Дело № 1-125/2010
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 22 октября 2010 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Каргапольского районного суда Фарфориной Т.В.
с участием государственного обвинителя заместителя прокурора Каргапольского района Бажановой Ю.А.
подсудимого Шахматова И.А.,
защитника адвоката Драч Е.А., предъявившей удостоверение № и ордер № от 11.08.2010.
при секретарях Ахмедовой Л.С. и Буламбаевой А. С.-Х.
потерпевшем С.
рассмотрев в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении:
Шахматова И.А. (дд.мм.) 1977 года рождения, <данные изъяты>, не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
08 марта 2010 года около 17 часов 30 минут Шахматов И.А., находясь в кухне своего дома <адрес>, на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений с целью причинения тяжкого вреда здоровью С., взял со стола нож и умышленно нанес им С. один удар в область живота. Своими действиями Шахматов И.А. причинил С., согласно заключения судебно-медицинского эксперта № от 13.04.2010 года, телесные повреждения в виде: колото-резаного ранения брюшной стенки, проникающее в брюшную полость с повреждением правой доли печени и желудка, которое причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
Шахматов И.А. виновным себя по предъявленному обвинению признал частично. Показал, что он распивал спиртное в своем доме с Х., Ю., А.В.. Затем пришел С. с незнакомым ему парнем, посидели минут 10, он стал выгонять их из дома. Парень, с которым пришел С., вышел из дома, а С. остался, они разодрались. С. его толкнул, он тоже толкнул С., тогда С. ударил его по лицу, он отлетел к столу в кухне, что на столе нащупал, тем и ударил С. наотмашь куда-то в тело, не подумал, что это нож. Слепой, не видел, что взял. Ему уже в милиции сказали, что был нож. У него была губа разбита и ссадины кровоточили.
Вина Шахматова И.А. в причинении тяжкого вреда здоровью С. подтверждается доказательствами:
Потерпевший С. показал, что 08 марта 2010 года с Я. примерно в 18 или 19 часов пришел в гости к Шахматову. В доме, кроме Шахматова, находились А.В. и Ю. Пробыли не больше 15 минут, Ю. разругался с Я., так как Ю. кричал, чтобы они уходили. Шахматов И. стал тоже выгонять их из дома. Я. стал на Ю. кидаться, он разнимал их и даже не понял, как все произошло. Кто-то налетел на Шахматова И., он не видит, все на слух воспринимает, так и получилось. Шахматов нанес ему один удар ножом, где он взял нож не знает, наверное, со стола. Наказывать он его не желает.
Свидетель Н.В. показала, что муж А.В. пришел 08.03.2010 года домой пьяный, сказал, что Шахматов И. С. ударил ножом, что произошла ссора из-за того, что Шахматов И. выгонял С., тот не уходил.
Свидетель А.В. показал, что находился в гостях у Шахматов И., сидели в комнате, разговаривали. Х. и Ю. еще были. Затем дверь сбрякала, пришел С., Шахматов сказал, что сейчас выгонит его, вышел на кухню, он оставался в комнате. Слышал крики, Ю. кричал что-то вроде: «Уходите вон», когда вышел на кухню, С. уже не было. На столе увидел кухонный нож с белой ручкой, на лезвии была кровь. Он сразу же ушел домой.
Показания А.В., данные в ходе предварительного следствия, оглашались по ходатайству государственного обвинителя в связи с противоречиями в порядке ст. 281 УПК РФ. А.В. показал, что между Шахматовым и С. возникла ссора, из-за чего, не знает. Шахматов, ругаясь с С., несколько раз выходил из комнаты в кухню, где находился С.. Когда Шахматов в очередной раз вышел на кухню, он пошел за ним, в проем двери видел, как Шахматов сначала подошел к кухонному столу, потом пропал из его вида. Когда вышел на кухню, Шахматов находился один, С. и его друга в доме не было. Он увидел на столе нож с белой ручкой, который был в крови. Понял, что Шахматов подрезал С.. Спросил его, зачем это сделал. Шахматов ответил, что раз он сам все натворил, то сам за все и ответит.
А.В. подтвердил показания данные в ходе предварительного следствия, пояснив, что подзабыл, прошло много времени.
Свидетель В. показал, что С. приходил во второй половине дня пьяный с парнем, которого он не знает. Он С. пьяного в дом не пускает, они ушли. Примерно через 20-30 минут С. вернулся, сказал, что его подкололи, упал на пол. Сказал, что подколол Шахматов И. Он вызвал скорую помощь, рана была в области живота.
Свидетель М. показал, что 08 марта 2010 года он находился в гостях у отца В., пришел С., но отец его не пустил, он ушел в сторону дома Шахматова И. Минут через 20 – 30 С. возвратился, был бледный, сказал, что его подколол Шахматов И. и упал на пол. Он расстегнул куртку, футболка у С. была в крови, вызвали скорую помощь. Дня через два от С. узнал, что у Шахматова было лицо избито, в крови.
Свидетель С. показал, что 08.03.2010 года его пригласили в качестве понятого в дом к Шахматову И. Лицо у Шахматова было в крови, спросил, кто его, ответил С.. На кухне посуда была разбита, чашки, банки на полу, нож видел, на нем кровь. Шахматов заходил к нему примерно в 16-17 часов, никаких повреждений у него не было. С С. у Шахматова раньше были дружеские отношения, сейчас не знает.
Свидетель А. показал, что от родителей узнал, что с Шахматовым И. произошло. Поехал в отделение милиции, когда увидел брата Шахматова И., у него была разбита губа, ссадины на лице, жаловался на боль в груди. Он рассказал, что к нему пришел С. с кем-то, сидели, выпивали, стал выгонять С., получилась драка, ударил С. ножом. Со слов брата ему известно, что они вдвоем с С. были на кухне, так как друг ушел, а С. остался.
Свидетель Н. показала, что Шахматов И. приходил к ней, жаловался, что С. к нему приходят, выгнать их не может. В феврале 2010 года поздно вечером Шахматов И. пришел к ней босиком, лицо в крови, сказал, что С. избил, не может выгнать его из дома. Пошла к Шахматову, у дома стояла машина, забор был сломан, в доме С. был с братом, она их выгнала. Нужно выпить, приходят за деньгами, знали, когда он получает пенсию. Хозяйничали у него в доме.
Свидетель Р. показала, что Шахматов И.А. сын. С С. она неоднократно разговаривала, что бы приходил трезвый, не ходил к сыну в пьяном виде. С. донимал сына, то денег надо, то еще чего-нибудь, как к себе домой приходил, то стекла выбиты, то стулья переломаны, то забор весь вынесен, С. с братьями приезжал. Она говорила сыну, чтобы не пускал их, но они все равно идут к нему. Она не знает, что произошло, но когда сын пришел из милиции, то 3 дня лежал, у него ребра болели, двигаться не мог, С. побил.
Свидетель С.А. показала, что С. пришел в шесть-семь часов вечера, бледный, сказал, что его подрезал Шахматов И. и упал на пол. Вызвали скорую помощь. Позже С. ей говорил, что он сидел на диване, ему случайно досталось. Шахматов с кем-то другим дрался, его ударил ножом ни за что.
Свидетель Х. показал, что 08.03.2010 года пришел к Шахматову И. уже в состоянии опьянения, забрался на полати и лег спать, как Шахматов ударил С. ножом, не видел. Шахматов ранее ему не жаловался на С..
Свидетель Я. показал, что с С. пришел к Шахматову, С. позвал его. Зашли на кухню, хозяин кричал, они, то есть хозяин и С., скандалили, понял, что гости они нежеланные. Хозяин сказал, что давайте, идите, он вышел из дома, он ни с кем не ссорился. Следом, примерно через минуту, вышел С., держался за грудь. С. сказал, что он его «пырнул», кто он, не знает. Когда зашли, хозяин был в комнате, еще двое были в кухне. С. попросил сходить за его женой, он пошел, но дом не нашел и возвратился, С. уже не было.
