о признании нормативного правового акта противоречащим закону



Дело №2-341

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Каргаполье 26 июля 2011 года

Каргапольский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Гончарука С.Е.,

при секретаре судебного заседания Ефимовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Курганского транспортного прокурора о признании нормативного правого акта противоречащим закону,

установил:

Курганский транспортный прокурор обратился в суд с заявлением о признании нормативного правого акта противоречащим закону. Указывал, что Каргапольской районной Думой 28.05.2009. было принято решение №436 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Каргапольского района, и земельных участков, расположенных на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена», которое в части противоречит федеральному законодательству. Пунктами 7 Приложений к указанному решению Каргапольской районной Думы установлены размеры процентов кадастровой стоимости земельных участков под объектами транспортных систем естественных монополий. Решение в той й части, которая предусматривает размеры процентов кадастровой стоимости на земельные участки под объектами транспортных систем естественных монополий принято органом местного самоуправления с превышением предоставленных полномочий, так как земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции являются федеральной собственностью. Протест транспортного прокурора был отклонен решением председателя Каргапольской районной Думы от 23.11.2010. №74. Просил признать незаконными пункты 7 Приложений к решению Каргапольской районной Думы от 28.05.2009. №436 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Каргапольского района, и земельных участков, расположенных на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена», внести в указанные пункты изменения, касающиеся земельных участков под объектами транспортных систем естественных монополий, указав – «за исключением земельных участков, находящихся в федеральной собственности».

В судебном заседании прокурор уточнил заявленные требования, просил признать незаконными пункты 7 Приложений №№2 и 3 к решению Каргапольской районной Думы от 28.05.2009. №436 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Каргапольского района, и земельных участков, расположенных на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена», внести в указанные пункты изменения, касающиеся земельных участков под объектами транспортных систем естественных монополий, указав – «за исключением земельных участков, находящихся под объектами железнодорожного транспорта». Дополнил, что, по мнению транспортного прокурора, оспариваемыми Приложениями №№ 2 и 3 к решению от 28.05.2009. №436 нарушаются права ОАО «РЖД».

Представители Каргапольской районной Думы Смольников А.Н. и Рогалева С.Н. полагали, что заявление транспортного прокурора не подлежит удовлетворению. Пояснили, что обжалуемым решением было утверждено Положение о порядке определения размера, условий и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Каргапольского района, и земельных участков, расположенных на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена и в Приложениях №№1, 2 и 3 к данному Положению определены размеры процентов кадастровой стоимости земельных участков, расположенных в р.п. Каргаполье, р.п. Красный Октябрь и земельных участков, расположенных в пределах Каргапольского района. При этом, данным решением не затрагиваются земельные участки, находящиеся в федеральной собственности. Из названия решения и утвержденного им Положения следует, что они распространяются на земельные участки, находящиеся в собственности Каргапольского района и на земельные участки, находящиеся на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена. Земельные участки, занятые под объектами железнодорожного транспорта, являются федеральной собственностью, на эти земельные участки принятое решение не распространяется. Под объектами транспортных систем естественных монополий имелись ввиду: магистральные трубопроводы по транспортировке нефти и нефтепродуктов, газа; электросвязь и почтовая связь; передача электрической энергии; передача тепловой энергии. При принятии решения нарушений закона не допущено, так как оно до его принятия прошло правовую экспертизу в правовом управлении Правительства Курганской области. Просили отказать в иске.

Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст.253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Из материалов дела усматривается, что 28.05.2009. Каргапольской районной Думой было принято решение №436 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Каргапольского района, и земельных участков, расположенных на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена». Данным решением утверждено Положение о порядке определения размера, условий и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Каргапольского района, и земельных участков, расположенных на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена. В пунктах 7 Приложений №№1, 2 и 3 к данному Положению определены размеры процентов кадастровой стоимости земельных участков, расположенных соответственно в р.п. Каргаполье, р.п. Красный Октябрь и земельных участков, не указанных в Приложении №1 и в Приложении №2, расположенных в пределах Каргапольского района под объектами транспортных систем естественных монополий. Решение было опубликовано в районной газете «Сельская правда» №№54-56 от 29.05.2009.

Согласно ч.3 ст.65 Земельного Кодекса РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата; порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 25.10.2001. №137 «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.

Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (ч.2 п.10. ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137).

На основании ст.3.1 ч.3 вышеуказанного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:

земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;

земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;

иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.

Объектами транспортных систем естественных монополий в соответствие со ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 11.07.2011) "О естественных монополиях") является транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; железнодорожные перевозки; услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; услуги по передаче электрической энергии; услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; услуги по передаче тепловой энергии; услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей; захоронение радиоактивных отходов.

В силу ч.3 ст.4 Федерального закона от 27.02.2003. №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции, являются федеральной собственностью.

Оспаривая пункт 7 Приложений №№2 и 3 прокурор указывал, что при принятии решения орган местного самоуправления превысил свои полномочия в связи с тем, что установил ставки арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в федеральной собственности, на которых расположены железнодорожные станции.

Данные доводы прокурора суд находит несостоятельными, так как исходя из названия решения и из его текста следует, что решением Каргапольской районной Думы от 28.05.2009. №436 были установлены ставки арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Каргапольского района и земельные участки, расположенные на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, следует признать, что оспариваемые пункты 7 Приложений №№2 и 3, устанавливающие размеры процентов кадастровой стоимости земельных участком под объектами транспортных систем естественных монополий, не распространяются на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, и они не противоречат действующему законодательству. При принятии решения от 28.05.2009. №346 Каргапольская районная Дума свои полномочия не превысила.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявление Курганского транспортного прокурора удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Курганского транспортного прокурора о признании незаконными пункты 7 Приложений №№2 и 3 к решению Каргапольской районной Думы от 28.05.2009. №436 «Об утверждении Положения о порядке определения размера, условий и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Каргапольского района, и земельных участков, расположенных на территории Каргапольского района, государственная собственность на которые не разграничена» и внесении в указанные пункты изменений с указанием «за исключением земельных участков, находящихся под объектами железнодорожного транспорта» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путём подачи кассационной жалобы через Каргапольский районный суд в течение 10 дней.

Судья: