РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2010 года
р.п. Каргаполье
Каргапольский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Алексеевой М.А.,
при секретаре судебного заседания Е.,
с участием представителя заявителя У. - М.,
представителя администрации Каргапольского поссовета - Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. об оспаривании постановления администрации Каргапольского поссовета Курганской области от 29.07.2009. № 163,
установил:
У. в установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления главы Каргапольского поссовета № 163 от 29.07.2009. «Об отмене постановления администрации муниципального образования р.п. Каргаполье Каргапольского района Курганской области от 15.12.2005 г. № 394 «О предоставлении земельного участка за плату в собственность для размещения объектов торговли», указав, что оно не соответствует ч.ч. 1, 5, 6 ст. 36 ЗК РФ и нарушает его право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: ул. П*, д. №*, р.п. Каргаполье, Каргапольский район, Курганская область.
В судебном заседании представитель заявителя М. доводы заявления поддержал, содержащуюся в нём просьбу уточнил и просил признать незаконным постановление администрации Каргапольского поссовета № 163 от 29.07.2009. с момента его вынесения, так как оно принято неуполномоченным органом и нарушает права и законные интересы заявителя. Объяснил, что земельный участок был предоставлен У. в бессрочное пользование на основании решения представительного собрания р.п. Каргаполье № 30 от 25.09.1998.; постановлением администрации муниципального образования р.п. Каргаполье от 15.12.2005 г. № 394 этот же земельный участок был предоставлен ему за плату в собственность. Заявитель заключил с администрацией муниципального образования р.п. Каргаполье 15.12.2005. договор его купли-продажи, полностью уплатил покупную цену, пользовался и распоряжался им как собственник. В июле 2009 года У. обратился в Каргапольский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области за регистрацией права собственности на приобретённый земельный участок, в чём ему отказали, сославшись на оспариваемое постановление. После повторного обращения в отдел УФРС право собственности У. на указанный земельный участок было зарегистрировано19.11.2009.
Представитель администрации Каргапольского поссовета Н. в судебном заседании объяснила, что на основании постановления администрации муниципального образования р.п. Каргаполье от 15.12.2005. № 394 У. для приобретения в собственность был предоставлен земельный участок площадью 744 кв.м. с кадастровым номером 45:06:02 01 06:0023, расположенный в р.п. Каргаполье по ул. П*, так как он в подтверждение права собственности на находившееся по этому адресу управленческое здание Каргапольского механического завода предъявил Акт продажи описанного имущества от 22.08.1997. В 2009 году в результате инвентаризации было выявлено несоответствие этого Акта требованиям, предъявляемым к документу, устанавливающему право собственности на объект недвижимости, кроме этого, земельный участок под административным зданием нельзя было предоставлять с разрешенным использованием для размещения объекта торговли, поэтому администрация Каргапольского поссовета 29.07.2009. вынесла постановление № 163 об отмене постановления администрации муниципального образования р.п. Каргаполье № 394 от 15.12.2005. Представитель администрации Каргапольского поссовета полагала, что оспариваемым постановлением не нарушаются права и законные интересы заявителя, поскольку на момент его вынесения за У. не было зарегистрировано право собственности на земельный участок, предоставленный на основании ранее действовавшего постановления.
Заслушав объяснения заявителя, представителя администрации Каргапольского поссовета, показания свидетеля, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд пришёл к выводу о том, что заявление У. подлежит удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В силу ч. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
На основании ч. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ.
Судом установлено, что на основании решения представительного собрания р.п. Каргаполье № 30 от 25.09.1998. У. в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок площадью 740 кв.м., расположенный в р.п. Каргаполье, ул. П*, и прилегавший к зданию столовой (части бывшего здания управления ремонтно-механического завода). На основании постановления администрации муниципального образования р.п. Каргаполье от 15.12.2005 г. № 394 «О предоставлении земельного участка за плату в собственность для размещения объектов торговли» У. 15.12.2005. заключил с администрацией муниципального образования р.п. Каргаполье договор купли-продажи этого земельного участка, перечислив в срок и на счёт, указанные в договоре, полностью покупную цену. Заявитель как собственник пользовался и распоряжался указанным земельным участком. Данные обстоятельства в судебном заседании никем не оспаривались и подтверждаются исследованными судом: решением представительного собрания р.п. Каргаполье № 30 от 25.09.1998., постановлением администрации муниципального образования р.п. Каргаполье от 15.12.2005 г. № 394, договором купли-продажи земельного участка от15.12.2005., банковской квитанцией от 19.12.2005., показаниями свидетеля.
