Дело № 2-62/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 24 февраля 2011 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Алексеевой М.А.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой Н.В.,
с участием истца Доброчасова Г.Г., третьего лица Доброчасовой Г.Г.,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Каргапольском районе, главного специалиста-эксперта (юрисконсульта) Степановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Доброчасова Г.Г. к ГУ УПФ РФ в Каргапольском районе о восстановлении срока для получения накопительной части пенсии,
установил:
Доброчасов Г.Г. обратился с заявлением к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргапольском районе Курганской области (далее - ГУ УПФ РФ в Каргапольском районе) о восстановлении срока для получения накопительной части трудовой пенсии умершего ДД.ММ.ГГГГ. застрахованного лица – его сына ФИО1. В обоснование иска указал, что ФИО1 уплачивал страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ. Установленный Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002. № 111-ФЗ шестимесячный срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений был им пропущен в связи с тем, что он не знал о существовании накопительного пенсионного вклада. ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в ГУ УПФ РФ в Каргапольском районе с заявлением о выплате указанных средств умершего сына, но ему было отказано по причине пропуска срока.
В судебном заседании Доброчасов Г.Г. поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Степанова И.В. в судебном заседании не возражала против восстановления срока обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного лица.
В судебном заседании третье лицо Доброчасова Г.Г., мать умершего ФИО1, поддержала исковые требования Доброчасова Г.Г. и просила их удовлетворить. Объяснила, что отказывается от получения накопительной части пенсии сына в пользу супруга.
В судебное заседание не явилась третье лицо ФИО3, извещенная о месте и времени судебного заседания, не просившая об отложении. Суд определил рассмотреть дело в её отсутствие.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика и третьего лица, исследовав и оценив представленные письменные доказательства, суд пришёл к выводу о том, что исковые требования Доброчасова Г.Г. подлежат удовлетворению по следующим правовым и фактическим основаниям.
Согласно п. 12 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001. N 173-ФЗ, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, направленные на формирование накопительной части трудовой пенсии, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в п. 12 ст. 16 настоящего Федерального закона (родителям). При этом застрахованное лицо вправе в любое время посредством подачи соответствующего заявления в Пенсионный фонд РФ определить конкретных лиц из числа указанных в п.12 ст.16 настоящего Федерального закона или из числа других лиц, которым может быть произведена такая выплата, а также установить, в каких долях следует распределить между ними указанные выше средства. При отсутствии указанного заявления средства, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета, подлежащие выплате родственникам застрахованного лица, распределяются между ними в равных долях.
Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002. N 111-ФЗ предусмотрено, что за счет средств пенсионных накоплений осуществляются выплаты накопительной части трудовой пенсии, а также выплаты в случае смерти застрахованного лица лицам, указанным в п. 12 ст. 16 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
На основании п. 3 ст. 38 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Этот срок может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника.
В судебном заседании установлено, что Доброчасов Г.Г. – отец ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ., являвшегося застрахованным лицом государственного пенсионного страхования. Указанные обстоятельства подтверждаются паспортом №, свидетельством государственного пенсионного страхования №, свидетельством о рождении №, свидетельством о смерти №, свидетельство о праве на наследство по закону №, выпиской из лицевого счета застрахованного лица от ДД.ММ.ГГГГ1.
Доброчасов Г.Г. обратился в ГУ УПФ РФ в Каргапольском районе ДД.ММ.ГГГГ., то есть с пропуском срока обращения, установленного Федеральным законом «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации». Суд признаёт, что неосведомлённость истца о наличии накопительной части пенсии его сына объективно исключала возможность своевременного обращения за её получением. С учётом правовой позиции Верховного Суда РФ (обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2010 г.), суд признаёт причину пропуска срока уважительной, а срок подлежащим восстановлению.
Руководствуясь ст.194-199ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Доброчасова Г.Г. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каргапольском районе Курганской области удовлетворить.
Восстановить Доброчасову Г.Г. срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтённых в специальной части индивидуального лицевого счёта умершего застрахованного лица ФИО1.
На решение могут быть поданы кассационные жалобы в Курганский областной суд через Каргапольский районный суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья М.А. Алексеева