РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье
26 января 2010 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Гончарука С.Е.,
при секретаре Е.,
с участием истцов В. и З., третьих лиц Д., Р., Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В. и З. к администрации поссовета «Красный Октябрь» о признании права собственности на квартиру,
установил:
В. и З. обратились в суд с иском к администрации поссовета «Красный Октябрь» о признании права собственности на квартиру, находящуюся по адресу: Курганская область, Каргапольский район, р.п. Красный Октябрь, ул. К*, д. №*, кв. №*, состоящую из трёх комнат и кухни общей площадью 64,8 кв. м., жилой площадью 42,7 кв. м. в порядке приватизации. Указывали, что в 1993 году их семье К*им заводом ЖБИ по ордеру №* была выделена квартира №* в жилом доме №* по ул. К* в р.п. Красный Октябрь. В настоящее время предприятия не существует. Спорная квартира в муниципальную собственность не передавалась. Просили признать за ними право совместной собственности на указанную квартиру.
В судебном заседании В. и З. требование полностью поддержали и просили их удовлетворить. Просили признать за ними в порядке приватизации право совместной собственности на квартиру №* в доме №* по ул. К* в р.п. Красный Октябрь Каргапольского района Курганской области, возвратить им излишне уплаченную государственную пошлину.
Представитель ответчика администрации поссовета «Красный Октябрь» на судебное разбирательство не явился. От главы администрации К. поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ.
Третьи лица Д., Р. с требованием З. и В. полностью согласились. Пояснили, что они не желают участвовать в приватизации спорной квартиры.
Г. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие, против удовлетворения иска не возражал.
Заслушав объяснения истцов и третьих лиц, изучив и оценив письменные материалы дела, суд находит требования В. и З. обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права. Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Согласно ст. 18 Закона РФ от 4.07.1991. N1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
25.12.1990. был принят Закон РСФСР N445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», в соответствии с которым устанавливались новые организационно-правовые формы юридических лиц. 03.07.1992. был принят Закон РФ N1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ». Во исполнение данного закона была принята «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» (утверждена постановлением ВС РСФСР от 11.06.1992. N 2980-1). В развитие названных норм, Указом Президента РФ от 01.07.1992. N721, было принято «Положение о коммерциализации государственных предприятий «с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа», согласно разделу 2 которого, государственные предприятия, являющиеся участниками межотраслевых государственных объединений, концернов, ассоциации или иных добровольных объединений предприятий (к которым относился К***ий завод ЖБИ) были обязаны до 1 августа 1992 года, привести организационно-правовые формы, в соответствие с действующим законодательством, учредив товарищество или акционерное общество.
Для освобождения приватизируемых государственных предприятий от несвойственных им функции по содержанию объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, жилищного фонда, Указом Президента Российской Федерации от 10.01.93 №8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" было предусмотрено, что эти объекты при приватизации предприятия не включаются в его уставный капитал, относятся к федеральной (государственной) собственности и находятся в ведении администрации по месту их расположения.
В развитие положений, закрепленных в Указе Президента РФ от 10.01.93 N0. 8, было принято Постановление Правительства РФ от 07.03.95 № 235, согласно пунктам 2, 3 которого, все предприятия, в том числе и приватизированные к этому времени, должны были внести изменения в планы приватизации для передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в муниципальную собственность. Утверждение плана приватизации предприятия (изменений, вносимых в план приватизации предприятия) являлось решением о передаче названных объектов федеральной собственности в государственную собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность.
В соответствии с вышеуказанными нормативными актами К***ий завод ЖБИ жилищный фонд в муниципальную собственность не передавал.
Из материалов дела усматривается, что истцы проживают в квартире №* дома №* по ул. К* в р.п. Красный Октябрь Каргапольского района вместе с совершеннолетними детьми: Р. и Г. (справка администрации поссовета «Красный Октябрь» от 28.10.2009.). Основанием для вселения истцов явился ордер на служебное жилое помещение №*, выданный администрацией п. Красный Октябрь 29.12.1993.
По сообщению Каргапольского филиала ГУП «Кургантехинвентаризация» №* от 02.11.2009. собственником спорной квартиры на основании регистрационного удостоверения №* от 10.09.1997. является К***ий завод ЖБИ.
Согласно справке администрации поссовета «Красный Октябрь» от 26.01.2010. спорная квартира на балансе администрации не состоит.
На основании справки Управления Федеральной регистрационной службы по Курганской области от 11.12.2009. сведений о регистрации прав на квартиру №* в доме №* по ул. К* в р.п. Красный Октябрь Каргапольского района Курганской области не имеется.
Спорная квартира не передавалась в муниципальную собственность и не является муниципальной собственностью, о чём свидетельствуют справка Комитета по управлению муниципальным имуществом по Каргапольскому району от 16.11.2009 и справка администрации поссовета «Красный Октябрь» от 29.10.2009.
В настоящее время К**ий завод ЖБИ прекратил свою деятельность, сведения о его регистрации в едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют, что подтверждается справкой Межрайонной ИФНС России №3 по Курганской области от 16.12.2009.
В связи с тем, что спорная квартира не была передана в муниципальную собственность, истцы лишены возможности приватизировать в установленном законом порядке.
Ранее по состоянию на 16.11.2009. З. и В. в приватизации жилья на территории Каргапольского района не участвовали (справка Комитета по управлению муниципальным имуществом Каргапольского района от 16.11.2009.).
Д., Р., Г. не желают приватизировать спорную квартиру и согласны на её приватизацию З. и В.
Таким образом, требования В. и З. подлежат удовлетворению.
Размер государственной пошлины по делам, связанным с приватизацией жилого помещения, следует определять на основании подпункта 3 пункта 1 ст. 333.19 НК РФ как для исковых заявлений, не подлежащих оценке, поскольку оценка жилья не влияет на решение вопроса о бесплатной передаче его в собственность граждан в порядке, определенном Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ".
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ при подаче искового заявления имущественного характера не подлежащего оценке, а также искового заявления не имущественного характера физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере 100 рублей.
При обращении в суд В. уплатил по квитанции от 05.11.2010. 3085руб.59коп., З. в размере 1 542руб.80коп., то есть в большем размере, чем следовало (100руб. с каждого).
В соответствии с п.1 ч.1 ст.333.40 НК РФ в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено главой 25.3 НК РФ, уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью. Следовательно, излишне уплаченную государственную пошлину следует возвратить В. в размере 2 985руб.59коп., З. в размере 1 442руб.80коп.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования В. и З. удовлетворить.
Признать за В. и З. право совместной собственности на квартиру, находящуюся по адресу: Курганская область, Каргапольский район, р.п. Красный Октябрь, ул. К*, д. №*, кв. №*, состоящую из трёх жилых комнат, общеполезной площадью 64,8 кв. м., жилой площадью 42,7 кв. м.
Возвратить в порядке, предусмотренным ч. 3 ст. 333.40 НК РФ, излишне уплаченную государственную пошлину: В. в размере 2985руб. 59коп., оплаченную им по квитанции №* от 05.11.2009., З. в размере 1442 руб. 80 коп., оплаченную ею по квитанции №* от 07.12.2009.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней через Каргапольский районный суд.
Судья