Суд установил, что отсутствует спор о праве собственности У. на земельный участок, предоставленный ему за плату на основании постановления администрации муниципального образования р.п. Каргаполье от 15.12.2005 г. № 394; администрация Каргапольского поссовета не обращалась с иском о признании договора купли-продажи земельного участка недействительным или о его расторжении, заинтересованные лица – Российская Федерация, ООО «Т*» и ООО «К*», собственники остальных земельных участков, расположенных по адресу: р.п. Каргаполье, ул. П*, д. №*, надлежаще извещённые о существе рассматриваемого гражданского дела, времени и месте судебного заседания, не представили своих возражений по поводу принадлежности заявителю земельного участка площадью с кадастровым номером 45:06:02 01 06:0023 или порядка пользования им.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
По правилам, установленным главой 25 ГПК РФ, могут быть оспорены, в том числе решения органов местного самоуправления: представительного органа муниципального образования, местной администрации и иных органов, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Исходя из положений, предусмотренных п. 4 ст. 258 ГПК РФ, для признания ненормативного акта органа местного самоуправления незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение этим актом прав и законных интересов гражданина.
В силу ч. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10, 11 ЗК РФ.
Согласно ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путём выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со ст.ст. 2, 14, 34, 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003. № 131-ФЗ вопросы местного значения поселения по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, относятся к компетенции органов местного самоуправления, состоящим из представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования), контрольного органа муниципального образования, иных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования и обладающих собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу подп. 5 п. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
На основании ст. 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно ст.ст. 5, 17, 18, 19, 29, 30 и 34 Устава муниципального образования рабочий посёлок Каргаполье, администрация Каргапольского поссовета как исполнительно-распорядительный орган поселения вправе управлять и распоряжаться муниципальной собственностью поселения, в том числе земельными участками, отнесёнными к муниципальной собственности поселения, в соответствии с порядком, установленным поселковой Думой (представительным органом муниципального образования). Порядок владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом поселения устанавливается Положением, принимаемым поселковой Думой.
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ, обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Администрация Каргапольского поссовета не представила суду сведений – принималось ли Каргапольской поселковой Думой Положение о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом, доказательств того, что указанный земельный участок на момент вынесения оспариваемого постановления находился в муниципальной собственности МО р.п. Каргаполье, что могло бы позволить администрации Каргапольского поссовета распорядиться им при наличии соответствующих полномочий.
Учитывая изложенное, суд пришёл к выводу о том, что оспариваемое постановление не соответствует ст. 11 ЗК РФ и ст.ст. 35, 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заявитель в силу требований ст.ст. 3, 56, ч. 1 ст. 247 ГПК РФ должен доказать, что оспариваемым ненормативным актом нарушаются его права. В материалах гражданского дела представлены документы, свидетельствующие о том, что постановление администрации Каргапольского поссовета № 163 от 29.07.2009. «Об отмене постановления администрации муниципального образования р.п. Каргаполье Каргапольского района Курганской области от 15.12.2005 г. № 394 «О предоставлении земельного участка за плату в собственность для размещения объектов торговли» препятствовало У. в регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером ***** (Уведомление о приостановлении и Сообщение об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество). Поэтому суд признаёт, что оспариваемым постановлением были нарушены права У. в области земельных правоотношений.
Администрация Каргапольского поссовета не доказала законности оспариваемого постановления; доводы заявителя в судебном заседании не опровергнуты, поэтому суд пришёл к выводу о том, что заявление У. подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
заявление У. удовлетворить.
Признать постановление администрации Каргапольского поссовета от 29.07.2009. № 163 «Об отмене постановления администрации муниципального образования р.п. Каргаполье Каргапольского района Курганской области от 15.12.2005 г. № 394 «О предоставлении земельного участка за плату в собственность для размещения объектов торговли» незаконным с даты его вынесения.
Обязать администрацию Каргапольского поссовета устранить допущенное нарушение права У. в области земельных правоотношений и отменить постановление администрации Каргапольского поссовета от 29.07.2009. № 163 «Об отмене постановления администрации муниципального образования р.п. Каргаполье Каргапольского района Курганской области от 15.12.2005 г. № 394 «О предоставлении земельного участка за плату в собственность для размещения объектов торговли».
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее, чем в течение месяца со дня получения решения.
На решение могут быть поданы кассационные жалобы в Курганский областной суд через Каргапольский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий