РЕШЕНИЕ 05 марта 2011 года с. Каргасок Томской области Каргасокский районный суд Томской области в составе: председательствующего судьи Прилуцкой И.О., с участием защитника Гордеевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Каргасок Томской области жалобу генерального директора ЗАО «Томская нефть» Гарипова Наиля Нургалиевича на постановление государственного инспектора РФ по охране природы по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ по охране природы по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> вынесено постановление № о назначении административного наказания генеральному директору ЗАО «Томская нефть» Гарипову Н.Н. в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. В постановлении указано, что по представленным ЗАО «Томская нефть» расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила: - <адрес> – <данные изъяты>. Оплата за негативное воздействие на окружающую среду не произведена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. - <адрес> – <данные изъяты> Оплата за негативное воздействие на окружающую среду не произведена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. - <адрес> – <данные изъяты> Оплата произведена в установленные сроки, сумма платежа составила <данные изъяты>. За ДД.ММ.ГГГГ сумма невнесенного платежа за негативное воздействие на окружающую среду на ДД.ММ.ГГГГ составила – <данные изъяты>. По представленным ЗАО «Томская нефть» расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила: - <адрес> – <данные изъяты> Оплата за негативное воздействие на окружающую среду не произведена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. - <адрес> – <данные изъяты> Оплата за негативное воздействие на окружающую среду не произведена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. - <адрес> – <данные изъяты> Оплата произведена в установленные сроки, сумма платежа составила <данные изъяты>. За ДД.ММ.ГГГГ сумма невнесенного платежа за негативное воздействие на окружающую среду на ДД.ММ.ГГГГ составила – <данные изъяты>. По представленным ЗАО «Томская нефть» расчетам платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ сумма платежа, подлежащая уплате в бюджет, составила: - <адрес> – <данные изъяты> - <адрес> – <данные изъяты> - <адрес> – <данные изъяты> Оплата за негативное воздействие на окружающую среду произведена в размере <данные изъяты>. За ДД.ММ.ГГГГ сумма невнесенного платежа за негативное воздействие на окружающую среду на ДД.ММ.ГГГГ составила – <данные изъяты>. За вышеуказанные периоды соответствующие бюджеты не получили в установленный законом срок сумму в размере <данные изъяты>. Плата за негативное воздействие на окружающую среду ЗАО «Томская нефть» за ДД.ММ.ГГГГ не внесена в полном объеме по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, тем самым генеральный директор Гарипов Н.Н. нарушил требования природоохранного законодательства. Гарипов Н.Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного постановления, указав, что ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор РФ по охране природы по <адрес> Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по <адрес> Б. вынесла в отношении его - генерального директора ЗАО «Томская нефть» Гарипова Н.Н. постановление о назначении административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты> за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. В постановлении указано, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ сумма невнесенного платежа ЗАО «Томская нефть» за негативное воздействие на окружающую среду составила <данные изъяты> в том числе: - за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> - за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> - за ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> Считает, что вынесенное постановление нарушает его законные права и интересы, является незаконным, необоснованным по следующим основаниям. Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выяснению подлежит наличие события правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения. В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» опасные отходы в зависимости от степени их вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека подразделяются на классы опасности в соответствии с критериями, установленными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 № 511 утверждены критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды. Согласно данным критериям все отходы производства и потребления классифицируются как опасные в соответствии с пятью классами опасности, в том числе 4 класс опасности – малоопасные отходы, 5 класс опасности – практически неопасные отходы. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Томская нефть» представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ и уплатило по 4-му классу опасности за буровой шлам <данные изъяты>. (платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>.). Фактическое образование отхода бурового шлама на территории <адрес> месторождения началось в ДД.ММ.ГГГГ и закончено во ДД.ММ.ГГГГ и только тогда появилась техническая возможность отобрать пробу непосредственно из шламового амбара, а не на основании скважины. Так, ДД.ММ.ГГГГ инженером по охране окружающей среды ЗАО «Томская нефть» был произведен отбор проб (шлам буровой – 2 кг.) из шламового амбара куста № Верхне-Салатского месторождения Южно-Мыльджинской группы месторождений, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол отбора проб отходов № и паспорт пробы №. Томской специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа ОГУ «Областной комитет охраны окружающей среды и природопользования» было проведено биотестирование отобранных проб (шлам буровой – 2 кг.). По результатам биотестирования составлен протокол биотестирования № от ДД.ММ.ГГГГ и дано заключение, что данный вид отхода относится к 5 классу опасности. Указанные документы, подтверждающие 5 класс опасности отходов, были представлены в Росприроднадзор. ДД.ММ.ГГГГ инженер-техник ЗАО «Томская нефть» повторно произвел отбор проб (шлам буровой – 2 кг.) из шламового амбара на <адрес> месторождении куст №, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приемки проб № отхода и паспорт пробу №. Томской специализированной инспекцией государственного экологического контроля и анализа ОГУ «<данные изъяты>» было проведено биотестирование отобранных проб (шлам буровой – 2 кг.). По результатам биотестирования составлен протокол биотестирования № от ДД.ММ.ГГГГ и дано заключение (повторно подтверждено), что данный вид отхода относится к 5 классу опасности. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Томская нефть», получив результаты биотестирования, предоставило скорректированный расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному расчету, оплате за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ подлежало <данные изъяты> а не <данные изъяты>. как первоначально было оплачено Обществом. Однако Росприроднадзор посчитал, что поскольку в протоколе отбора проб отходов № от ДД.ММ.ГГГГ не указано место отбора проб (название месторождения), а указано только «шламовый амбар куст №», расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду по 5-му классу опасности не обоснованны. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ЗАО «Томская нефть» имелась только одна лицензия на право пользования недрами № на <адрес> месторождении, что подтверждается письмом Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ №, в состав которого входит <адрес> месторождение, и куст № является единственным кустом номер один на <адрес> месторождении. Следовательно, буровой шлам на биотестирование отбирался со шламового амбара куста № <адрес> месторождения. Управлению Росприроднадзора по <адрес> было известно, что у ЗАО «Томская нефть» имелась только одна вышеуказанная лицензия на право пользования недрами. Таким образом, в результате излишней оплаты за ДД.ММ.ГГГГ платы за негативное воздействие на окружающую среду у ЗАО «Томская нефть» образовалась переплата в размере <данные изъяты>. Общество не воспользовалось правом возврата из бюджета суммы переплаты, а использовало данную переплату в счет будущих платежей за негативное воздействие на окружающую среду. В итоге по состоянию на конец ДД.ММ.ГГГГ по <адрес> имелась переплата в размере <данные изъяты> по <адрес> <данные изъяты>. и по <адрес> переплата <данные изъяты>. Данные обстоятельства были приведены при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако не были учтены Управлением Росприроднадзора, в результате чего было вынесено оспариваемое постановление. Гарипов Н.Н. неоднократно обращался в Росприроднадзор и Ростехнадзор с просьбой предоставить акты сверки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду, однако эти просьбы были оставлены без ответа. Последние акты сверки по состоянию расчетов на ДД.ММ.ГГГГ были представлены Ростехнадзором ДД.ММ.ГГГГ. При этом на начало ДД.ММ.ГГГГ у общества уже имелась переплата: по <адрес> в размере <данные изъяты>., по <адрес> в размере <данные изъяты>., по <адрес> в размере <данные изъяты>. Поскольку, несмотря на многочисленные запросы, акты сверки Росприроднадзором не представлялись, с целью соблюдения установленной законом обязанности общества по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду, Гарипов Н.Н. организовал регулярную оплату ЗАО «Томская нефть» этих платежей. При этом ЗАО «Томская нефть», при определении сумм платежей исходила из представленных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, из данных бухгалтерского учета, из движения отходов, фактического расхода топлива, расхода электродов и т.п., из объема добытой нефти и газа и фактически на основании утвержденных методик, а также учитывало образовавшуюся переплату по платежам за ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, Гарипов Н.Н., как генеральный директор ЗАО «Томская нефть», предпринял все меры по соблюдению обществом Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления» и Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду». Указанные обстоятельства, исключают его виновность в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Таким образом, оспариваемое постановление является незаконным и необоснованным, нарушает права и законные интересы Гарипова Н.Н. и подлежит отмене в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Просит признать незаконным и отменить полностью постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании защитник Гарипова Н.Г. - Гордеева Н.В. поддержала доводы, изложенные в жалобе. Дополнительно пояснила, что ЗАО «Томская нефть» является недропользователем на основании лицензии и осуществляет деятельность по разработке углеводородных месторождений и добыче углеводородного сырья. Статья 1.5 КоАП РФ указывает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. В постановлении о назначении административного наказания Росприоднадзор установил лишь размер недоплаченной суммы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а привлекает к ответственности за невнесение платы в установленные срок за ДД.ММ.ГГГГ, хотя такая плата Обществом вносилась своевременно и в установленные сроки. Кроме того, размер суммы, недоплаченной по состоянию на промежуточную дату расчетного периода, не имеет правового значения, так как не подтверждает наличие состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Вышеуказанные обстоятельства исключают виновность Гарипова Н.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ. Считает, что административный орган не доказал наличие в действиях Гарипова Н.Н. события и состава административного правонарушения. Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Выслушав защитника Гарипова Н.Н. – Гордееву Н.В., изучив материалы, дела суд установил следующее. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является главным администратором доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду. До ДД.ММ.ГГГГ администратором доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду являлась Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (постановление Правительства РФ от 13.09.2010 № 717). Согласно абз. 14 ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. В силу ч. 1-3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия утвержден постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632. В п. 1 указанного постановления установлено, что настоящий Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.). Пунктами 1, 2 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному раздору от 08.06.2006 № 557, установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащей уплате по итогам отчетного периода, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал. Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц, если в результате их деятельности происходит негативное воздействие, указанное в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчетным периодом признается календарный квартал. За невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена административная ответственность по ст. 8.41 КоАП РФ. В соответствие со ст. 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы. Согласно Устава ЗАО «Томская нефть» осуществляет деятельность по разработке углеводородных месторождений и добыче углеводородного сырья. Генеральным директором ЗАО «Томская нефть» ДД.ММ.ГГГГ избран Гарипов Н.Н. ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Томская нефть» представило расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ и уплатило по 4 классу опасности за буровой шлам <данные изъяты>., что подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ был произведен отбор проб из шламового амбара куста № <адрес> месторождения <адрес> группы месторождений, что подтверждается протоколом отбора проб отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт пробы №. Проведено биотестирование отобранных проб. По результатам биотестирования составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и дано заключение, что данный вид отхода относится к 5 классу опасности. ДД.ММ.ГГГГ повторно проведен отбор проб из шламового амбара куста № <адрес> месторождения <адрес> группы месторождений, что подтверждается актом приемки проб отходов № от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом пробы №. Проведено биотестирование отобранных проб. По результатам биотестирования составлен протокол № от ДД.ММ.ГГГГ и дано заключение, что данный вид отхода относится к 5 классу опасности. Из письма Роснедра от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на ДД.ММ.ГГГГ у ЗАО «Томская нефть» имелась только 1 лицензия на право пользования недрами № на <адрес> месторождении, в состав которого входит <адрес> месторождение и куст № является единственным кустом номер 1 на <адрес> месторождении. Таким образом, буровой шлам на биотестирование мог быть отобран только со шламового амбара куста № <адрес> месторождения. Согласно скорректированному расчету за негативное воздействие за окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Томская нефть» подлежало оплатить <данные изъяты>., а не <данные изъяты>. Таким образом, у ЗАО «Томская нефть» произошла переплата в размере <данные изъяты>. ЗАО «Томская нефть» неоднократно обращалась в Ростехнадзор (Росприроднадзор) с просьбой предоставить акты сверки по платежам за негативное воздействие за окружающую среду, что подтверждается письмами № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные обращения остались без ответа. Кроме того, ЗАО «Томская нефть» с целью соблюдения установленной законом обязанности по внесению платежей за негативное воздействие на окружающую среду осуществляло платежи, что подтверждается платежными поручениями с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, платежи за негативное воздействие на окружающую среду производились с учетом образовавшейся переплаты в ДД.ММ.ГГГГ, которая в ДД.ММ.ГГГГ ЗАО «Томская нефть» не была возвращена из бюджета, а использовалась ЗАО «Томская нефть» в счет будущих платежей. Таким образом, ЗАО «Томская нефть» вносило плату за негативное воздействие за окружающую среду за ДД.ММ.ГГГГ. При указанных обстоятельствах, постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 – 30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ: Постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Гарипова Наиля Нургалиевича, признанного виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ отменить за отсутствием в действиях Гарипова Н.Н. состава и события административного правонарушения. Судья