Показания Я., данные им в ходе предварительного следствия, оглашены в судебном заседании по ходатайству государственного обвинителя в порядке ст. 281 УПК РФ в связи с имеющимися противоречиями. Я. показал, что между С. и Шахматовым возникла ссора, из-за чего именно, не помнит. Шахматов сильно ругался, стал говорить, чтобы они уходили. Он стоял у порога и сразу же вышел. Примерно через 1 минуту из дома вышел С., он рукой зажимал рану в области живота, сказал, что его ударил один раз ножом Шахматов И. С. пошел домой, а он ушел к знакомой <адрес>.
Я. показал, что следователю дал те же показания, что в судебном заседании, что он записал, не знает, протокол подписал, замечаний не было, так как не читал его.
В соответствии с рапортом от 08.03.2010 года, зарегистрированным в книге учета происшествий в 18 часов 40 минут за №, 08.03.2010 года в 17 часов 45 минут в ЦРБ р.п. Каргаполье обратился С. с ножевым ранением грудной клетки.
В соответствии с протоколом осмотра места происшествия от 08.03.2010 года, объектом осмотра является дом <адрес>, в кухне которого со стола изъят нож с ручкой из пластмассы белого цвета.
В соответствии с протоколом осмотра предметов от 04.04.2010 года, осмотрен нож с пластмассовой рукояткой белого цвета, общая длина 310 мм, длина клинка 195 мм, длина рукоятки 115 мм, клинок плоский.
В соответствии с заключением эксперта № от 13.04.2010 года у С. выявлено колото-резаное ранение брюшной стенки, проникающее в брюшную полость с повреждением правой доли печени и желудка, которое возникло незадолго до обращения за медицинской помощью, в результате воздействия плоского колюще-режущего предмета, и причинило тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни.
В соответствии со справкой МУ «Каргапольская центральная районная больница», Шахматов И.А. доставлялся сотрудниками милиции в отделение скорой помощи 09.03.2010 года в 04 часа 10 минут, осмотрен дежурным врачом, диагноз: множественные ссадины лица и шеи.
Показания свидетеля А.В., данные им в ходе предварительного следствия, оглашены и исследованы в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, признаны судом достоверными, так как подтверждены самим свидетелем, другими имеющимися по делу доказательствами.
Показания свидетеля Я., данные им в ходе предварительного следствия, оглашены и исследованы в судебном заседании в порядке ст. 281 УПК РФ, признаны судом достоверными, так как Я. подтвердил, что подписал данные им показания, замечаний на них не приносил. Так же они подтверждаются другими имеющимися по делу доказательствами, в том числе заключением эксперта о наличии у С. колото-резаного ранения брюшной полости.
Судом не принимаются показания потерпевшего С. в части того, что он не ударял Шахматова И.А. по лицу, Я. ссорился с Ю., который кричал, чтобы они уходили, кинулся на него, он их разнимал, в ходе борьбы кто-то полетел на Шахматова И.А., тот не видел, кто, нанес удар ножом ему по ошибке. Эти показания опровергаются показаниями подсудимого Шахматова И.А. о том, что он выгонял С., тот ударил его, он ударил С., С. нанес ему удар по лицу рукой, он упал на пол, а, поднявшись, ударил С. предметом, взятым со стола, по телу. Так же показаниями свидетеля Я. о том, что ссора произошла между С. и Шахматовым, Шахматов выгонял их из своего дома, он сразу же вышел, а С. еще оставался в доме. Справкой из МУ «Каргапольская ЦРБ», в соответствии с которой Шахматов был освидетельствован 09.03.2010 года в 04 часа 10 минут, у него выявлены телесные повреждения в виде множественных ссадин лица и шеи. Показания С. судом расцениваются, как попытка скрыть противоправность своих действий.
