3141 «Судовые механики»).В ч.ч. 1, 2 ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ, указано, что в состав экипажа судна входят лица командного состава судна, судовая команда, а в состав экипажа пассажирского судна - также работники, обслуживающие пассажиров судна. К командному составу судна относятся капитан судна, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда, их помощники, механики и электромеханики, помощники механиков и электромехаников, радиоспециалисты и врачи.
Таким образом, из перечня должностных обязанностей капитана (судоводителя) и вышеуказанных положений ст. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ следует, что работа на этих должностях предполагает постоянную занятость лица в качестве плавающего состава судна.
Согласно абз. 3-6 п. 9 Указания «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» Минсоцзащиты РСФСР № 1-28-У от 20.04.1992, в стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда (пункт «и» статьи 12 Закона от 27.11.91) и за выслугу лет (статья 78.1 Закона от 06.02.92) засчитывается время работы в составе членов экипажей судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, занятых на перевозках грузов, пассажиров, добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле и других работах. Кроме того, в этот стаж засчитываются отдельные периоды, непосредственно предшествовавшие или следовавшие за этими работами. К периодам работы, следующим за окончанием рейса, относятся: стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им установленного законодательством возраста, периоды временной нетрудоспособности, командировки и другие случаи, когда не требуется приказа о переводе на другую работу (т.е. не изменяющие характера и условий труда). К периодам, предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания, относятся: оплачиваемый резерв, ремонт и т.п. периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания. В соответствии со ст. 94 Закон РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 № 340-I, подсчёт трудового стажа в льготном порядке для работников водного транспорта производится следующим образом: полный навигационный период на водном транспорте засчитывается за год работы.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, акваторию порта составляет водное пространство в пределах внутренних водных путей, выделяемое в соответствии с законодательством Российской Федерации. Обозначение границ акватории порта осуществляется бассейновым органом государственного управления на внутреннем водном транспорте.
Согласно абз. 12 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, речной порт - комплекс сооружений, расположенных на земельном участке и акватории внутренних водных путей, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приема, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Таким образом, портовые суда – суда, постоянно работающие в акватории порта, осуществляющие свою деятельность исключительно в акватории внутренних водных путей порта, обустроенных и оборудованных в целях обслуживания пассажиров и судов, погрузки, выгрузки, приёма, хранения и выдачи грузов, взаимодействия с другими видами транспорта.
Согласно архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ, производственная деятельность <данные изъяты> включает в себя: лесозаготовки, заготовка живицы, зимняя сплотка леса, летняя сплотка леса, молевой и плотовой сплав, отгрузка лесопродукции, напил шпал, отгрузка готовой продукции. В состав <данные изъяты> входят: сплавные участки - <данные изъяты>. (л.д. <данные изъяты>).
Свидетель №1 суду показал, что работал в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ годы в должностях <данные изъяты>. Знает все суда, из которых состоял флот <данные изъяты>. <данные изъяты> – <данные изъяты>, работал на мелководье, в основном на реке <данные изъяты>, предназначался для расчистки реки от леса после сплава, на плотах работал редко. Судно <данные изъяты> - теплоход <данные изъяты>, на нем буксировали плота, развозили грузы по лесозаготовительным участкам, сено для жителей поселков. Транзит на <данные изъяты> был по маршруту <адрес> и по <адрес>). На самоходке <данные изъяты> перевозились продукты питания из <адрес>, в поселки <данные изъяты>. Навигация начиналась с ледохода и длилась до ледостава, иногда суда замерзали, не дойдя до поселков. Базировались суда в районе населенного пункта у берега реки, там же на берегу производили мелкий ремонт. Крупный ремонт судов производили в <адрес> на <данные изъяты>. Порта в <данные изъяты> не было, были только сплавные участки и лесозаготовительные участки. Флот использовался только для целей заготовки леса на транзите. Истец работал на всех судах <данные изъяты> полные навигационные периоды, как и все капитаны-механики. Служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения в ЛПК не было.
Свидетель №2 суду показал, что знает Зайкова В.А. с ДД.ММ.ГГГГ года по совместной учебе в <данные изъяты>, а затем по совместной работе в <данные изъяты>. После окончания школы истец стал работать <данные изъяты>. Работал на судах: <данные изъяты>. Оно предназначено для буксировки барж, сопровождающих плота и само сопровождает плота. Теплоход <данные изъяты> работает на мелководье, расчищает дорогу для других судов, перегоняет плоты, перевозит вахты. На теплоходе <данные изъяты> развозили запчасти для лесозаготовительной техники, продукты, попутно с грузом перевозили пассажиров. Работали все работники флота полные навигационные периоды. Навигационный период открывался по-разному. Все завесило от погоды. Начало приходилось обычно на конец <данные изъяты>. Заканчивался навигационный период в <данные изъяты>. Часто суда замерзали во время ледостава посередине рек. Порта в <данные изъяты> не было, суда стояли в отстое возле поселков на берегу реки, там их ремонтировали. Крупный ремонт судов проходил в <данные изъяты>. Работал флот только на транзите, на расстоянии <данные изъяты> от <адрес>. Флот использовался только для лесозаготовительных работ. Вспомогательных и разъездных судов на флоте <данные изъяты> не было.
Таким образом, свидетели в судебном заседании показали, что суда, входящие в состав флота <данные изъяты>, не относились к судам речного флота, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Флот использовался для обслуживания лесозаготовительного процесса, работал плавсостав от начала до конца навигаций.
У суда нет оснований не доверять показаниям свидетелей. Факт их совместной работы с истцом подтверждается копиями трудовых книжек свидетелей (л.д. <данные изъяты>).
Согласно тактико-техническим характеристикам, патрульный <данные изъяты> буксирный катер № <данные изъяты> используется как основное средство механизации работ на первоначальном сплаве. Патрульные катера, в том числе <данные изъяты>, имеют технологическое оборудование для механизации сплавных работ: лебедки, бревнотолкатель, буксирное устройство, блочную систему передачи траса от кормовой лебедки в нос, оснастку для ската леса лебедками. Буксирные суда используют в основном для вывода плотов береговой и навигационной сплотки, а так же для местной буксировки плотов, кошелей, барж и несамоходных плавсредств. Кроме того, буксировочные суда сопровождают плоты при буксировке, обеспечивают сплав плотов и барж на трудных для сплава участках (перекаты, мосты, повороты, шлюзы) (л.д. <данные изъяты>).
По своим техническим характеристикам теплоход типа <данные изъяты> является однопалубным теплоходом с кормовым расположением машинного отделения и надстройки. В зависимости от модификации предназначен для перевозки различных генеральных и навалочных грузов, нефтепродуктов (л.д. <данные изъяты>).
В п. 2 Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П
«По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан» указано: Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Согласно п. 3 ст. 3 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004, документы по личному составу - архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем.
Ст. 23 Федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» от 22.10.2004 указывает на обязанность работодателя передавать документы по личному составу в Архивный фонд РФ на постоянное хранение.
В архивных справках № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что документы по <данные изъяты> с/участку о предназначении судов к портовым судам, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным, судам пригородного и внутрипригородгного сообщения, сведения, связанные с вредными условиями труда (должностные инструкции, табеля выхода на работу, штатное расписание, расстановочные приказы) на хранение в архив не поступали (л.д. <данные изъяты>).
Таким образом, иных документов по личному составу, подтверждающих работу истца в плавсоставе речного флота, на судах, не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судов, судам пригородного и внутригородского сообщения, кроме тех, что были представлены истцом суду, Зайков В.А. объективно представить не может.
Суд находит, что признание права истца на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не может быть поставлено в зависимость от того, все ли документы, подтверждающие право Зайкова В.А. на льготную пенсию, переданы его работодателями в архив.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении иска гражданина о включении в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п. 1 ст. 27 и п.п. 7 – 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя их конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).Проанализировав в совокупности, пояснения истца, показания свидетелей о целях и направлении деятельности <данные изъяты>, о назначении флота, базировании флота, технических характеристиках судов, входящих в составе флота вышеуказанных организаций, и представленные истцом документы, суд считает установленным, что Зайков В.А. работал в плавсоставе на судах речного флота (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).
Согласно записям № в трудовой книжке истца, ДД.ММ.ГГГГ он был переведен с должности <данные изъяты> на нижний склад <данные изъяты>, а ДД.ММ.ГГГГ был уволен с предприятия (л.д. <данные изъяты>).
В архивных справках о данном периоде работы истца указано, что в связи с производственной необходимостью, он переведен раскряжевщиком на нижний склад (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. <данные изъяты>).
Приказов о переводе Зайкова В.А. с должности <данные изъяты> на должность <данные изъяты> в материалах дела не имеется.
В приказе № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Зайкову В.А. - <данные изъяты> предоставлен очередной отпуск (архивные справки – л.д. <данные изъяты>).
Из анализа вышеизложенных документов, суд приходит к выводу, что в ДД.ММ.ГГГГ годах Зайков В.А. работал в должности, не связанной с работой в плавсоставе, а в ДД.ММ.ГГГГ году вновь работал <данные изъяты>, поскольку указанный приказ о предоставлении отпуска датирован ДД.ММ.ГГГГ года (период навигации).
В связи с этим суд не находит оснований для включения в специальный стаж истца навигацию ДД.ММ.ГГГГ года.
Учитывая, что работа истца в плавсоставе речного флота имела место до даты вступления в действие Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, его льготный стаж должен определяться по правилам ст. 94 вышеуказанного Закона Российской Федерации – полный навигационный период за год работы.
В связи с вышеизложенным, в специальный стаж работы истца, дающий ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в должностях <данные изъяты> в плавсоставе речного флота подлежат включению и составляют:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, истец имеет необходимый специальный стаж работы, подающий ему право получать досрочно трудовую пенсию по старости.
В п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20.12.2005 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» указывается, что если истец в установленном порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в пенсионный орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 19 Федерального закона № 173-ФЗ).
Поскольку Зайков В.А. ДД.ММ.ГГГГ в установленном законом порядке обращался в ГУ-УПФ в <адрес> за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд полагает необходимым обязать ответчика назначить ему пенсию со дня возникновения данного права, то есть, по достижению истцом <данные изъяты> возраста – с ДД.ММ.ГГГГ,
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Зайкова Василия Александровича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области о признании необоснованным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить.
Признать отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области за № от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа Зайкову Василию Александровичу в назначении досрочной пенсии по старости необоснованным.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргасокском районе Томской области включить в специальный стаж работы Зайкова Василия Александровича полные навигационные периоды работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения):
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Признать за Зайковым Василием Александровичем право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 с 22.06.2010.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Каргасокский районный суд.
Судья