ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении 08 ноября 2011 года Томская область, с. Каргасок Судья Каргасокского районного суда Томской области Прилуцкая И.О., с участием представителя ООО «Кран-С» Халина В.С., рассмотрев в судебном заседании административный материал в отношении ООО «Кран-С», обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: ООО «Кран-С» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов. Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах. В процессе проведения плановой проверки ООО «Кран-С» были обнаружены нарушения обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «<данные изъяты>» регистрационный номер №, расположенного по адресу: <адрес>: 1. Представленное «Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Кран-С» не соответствует действующим требованиям в области промышленной безопасности; 2. Не проведена экспертиза промышленной безопасности крану Кран <данные изъяты> регистрационный номер №, отработавшему нормативный срок службы; 3. Не разработан и не согласован с территориальным органом Ростехнадзора график аттестации руководителей и специалистов по промышленной безопасности; 4. Не заключен договор с аварийно-спасательными службами; 5. Не назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами; 6. Не установлен порядок обучения и периодической проверки знаний у ответственных специалистов и обслуживающего персонала; 7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не обучен и не аттестован на знание «Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов»; 8. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии не обучен и не аттестован на знание «Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов»; 9. Крановщики автомобильных кранов не допущены к работе приказом по организации; 10. Не установлен порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы; 11. Письменно не согласована с органами Ростехнадзора численность службы надзора ООО «Кран-С». Представитель Ростехнадзора в судебное заседание не явился, направив ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Считает невозможным эксплуатацию опасного производственного объекта «<данные изъяты>» до выполнения обязательных требований промышленной безопасности, указанных в акте и предписании № от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ООО «Кран-С» Халин В.С. пояснил, что государственным инспектором Ростехнадзора по выявленным нарушениям обязательных требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта «<данные изъяты>» было выдано предписание, установлен срок для исправления нарушений. В настоящее время нарушения, указанные в акте проверки, ООО «Кран-С» устраняет. Просит приостановить деятельность Общества до устранения выявленных проверкой нарушений промышленной безопасности. Выслушав представителя ООО «Кран-С», изучив материалы административного дела, суд установил следующее. Понятие «промышленная безопасность опасных производственных объектов» содержится в абз. 1 ст. 1 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена административная ответственность. Ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии. На основании ст. 10 вышеуказанного Федерального закона в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе, заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат, в том числе, технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте. Согласно п.п. 2, 4, 5 Правил организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.03.1999 № 263 требования промышленной безопасности включают в себя условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность. Производственный контроль является составной частью системы управления промышленной безопасностью и осуществляется эксплуатирующей организацией путем проведения комплекса мероприятий, направленных на обеспечение безопасного функционирования опасных производственных объектов, а также на предупреждение аварий на этих объектах и обеспечение готовности к локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий. Ответственность за организацию и осуществление производственного контроля несут руководитель эксплуатирующей организации и лица, на которых возложены такие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 9.3.21 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98, краны, отработавшие нормативный срок службы, должны подвергаться экспертному обследованию (диагностированию), включая полное техническое освидетельствование, проводимому специализированными организациями в соответствии с нормативными документами. Результаты обследования должны заноситься в паспорт крана инженерно-техническим работником, ответственным за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии. Согласно п. п. «а», «в» п. 9.4.2 вышеназванных Правил руководители организаций и индивидуальные предприниматели - владельцы кранов, грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания. В этих целях должны быть: назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами; установлен требуемый настоящими Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний у персонала, обслуживающего краны, а также проверки знаний настоящих Правил у ответственных специалистов. На основании п. 9.4.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98, для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов владелец должен назначить инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил, должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами госгортехнадзора. Для обеспечения содержания кранов в исправном состоянии владелец должен назначить инженерно-технического работника соответствующей квалификации после обучения и проверки знания им настоящих Правил экзаменационной комиссией с участием инспектора госгортехнадзора и выдачи ему соответствующего удостоверения и должностной инструкции. Номер и дата приказа о назначении инженерно-технического работника, ответственного за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии, а также его должность, фамилия, имя, отчество, номер удостоверения и подпись должны содержаться в паспорте крана. Эти сведения должны заноситься в паспорт до регистрации крана в органах госгортехнадзора, а также каждый раз после назначения нового ответственного специалиста. В соответствии с п. 9.4.19 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98 повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков) квалификационной комиссией должна проводиться: а) периодически, не реже одного раза в 12 мес.; б) при переходе работника на другое место работы; в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов или инспектора госгортехнадзора. Согласно п. 9.4.23 вышеуказанных Правил допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) по организации. В силу п. п. «а», «е» п. 9.5.13 вышеназванных Правил владелец крана или эксплуатирующая организация должны: разработать и выдать на места ведения работ проекты производства строительно-монтажных работ кранами, технологические карты складирования грузов, погрузки и разгрузки транспортных средств и подвижного состава и другие технологические регламенты; определить порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы и обеспечить его соблюдение. Согласно п. 19 Положения об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утв. Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37, аттестация специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по графику, утверждаемому руководителем организации, согласованному с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации. В организации по согласованию с территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору может не создаваться аттестационная комиссия, при этом обеспечивается проведение аттестации (проверки знаний) специалистов организации в территориальной аттестационной комиссии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Распоряжением и.о. зам руководителя Западно-Сибирского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ООО «Кран-С» на предмет состояния промышленной безопасности при эксплуатации подъемных сооружений. Согласно акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности опасного производственного объекта: 1. Представленное «Положение об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах ООО «Кран-С» не соответствует действующим требованиям в области промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением Правительства РФ 10.03.1999 № 263; Приказ Ростехнадзора № 575-пр от 04.09.2009 «Об утверждении регламента согласования «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», порядка оформления «Положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте», порядка исполнения государственной функции по проверке организации производственного контроля на опасных производственных объектах и утверждении порядка представления сведений об организации и осуществлении производственного контроля Эксплуатирующими организациями»); 2. Не проведена экспертиза промышленной безопасности крану Кран <данные изъяты> регистрационный номер №, отработавшему нормативный срок службы (ст. 13 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 9.3.21 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98); 3. Не разработан и не согласован с территориальным органом Ростехнадзора график аттестации руководителей и специалистов по промышленной безопасности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; п. 19 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (РД03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37; п. 11 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. Постановлением правительства РФ от 10.03.1999 № 263); 4. Не заключен договор с аварийно-спасательными службами (ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ); 5. Не назначено лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; ст. 9.4.2 п. «а» Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999); 6. Не установлен порядок обучения и периодической проверки знаний у ответственных специалистов и обслуживающего персонала (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (РД03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37; ст. 9.4.2 п. «в», ст. 9.4.19 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98). 7. Инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин не обучен и не аттестован на знание «Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов» (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (РД03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37; п. 9.4.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98). 8. Инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии не обучен и не аттестован на знание «Правил устройства и безопасной эксплуатации кранов» (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору (РД03-19-2007), утв. приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37; ст. 9.4.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 № 98). 9. Крановщики автомобильных кранов не допущены к работе приказом по организации (ст. 9.4.23 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00). 10. Не установлен порядок выделения и направления стреловых кранов на объекты по заявкам установленной формы (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ; ст. 9.5.13 п. «е» Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00). 11. Письменно не согласована с органами Ростехнадзора численность службы надзора ООО «Кран-С» (т. 9.4.3 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00). ООО «Кран-С» выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений, установлены сроки: по пунктам 6, 9, 10 – до ДД.ММ.ГГГГ; по пунктам 1, 3 - 5, 7, 8, 11 – до ДД.ММ.ГГГГ; по пункту 2 – до ДД.ММ.ГГГГ. Санкция ч. 1 ст. 9 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Ранее ООО «Кран-С» к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения не привлекалось, часть выявленных нарушений в настоящее время устранены, о чем свидетельствуют представленные представителями ООО «Кран-С» документы. Однако, наличие вышеуказанных нарушений на опасном производственном объекте «<данные изъяты>» ООО «Кран-С» создает угрозу жизни и здоровью работников, эксплуатирующих опасный производственный объект, и иных граждан, а так их же имущества. Наиболее существенным нарушением требованием промышленной безопасности опасного производственного объекта судья считает не проведение экспертизы промышленной безопасности крана Кран <данные изъяты> рег. №, отработавшего нормативный срок службы (согласно предписания срок устранения нарушений - до ДД.ММ.ГГГГ). В связи с чем, судья находит, что наказание в виде административного штрафа не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, и назначает наказание в виде административного приостановлении деятельности до ДД.ММ.ГГГГ. В силу ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ, постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: Признать ООО «Кран-С» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9 КоАП РФ и назначить ООО «Кран-С» наказание в виде административного приостановлении деятельности производственного объекта «<данные изъяты>», регистрационный номер №, расположенный по адресу: <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Постановление исполнить немедленно. Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Судья