Таким образом, вина Шахматова И.А. нашла полное подтверждение в ходе судебного заседания. В соответствии с заключением эксперта у С. выявлено колото-резаное ранение брюшной стенки, проникающее в брюшную полость с повреждением правой доли печени и желудка, которое возникло незадолго до обращения за медицинской помощью, в результате воздействия колюще-режущего предмета, и причинило тяжкий вред здоровью, по признаку опасности для жизни. Судом установлено, что данное телесное повреждение С. причинено действиями Шахматова И.А.. Подсудимый Шахматов показал, что стал выгонять С. из своего дома, тот не уходил, разодрались, С. толкнул его, он тоже толкнул С., тогда С. ударил его рукой по лицу, он упал на пол около стола в кухне, поднялся, схватил со стола какой-то предмет и ударил им наотмашь С. по телу. О том, что ударил ножом, узнал от работников милиции, так как слепой, то не знал какой предмет попал под руку. Потерпевший С. показал, что именно Шахматов И.А. нанес ему один удар ножом. Свидетель А.В. показал, что когда пришел С., Шахматов сказал, что выгонит его и вышел в кухню, откуда он услышал крики, Шахматов ругался с С., когда вышел на кухню, Шахматов был один, на столе увидел нож со следами крови. Свидетель Н.В. показала, что со слов мужа А.В. ей стало известно, что Шахматов в ходе ссоры ударил С. ножом, из-за того, что выгонял его, а тот не уходил. Свидетель А. показал, что со слов брата Шахматова И.А. ему известно, что к нему пришел С., выпивали, стал выгонять С., тот не уходил, получилась драка, он ударил С. ножом. Свидетели В., М.и С.А. показали, что со слов С. им известно, что его ударил ножом Шахматов И. Свидетель Я. показал, что С. ссорился с Шахматовым, так как последний выгонял их из дома, он вышел, следом вышел С., он рукой зажимал рану в области живота, сказал, что ударил ножом Шахматов И. В ходе осмотра места происшествия дома <адрес> в кухне на столе был обнаружен и изъят нож. В соответствии с протоколом осмотра нож состоит из плоского клинка длиной 195 мм и пластмассовой рукоятки белого цвета длиной 115 мм.
При оценке действий подсудимого суд считает установленным тот факт, что конфликт был спровоцирован потерпевшим, который не желал уходить из квартиры Шахматова И.А., несмотря на требования последнего, что подтверждается как показаниями подсудимого Шахматова, так и показаниями свидетелей А.В. и Я.. Кроме того, не опровергнуты показания подсудимого Шахматова, что в ходе конфликта С. толкнул его, а затем ударил один раз рукой по лицу, он упал на пол. В соответствии со справкой МУ «Каргапольская районная больница», куда Шахматов доставлялся сотрудниками милиции 09.03.2010 года в 4 часа 10 минут для освидетельствования, у него выявлены множественные ссадины лица. Свидетели С. и А. показали, что видели телесные повреждения на лице подсудимого Шахматова И.А. и с его слов им известно, что причинил ему их потерпевший С.. Это расценивается судом как смягчающее наказание обстоятельство.
Исходя из установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела, действия Шахматова И.А. не могут расцениваться как совершенные при необходимой обороне, превышении пределов необходимой обороны или в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), так как не имел факт общественно опасного посягательства на него или его близких, а внезапность возникновения сильного душевного волнения (аффекта) состоит в том, что он возникает немедленно, как ответная реакция на противоправное, аморальное поведение потерпевшего.
Судом установлено, что между Шахматовым и С. возникла ссора в кухне дома <адрес>, в ходе конфликта С. толкнул Шахматова, тот в ответ толкнул С., на что С. нанес удар рукой по лицу Шахматова, тот упал на пол около стола. Никаких дальнейших действий С. не предпринимает, что подтверждается показаниями самого подсудимого Шахматова. Дальнейшие действия Шахматова, он берет с кухонного стола нож и наносит им один удар С. в область живота, обусловлены мотивами возникшей личной неприязни.
Доводы Шахматова И.А. о том, что он инвалид по зрению, поэтому не мог видеть, какой предмет схватил со стола и каким предметом нанес удар наотмашь С., суд находит несостоятельными, расценивает как способ защиты. Телесные повреждения С. нанесены Шахматовым в своем доме, где он, являясь инвалидом по зрению, хорошо ориентируется и знает место расположения вещей. Беря предмет со стола и, нанося удар в область живота С., Шахматов имел умысел на причинение телесных повреждений С., чего и достиг своими действиями, причинив тяжкий вред здоровью С.. Кроме того, в соответствии со справкой МУ «Каргапольская ЦРБ», у Шахматова И.А. имеется остаточное зрение преимущественно периферическое.
Доводы защитника о том, что в действиях Шахматова И.А. имеет место необходимая оборона и он подлежит оправданию, так как С. нанес ему телесные повреждения, Шахматов не мог определить степень опасности нападения, защищаясь, схватил первый попавший под руку предмет, не знал, что этим предметом является нож, чем не превысил пределов необходимой обороны, суд находит несостоятельными. Установлено, что после падения Шахматова от удара нанесенного С. ему по лицу, С. прекратил какие либо активные действия в отношении Шахматова, что подтверждается показаниями самого подсудимого Шахматова, следовательно, необходимость в обороне отпала.
Действия Шахматова И.А. подлежат квалификации по ст. 111 ч. 1 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Решая вопрос о мере наказания, суд находит смягчающие наказание обстоятельства: противоправное поведение потерпевшего, явившегося поводом для преступления. Отягчающих наказание обстоятельств суд не находит.
Учитывая совокупность выше указанных обстоятельств, характер и степень тяжести совершенного преступления, личность виновного, характеризующегося положительно, состояние его здоровья, так как является инвалидом 1 группы по зрению, мнение потерпевшего, не желающего строго наказывать подсудимого, а так же влияние наказания на исправление, суд пришел к выводу о назначении наказания в пределах санкции статьи УК РФ в виде лишения свободы. Суд не находит обстоятельств существенно уменьшающих степень опасности совершенного преступления, оснований для применения ст. 73 УК РФ и постановив считать его условным.
Гражданский иск по делу не заявлен.
Руководствуясь ст. 302 – 304, 307 – 309 УПК РФ,
П Р И Г О В О Р И Л:
Шахматова И.А. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 1 УК РФ, и назначить наказание в виде 3 лет лишения свободы.
На основании ст. 73 УК РФ наказание считать уловным, установить испытательный срок 2 года. Обязать Шахматова И.А. проходить регистрацию в специализированном государственном органе, осуществляющем исправление осужденных, не менять постоянного места жительства без уведомления данного органа.
Меру пресечения Шахматову И.А. оставить в виде подписки о невыезде до вступления приговора в законную силу.
Судьбы вещественных доказательств определить следующим образом: нож, хранящийся при уголовном деле, уничтожить.
Приговор может быть обжалован в коллегию по уголовным делам Курганского областного суда в срок 10 дней со дня провозглашения, с подачей жалобы через Каргапольский районный суд.
Осужденный вправе ходатайствовать о своем участии при рассмотрении дела судом кассационной инстанции.
В силу ч. 2 ст. 375 УПК РФ желание принять участие в рассмотрении дела судом кассационной инстанции, равно как и отсутствие такового, а так же свое отношение к участию защитника, либо отказ от защиты при рассмотрении дела судом кассационной инстанции, должны быть выражены в кассационной жалобе или отдельном заявлении до направления дела в суд кассационной инстанции.
Председательствующий: